Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-441/2023 ~ М-109/2023 от 12.01.2023

АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

город Октябрьский РБ 09 февраля 2023 года

Октябрьский городской суд РБ в составе председательствующего судьи Большаковой С.Ю., при секретаре Щуровой В.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №03RS0014-01-2023-000128-77 (№2а-441/2023) по административному исковому заявлению Администрации городского округа город Октябрьский РБ к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан, Октябрьскому городскому отделению судебных приставов УФССП по РБ, о признании постановления о взыскании исполнительного сбора незаконным, об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация городского округа <адрес> Республики Башкортостан обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, Октябрьскому городскому отделению судебных приставов УФССП по РБ, о признании постановления о взыскании исполнительного сбора незаконным, об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Ссылаясь на то, что муниципальным образованием предпринимаются все необходимые меры для исполнения решения суда, а в их действиях, учитывая установленный законом порядок финансирования исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями, отсутствует вина в ненадлежащем исполнении обязательства, просит признать незаконным постановление о взыскании исполнительного сбора и освободить от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Октябрьского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Акуловой О.В. от 15.09.2022г. по исполнительному производству от 15.08.2022г. -ИП, в связи не исполнением возложенной решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 15.03.2022г. обязанности по обеспечению Мансурову Д.И., относящегося к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Представитель административного истца администрации городского округа <адрес> РБ по доверенности Романова Т.В. в судебном заседании подержала заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации городского округа <адрес> по доверенности по доверенности Соколова Е.А. в судебном заседании пояснила, что поддерживает мнение административного истца.

Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, Октябрьского городского отделения судебных приставов УФССП по РБ, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представители заинтересованных лиц прокуратуры <адрес> в интересах Мансурову Д.И., Правительства Республики Башкортостан, отдела опеки и попечительства администрации городского округа <адрес> РБ, Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В силу ст. 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Добросовестное пользование процессуальными правами отнесено к условиям реализации одного из основных принципов гражданского процесса - принципа состязательности и равноправия сторон.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. ст. 218, 360 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Частью 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств на основании соответствующего иска отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 6 и 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В силу указаний п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Как разъяснено в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Изложенное соответствует правовой позиции, приведенной в пункте 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2018), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 15.03.2022г. постановлено: «Обязать Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан предоставить Мансурову Д.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет на территории <адрес> Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья.»

Решение суда от 15.03.2022г. вступило в законную силу, возбуждено исполнительное производство от 15.08.2022г. -ИП.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Октябрьского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Акуловой О.В. от 15.09.2022г. взыскан с муниципального образования исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно ч. 2 ст. 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее по тексту БК РФ) и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 1, п. 1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления Республики Башкортостан наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями при условии передачи органам местного самоуправления финансовых средств в виде субвенций в объеме устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период для бюджета соответствующего муниципального образования.

Согласно ст. 5 названного Закона Республики Башкортостан органы государственной власти Республики Башкортостан при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить органы местного самоуправления финансовыми и материальными средствами, необходимыми для осуществления переданных государственных полномочий.

Размер предоставляемых местным бюджетам субвенций для осуществления соответствующих государственных полномочий устанавливаются законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год раздельно по каждому из передаваемых государственных полномочий (п. 4 ст. 8 Закона Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан»).

Сумма субвенций, условия предоставления, перечень обязательств органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления определяются соглашением о предоставлении субвенций из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

Из материалов, имеющихся в ведении суда, следует, что субвенции, предоставляемые администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, израсходованы в полном объеме.

На предоставляемые субвенции администрацией приобретены однокомнатные квартиры, которые предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения по ранее вынесенным и вступившим в законную силу судебным решениям.

Письмами от 08.02.2021г., от 16.12.2021г., администрация городского округа <адрес> Республики Башкортостан просит Правительство Республики Башкортостан, Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан, о выделении дополнительных средств для осуществления полномочий, в том числе и по неисполненным судебным решениям.

Ответами отказано в выделении дополнительных денежных средства, указано, что выделение денежных средств бюджету муниципального округа для обеспечения жилым помещением названных лиц по вступившим в законную силу и неисполненным решениям суда не сегодняшний день не предусмотрено законодательством.

Администрацией городского округа <адрес> Республики Башкортостан в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем проведения процедуры электронных аукционов заключены муниципальные контракты, в соответствие с которыми в муниципальную собственность с включением в специализированный жилищный фонд приобретены однокомнатные квартиры.

Названные жилые помещения посредством жеребьевки распределены среди лиц, относящимся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в пользу которых имеются судебные акты, вступившие в законную силу, о чем свидетельствуют данные регулярных заседаний жилищной комиссии городского округа.

Иных жилых помещений у администрации не имеется.

Исполнение решения суда, следует из изложенного, в целом зависит от заключенных соглашений, предоставления субвенции, их размера, подготовки аукционной документации, их передачи в целях размещения государственных заказов для проведения централизованного аукциона на право приобретения жилых помещений, регистрации права собственности городского образования, рассмотрения вопроса предоставления жилых помещений на заседании жилищной комиссии, заключения договора найма специализированного жилого помещения и передаче его по акту приема-передачи взыскателю.

Таким образом, проанализировав поведение муниципального образования, в том числе с точки его добросовестности, а также условия, ставшие причиной не исполнения судебного акта, суд не усматривает того виновного противоправного бездействия должника в неисполнении решения суда, которое по смыслу закона, является безусловным основанием для возложения на лицо, уклоняющееся от исполнения решения суда, ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что финансирование исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, суд, основываясь на доказательствах совершения действий, направленных на исполнение решения суда, отказывает в признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, при этом полагает возможным освободить администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Октябрьского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Акуловой О.В. от 15.09.2022г. по исполнительному производству от 15.08.2022г. -ИП.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 360, гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 15.09.2022░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 15.08.2022░. -░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 15.09.2022░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 15.08.2022░. -░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

2-441/2023 ~ М-109/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация ГО г. Октябрьский Республики Башкортостан
Ответчики
Управление ФССП по Республике Башкортостан
Октябрьское городское отделение судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан
Другие
Министерство финансов Республики Башкортостан
Отдел опеки и попечительства Администрации ГО г.Октябрьский Республики Башкортостан
Министерство семьи, труда и социальной защиты Республики Башкортостан
Правительство Республики Башкортостан
Прокурор г.Октябрьский Республики Башкортостан, в инт.Мансурова Д.И.
Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан
Управление земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации ГО г.Октябрьскйи Республики Башкортостан
Суд
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Большакова С.Ю.
Дело на сайте суда
oktabrsky--bkr.sudrf.ru
12.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2023Передача материалов судье
16.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2023Подготовка дела (собеседование)
31.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2023Судебное заседание
09.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2023Дело оформлено
08.04.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее