Дело № 5-81/2022
УИД 21RS0016-01-2022-000656-55
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
09 апреля 2022 года пос. Кугеси
Судья Чебоксарского районного суда Чувашской Республики Бойправ В.Г.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Амараче М.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении;
Амараче М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
В отношении гражданина <адрес> Амараче М. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в 10 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ при проверке миграционного законодательства по адресу: <адрес>, выявлен гражданин <адрес> Амараче М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который находился без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, тем самым совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Амараче М. свою вину в совершении административного правонарушения не оспаривал, указав, что приехал на учебу, проживал со своей женой и малолетним ребенком в <адрес> без регистрации, его попытки оформить документы вид на жительство не увенчались успехом ввиду отсутствия всего пакета необходимых документов.
Выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Амараче М., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В силу ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
В силу положений п. 2 ст. 5 названного Закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Из представленных документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 30 минут при проверке соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации по адресу: <адрес>, выявлен гражданин <адрес> Амараче М., который находился без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенное подтверждается учетными данными ФМС России АС ЦБДУИГ, из которых следует, что Амараче М. прибыл на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, срок пребывания Амараче М. на территории Российской Федерации истек ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации он находится без документов подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Данные действия Амараче М. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ, т.е. нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Статьей 3.10 КоАП РФ определено, что административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (часть 1).
При назначении вида и меры административного наказания в отношении Амараче М. за совершение вышеуказанного административного правонарушения следует принять во внимание положения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), в силу которых каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Указанные положения закона, в случае применения в отношении Амараче М. административного выдворения из Российской Федерации повлекут серьезное вмешательство со стороны государства в осуществление права на уважение семейной жизни.
Так, согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ Амараче М. I-РЛ № вступил в брак с гражданкой Российской Федерации ФИО1, которой присвоена фамилия Амараче.
Из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Амараче М. является отцом малолетнего ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>.
В то же время, в силу положений ст. 9 вышеназванной Конвенции на государство-участника возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка, то есть высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Исходя из приведенных Положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод и названного Постановления, применение в данном случае в отношении Амараче М. административного выдворения за пределы Российской Федерации не исключает чрезмерное вмешательство в право на уважение к семейной жизни, поскольку влияет не только на объем его семейных и личных прав, но и влечет невозможность обеспечить своим детям право знать своего родителя, получить от него материальное обеспечение, заботу о нравственном, физическом и духовном развитии.
Содержащиеся в материалах данные о личности Амараче М. свидетельствуют о том, что в период пребывания на территории Российской Федерации Амараче М. не привлекался к уголовной ответственности, имеются сведения о привлечении к административной ответственности в области нарушений Правил дорожного движения РФ.
Признание вины, наличие малолетнего ребенка, беременность супруги, суд учитывает в качестве смягчающих вину обстоятельств.
При таких обстоятельствах, с учетом личности Амараче М., причины совершения административного правонарушения, прихожу к выводу, что назначение Амараче М. административного наказания в виде штрафа без применения дополнительного наказания в виде административного выдворения из Российской Федерации соответствует принципам адекватности мер принуждения, гуманизма, справедливости и цели наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Амараче М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина <адрес> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Штраф перечислить на счет получателя: УФК по Чувашской Республике (МВД по Чувашской Республике) ИНН №, КПП №, р/с № в Отделение – НБ Чувашской Республики БИК №, наименование платежа – административный штраф, код бюджетной классификации – №; УИН №.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья В.Г. Бойправ