Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-294/2023 от 08.08.2023

№ 5-294/2023

25 RS 0011-01-2023-002669-93

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 августа 2023 г.                             г. Спасск-Дальний                                            Приморского края

Судья Спасского районного суда Приморского края Бобрович П.В.,

с участием представителя прокурора по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях Приморского края – помощника прокурора г. Спасск-Дальний, Приморского края Карпуша К.В., действующей на основании поручения,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении юридического лица ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю, ОРГН №, юридический адрес: <адрес>,

ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекавшегося,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Спасского районного суда Приморского края поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю.

Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края (спецпрокуратура) на основании ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ (peг. №) представления «Об устранении нарушений закона», начальнику ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю внесено представление, которое юридическое лицо ФКУ ИК-33, при наличии возможности для соблюдения требований федерального законодательства и указания спецпрокуратуры на допущенные нарушения, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, не исполнило, надлежащим образом, представление спецпрокуратуры не рассмотрело.

Представитель по доверенности ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю ФИО2, уведомленная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, предоставила пояснения к протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ за подписью Врио начальника ФИО3, в которых указано, что резолютивная часть представления от ДД.ММ.ГГГГ. содержала законные требования об обеспечении администрацией ФКУ ИК-33 режимных требований, а также об информировании о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

Вместе с тем, ответ на представление было подготовлено ДД.ММ.ГГГГ, №, однако документов, подтверждающих направление – спецпрокуратуру, не имеется.

Со стороны ФКУ ИК-33 ГУФСИН России Приморскому краю в лице начальника учреждения ФИО1 не было умысла не выполнять требования прокурора. Контроль за своевременным направлением ответа на представление было поручено сотруднику, который а силу личной недисциплинированности допустил нарушение установленных сроков.

В случае возбуждения дела в отношении юридического лица, последующее наложение административного наказания в    виде административного штрафа, повлекут на учреждение дополнительную новую финансовую нагрузку, направленную на исполнение наложенного взыскания.

ФКУ ИК-33 ГУФСИН России пи Приморскому краю по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением. Основной источник финансирования деятельности учреждения – средства федерального бюджета. ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю имеет право расходовать денежные средства в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств по предусмотренным статьям расходов. В силу ст.84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности илы ведении органов государственной власти РФ, финансируется исключительно из федерального бюджета. Ст. 9 Закона Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством РФ.

ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю не может игнорировать требований бюджетного законодательства Российской Федерации, тем более, что оно не является распорядителем бюджетных средств, закрепленным в ст. 58 Бюджетного кодекса РФ, и самостоятельно не может распоряжаться денежными средствами, не может нарушать принцип адресности и целевого характера бюджетных средств закрепленный в ст. 38 Бюджетного кодекса РФ. Просит при возбуждении дела об административном правонарушении предусмотреть возможность переквалифицировать административную ответственность с юридического лица на должностное лицо; привлечь к дисциплинарной ответственности заместителя начальника ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю ФИО3

Представитель юридического лица в судебное заседание не явился, заявил ходатайство об отложении судебного заседания.

С учетом мнения сторон, суд отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания и признал возможным рассмотреть дело без участия представителя юридического лица.

Представитель прокурора по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях Приморского края в судебном заседании указала, что вина юридического лица ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, доказана, полагает необходимым назначить за данное административное правонарушение административное наказание в виде административного штрафа.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив исследованные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из ст.26.1 КоАП РФ, в которой перечислены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, следует, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи.

Вместе с тем, частью 4 названной статьи предусмотрено, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 данной статьи.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Приморским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края на основании ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» за исх. № начальнику ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю ФИО1 внесено представление «Об устранении нарушений закона».

ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) в спецпрокуратуру поступил ответ на указанное представление от ДД.ММ.ГГГГ исх. № за подписью уполномоченного лица - начальника ФКУ ИК-33 ФИО1, к которому приложена копия протокола совещания при начальнике учреждения от ДД.ММ.ГГГГ №.

Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, проверкой установлено, что ФКУ ИК-33, при наличии возможности для соблюдения требований федерального законодательства и указания спецпрокуратуры на допущенные нарушения, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, не исполнило, надлежащим образом представление спецпрокуратуры не рассмотрело, в связи с чем, в действиях юридического лица - ФКУ ИК-33 ГУФСИН России Приморскому краю, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ - умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса, в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

В силу требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Выяснение вопроса о виновности лица имеет существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения данного дела, поскольку, как следует из содержания диспозиции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том в случае, если невыполнение требования прокурора носит умышленный характер, то есть имеет место вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в том числе, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Объективную сторону административного правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову, влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).

Согласно части 2 статьи 21 Закона о прокуратуре, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления, должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (статья 24 Закона о прокуратуре).

По смыслу приведенных норм, положения Закона о прокуратуре, предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают организации, должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления. Однако характер принимаемых мер должны определять самостоятельно те лица, которым адресовано представление. Несогласие прокурора с содержанием ответов, полученных по результатам рассмотрения представлений, не может служить основанием для привлечения соответствующего лица к административной ответственности по статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с представлением прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Приморском крае от ДД.ММ.ГГГГ № предъявлено требование, в числе прочего, о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц (л.д. 9).

Между тем, данное требование не соответствует приведенным положениям Закона о прокуратуре.

Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении прокурора императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, противоречит нормам Закона о прокуратуре, Трудового кодекса Российской Федерации.

Также в представлении было указано на необходимость уведомить о месте и времени рассмотрения представления прокурора, о результатах принятых мер сообщить прокурору в месячный срок со дня получения представления (л.д. 9).

Из материалов дела усматривается, что в установленный срок должностным лицом, в адрес которого внесено представление, в прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Приморском крае направлен письменный мотивированный ответ от ДД.ММ.ГГГГ о результатах рассмотрения представления. По результатам рассмотрения представления все нарушения устранены.

Данный ответ поступил в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ, по вине сотрудника, который, в силу личной безответственности, допустил нарушение установленных сроков.

Как следует из протокола совещания начальника учреждения ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, в установленный законом срок по представлению проведена проверка по факту выявленных недостатков, результаты проверки заслушаны на совещании при начальнике ФКУ ИК-33 с участием старшего помощника прокурора Приморской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края мл. советника юстиции ФИО4, представление прокурора рассмотрено, сотрудникам ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю была доведена информация о представлении Приморской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края и принятых мерах, в связи с отсутствием замечаний со стороны помощника прокурора, присутствующего на совещании, по результатам совещания было принято решение по рассматриваемым вопросам.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что уполномоченным должностным лицом юридического лица ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю в установленном законом порядке и сроки выполнены требования статьи 24 Закона о прокуратуре, дан мотивированный о результатах рассмотрения представления.

Сроки дачи ответа, предусмотренные абзацем 2 пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, юридическим лицом были соблюдены, что подтверждается предоставленным представителем юридического лица скриншотом страницы журнала регистрации исходящих документов ФКУ ИК-33, содержащей сведениями о направлении ответа на трех листах на адрес Приморской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края ДД.ММ.ГГГГ.

Изучение материалов дела об административном правонарушении свидетельствует о том, что в них не содержится доказательств, подтверждающих тот факт, что в действиях юридического лица ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю имеется умысел на невыполнение требований прокурора, поскольку предоставление руководителем юридического лица ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю сведений о результатах рассмотрения представления прокурора, не подтверждает факт умышленного неисполнения требований прокурора.

То обстоятельство, что прокурор не согласился с содержанием и оценкой изложенных в ответе фактов, не может служить основанием для привлечения ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю к административной ответственности за неисполнение требований прокурора.

В силу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю обязано было рассмотреть поступившее представление в установленный законом месячный срок, и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме, что им было выполнено.

Наличие вины юридического лица ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю главы администрации ёв совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалами дела об административном правонарушении не подтверждено.

Таким образом, факт умышленного невыполнения юридическим лицом ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю требований должностного лица административного органа, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, не нашел своего объективного подтверждения в судебном заседании, что свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении юридического лица ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.24.5 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л :

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░-33 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 17.7 ░░░░ ░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░                ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

5-294/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушенииОтсутствие состава административного правонарушения
Истцы
Е.И.Духовников
Ответчики
ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по ПК
Суд
Спасский районный суд Приморского края
Судья
Бобрович Павел Владимирович
Дело на сайте суда
spassky--prm.sudrf.ru
08.08.2023Передача дела судье
10.08.2023Подготовка дела к рассмотрению
29.08.2023Рассмотрение дела по существу
29.08.2023Изготовлено постановление о прекращении в полном объеме
29.08.2023Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
11.09.2023Вступление постановления (определения) в законную силу
21.09.2023Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
11.10.2023Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее