Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1917/2023 ~ М-1381/2023 от 05.05.2023

11RS0002-01-2023-001674-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воркута, Республика Коми              15 июня 2023 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Имамеевой Т.М.,

с участием первого заместителя прокурора г. Воркуты Авсецина О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1917/2023 по иску прокурора г. Воркуты в интересах Ретота О.В. к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» об установлении тарифной ставки (оклада), перерасчете заработной платы, взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г. Воркуты обратилась с иском к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее МУП «СТС» МО ГО «Воркута») в интересах Ретота О.В. об установлении тарифной ставки (оклада) с 01.04.2022 в размере 13489,83 руб., о перерасчете заработной платы, отпускных, иных выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений и выплатить задолженность с 01.04.2022, образовавшуюся в результате занижения тарифной ставки (оклада), а также о взыскании компенсации морального вреда в сумме 5000 руб.

В обоснование иска указано, что Ретота О.В. состоит в трудовых отношениях с МУП «СТС» МО ГО «Воркута» в должности машиниста (кочегара) котельной 3 разряда с 01.08.2017. Работодателем с 01.04.2022 установлен истцу оклад в размере 10578 руб. 08.12.2016 между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, выступающим от лица работодателей, и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения - от лица работников заключено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг.». МУП «СТС» не представило в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в сфере труда мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС, следовательно, ОТС считается распространенным на ответчика.

Истец о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в свое отсутствие.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявили.

Суд считает возможным, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика.

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам иска.

Выслушав пояснения прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из иска следует, что истец просит установить оклад и произвести перерасчет заработной платы, начиная с 01.04.2022.

Судом установлено, что Ретота О.В. работает в МУП «СТС» МО ГО «Воркута» на основании трудового договора от 31.07.2017 ... и дополнительных соглашений к нему с 01.08.2017.

Согласно трудовому договору от 31.07.2017 ..., Ретота О.В. с 01.08.2017 принят на должность машиниста (кочегара) котельной 3 разряда, и ему установлен должностной оклад в размере 8303 руб. в месяц; надбавки (за вредные условия труда) в размере 12%, с начислением установленных законодательством районного коэффициента в размере 60 % и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 %.

С 01.04.2022 ему установлен оклад в размере – 10578 руб.

Частью первой статьи 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно части второй статьи 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда – это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (ч.1). Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (ч.2). Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (ч.9).

Положениями ст. 45 ТК РФ определено, что соглашением является правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В силу ч.8 ст. 45 ТК РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

В соответствии со статьей 48 ТК РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (ч.1). Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ч.2). Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения (ч.3).

Из положений части 9 статьи 48 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

В МУП «СТС» МО ГО «Воркута» действует коллективный договор на 2020-2022 годы, прошедший уведомительную регистрацию в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (регистрационный №3-К/2020 от 13.01.2020), заключенный 20.12.2019 от имени работодателя директором МУП «СТС» МО ГО «Воркута», от имени работников - председателем Совета работников, а также Положение об оплате труда МУП «СТС» МО ГО «Воркута», согласованное от имени работников председателем Совета работников и утвержденное представителем работодателя директором МУП «СТС» МО ГО «Воркута» 26.12.2019.

В соответствии с Положением об оплате труда МУП «СТС» МО ГО «Воркута» (раздел 2) на Предприятии применяется повременно-премиальная система оплаты труда на основе должностных окладов, предполагающая начисление премии к установленным в трудовых договорах месячным должностным окладам на основании Положения о премировании. Основой системы оплаты труда является схема должностных окладов (месячных тарифных ставок), установленных в зависимости от минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях и тарифного коэффициента соответствующей профессии. Схема тарифных коэффициентов разработана и принята Предприятием на основании 18-ти разрядной тарифной сетки. П.2.10 Положения об оплате труда установлен размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях труда при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении норм труда на 01.01.2020 – 8135,00 руб. на 01.04.2020 – 8380,00 руб. (изменения в п.2.10 от 31.03.2020), на 01.04.2021 – 8791,00 руб. (изменения в п.2.10 от 26.03.2021), с 01.04.2022 – 9530,00 руб. (изменения в п. 2.10 от 31.03.2022).

Размеры тарифных коэффициентов приведены в Приложении № 1 к Положению об оплате труда.

На основании письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.02.2017 № 14-4/10/В-835 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства официально предложено присоединиться к ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденному 08.12.2016, или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению, оно будет считаться распространенным на этих работодателей.

МУП «СТС» МО ГО «Воркута» относится к организациям жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющим, как следует из учредительных документов и выписки из ЕГРЮЛ, деятельность в сфере коммунального теплоснабжения.

В силу пункта 10.4 ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы предусмотрено условие о присоединении к данному соглашению любых работодателей, в том числе добровольно, либо организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно названному письму Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.02.2017 № 14-4/10/В-835, или представлении в 30-дневный срок мотивированного отказа.

Соглашение вступило в силу с 01.01.2017 и пролонгировано согласно положениям ч. 2 ст. 48 ТК РФ до 31.12.2022 включительно (п.1.13 ОТС).

Материалами дела установлено, что МУП «СТС» МО ГО «Воркута» не направляло мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, утвержденного 08.12.2016.

Следовательно, действие данного соглашения считается распространенным и на МУП «СТС» МО ГО «Воркута».

Пунктом 1.12 ОТС определено, что в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

В Приложениях № 1 и № 3 к ОТС указаны минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства, а также рекомендуемая тарифная сетка оплаты труда работников организаций жилищно-коммунального хозяйства, включающая тарифные коэффициенты для определения тарифных ставок.

Согласно п. 2.3 ОТС минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению.

На основании Приложения №1 к ОТС с 01.01.2019 минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения установлена в размере 10303 руб. При этом в соответствии с абз. 2 п. 2.3 ОТС заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для ежегодной (ежеквартальной) индексации фонда оплаты труда и дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда. В случае отсутствия у работодателя средств на повышение оплаты труда, индексация фонда на оплату труда производится с 1 июля текущего года одновременно с повышением тарифов на предоставляемые услуги, исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной согласно индексу потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал (п. 2.3.3 ОТС).

В п. 2.3.4 ОТС указано, что в целях повышения квалификации и защиты прав работников отрасли, работодатель вправе организовать оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников, а также определение соответствующей тарификации в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации. По запросу работодателя или первичной профсоюзной организации любая из сторон Соглашения вправе направить согласованные сторонами рекомендации по тарифным сеткам и тарифным коэффициентам. Рекомендованная тарифная сетка для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда в организации на 2017-2019г.г. приводится в Приложении №3.

Согласно Приложению № 3 ОТС внутренние диапазоны коэффициентов могут определяться работодателем самостоятельно, тарифные коэффициенты рекомендуется устанавливать в соответствии с девятью квалификационными уровнями.

Анализ исследованных в судебном заседании доказательств, позволяет суду сделать вывод о том, что положения п. 2.3 ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы являются обязательными при формировании фонда оплаты труда работников МУП «СТС» МО ГО «Воркута».

Согласно п.2.1 ОТС система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера (за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях) устанавливаются непосредственно в Организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам.

Как указано в Приложении №3 к ОТС, в организациях отрасли могут быть сохранены действующие системы оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала.

Положением об оплате труда в соответствии с требованиями ст.134 Трудового кодекса РФ и Коллективным договором предусмотрена схема тарифных коэффициентов в целях обеспечения повышения содержания заработной платы, что в отсутствие иного способа присвоения тарифных разрядов, прав работников не нарушает.

Приказом МУП «СТС» МО ГО «Воркута» от 26.12.2019 № 171-п работодателем утверждена тарифная сетка с 01.01.2020 (Приложение №1), согласно которой тарифный коэффициент 3 разряда составляет 1,11.

Соответственно тарифная ставка истца с учетом тарифного коэффициента 1,11 с 01.04.2022 должна составлять менее 13489,83 руб.

Материалами дела установлено, что при исчислении тарифной ставки (оклада) истца работодатель использует минимальную месячную тарифную ставку (по профессии истца) с 01.04.2022 в размере 9529,73 руб. (10578 руб./ 1,11= 9529,73 руб.), что существенно ниже минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в организациях, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной сфере.

Таким образом, судом установлено, что с 01.04.2022 заработная плата истцу выплачивалась исходя из оклада меньшего размера, чем установлено ОТС, следовательно, МУП «СТС» МО ГО «Воркута» обязано установить тарифную ставку истцу, исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, с учетом дальнейших индексаций в соответствии с п.2.3.3, 2.4 ОТС.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заработная плата за период с 01.04.2022, а также исчисленные в 2022 году отпускные рассчитаны и выплачены истцу в меньшем размере, чем этом установлено ОТС в ЖКХ РФ, требования истца о перерасчете и выплате причитающейся задолженности по заработной плате, отпускных, подлежат удовлетворению.

Соответственно, минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда (по профессии истца) подлежит умножению на коэффициент соответствующий разряду истца, который на дату рассмотрения настоящего дела составляет – 1,11.

Таким образом, ответчик обязан установить истцу тарифную ставку (оклад) исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленного Приложением №1 к ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019г.г., которая с 01.01.2022 с учетом индексации в соответствии с приведенными выше нормативными актами составляет 12153 руб., умноженную на коэффициент соответствующий разряду истца – 1,11, а именно 13789,83 руб.

Разрешая требование истца о взыскании с ответчика в счет компенсации морального вреда 5000 руб., суд приходит к следующему.

Согласно статье 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1). В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (часть 2).

Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 предусмотрено, что в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что ответчиком нарушены трудовые права истца, в том числе право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Также судом учитывается длительность допущенных нарушений, в связи с чем, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в сумме 5000 руб., как соответствующей требованиям разумности и справедливости.

Согласно п. 8 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Исходя из удовлетворенных требований с ответчика в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора г. Воркуты Республики Коми в интересах Ретота О.В. к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» установить Ретота О.В. с 1 апреля 2022 года тарифную ставку (оклад) в размере 13489,83 руб., произвести перерасчет заработной платы и отпускных, выплатить недоплаченные с 1 апреля 2022 года суммы в результате занижения тарифной ставки (оклада).

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Ретота О.В. денежную компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 21.06.2023.

Председательствующий

2-1917/2023 ~ М-1381/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Воркуты
Ретота Олег Васильевич
Ответчики
МУП "Северные тепловые сети" МО ГО "Воркута"
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Машковцева Елена Владиславовна
Дело на странице суда
vktsud--komi.sudrf.ru
05.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2023Передача материалов судье
12.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2023Судебное заседание
21.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее