Решение
Судья Свердловского областного суда Сазонова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 24 апреля 2019 года жалобу защитника Розовой Е.С. на решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 31 января 2019 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу от 20 ноября 2018 года ФГУП «Уральский электромеханический завод» по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Постановлением государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу от 20 ноября 2018 года ФГУП «Уральский электромеханический завод» по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 31 января 2019 года указанные постановления изменены, ФГУП «Уральский электромеханический завод» назначено наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе защитник Розова Е.С. просит решение судьи и постановления должностного лица отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, заслушав защитников Розову Е.С., Власову Н.А., помощника Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Н., не нахожу оснований к отмене состоявшихся по делу решений.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Исходя из положений ст.ст. 1, 19, 24 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду и устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.
Факт образования ФГУП «Уральский электромеханический завод» в 2017 году отходов III класса опасности с превышением установленных нормативов образования отходов, что влечет негативное воздействие на окружающую среду, установлен Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки и не оспаривается по существу жалобы.
С учетом изложенного следует признать, что допущенное правонарушение произошло в процессе накопления отходов производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Проверкой установлено, что в 2017 году и истекшем периоде 2018 года ФГУП «Уральский электромеханический завод» были образованы и переданы специализированной организации отходы бактерицидных ламп (код по ФККО 4 71 102 11 52 3), термометры промышленные, медицинские (код по ФККО 4 71 920 00 52 1), бой ртутьсодержащих ламп, приборов с ртутным наполнением (код по ФККО 4 71 311 11 49 1), однако паспорта на эти отходы не оформлены, нормативы образования указанных отходов не утверждены.
Эти установленные должностным лицом и судьей фактические обстоятельства дела подтверждаются актами приема-сдачи отходов ООО «Центр безопасности промышленных отходов», в которых отражены факты передачи ФГУП «Уральский электромеханический завод» специализированной организации таких отходов, как лампы бактерицидные, бой ртутьсодержащих ламп, термометры промышленные, термометры медицинские, на которые паспорта отходов оформлены не были.
Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена обязанность юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля, осуществлять производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (п. 2 ст. 67).
Этим же законом определено содержание программы производственного контроля, которая должна содержать сведения:
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений (п. 3 ст. 67).
ФГУП «Уральский электромеханический завод» 10 августа 2017 года утверждена программа производственного экологического контроля, содержание которой не соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, требования к программе предполагают наличие инвентаризации отходов производства и потребления, однако предприятием это требование не могло быть выполнено в силу отсутствия оформленных паспортов некоторых видов отходов.
Оценив добытые доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о виновности ФГУП «Уральский электромеханический завод» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Как следует из материалов дела, при сдаче отчетности за 2017 года по форме «2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» ФГУП «Уральский электромеханический завод» указало на образование 4,874 тонн отходов I класса опасности и 4,231 тонн отходов II класса опасности, однако согласно данным учета в области обращения с отходами в 2017 году на предприятии образовано 5, 109 тонн отходов I класса опасности и 2,746 тонн отходов II класса опасности.
Кроме того, в строке 4 отчета по форме 2-ТП (отходы) за 2017 год ФГУП «Уральский электромеханический завод» указаны сведения только об образовании отходов ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства (код по ФККО 4 71101 01 52 1).
Однако, как следует из материалов дела, на предприятии образуются и иные отходы, в частности, лампы бактерицидные, утратившие потребительские свойства (4 71102 11 52 3), бой стеклянных ртутных ламп и термометров с остатками ртути (4 71311 11 49 1), отходы термометров ртутных (4 71920 00 52 1), не отраженные в статистической отчетности.
Таким образом, ФГУП «Уральский электромеханический завод» при сдаче статистической отчетности предоставило недостоверную информацию об образовании отходов.
Действия юридического лица в этой части правильно квалифицированы по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание юридическому лицу с учетом обстоятельств дела назначено справедливое, в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией статьи.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением предприятия, позволяющих применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения настоящей жалобы не установлено.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьярешил:
решение судьи Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 31 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.ст. 8.2, 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГУП «Уральский электромеханический завод» оставить без изменений, а жалобу – без удовлетворения.
Судья: