Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-479/2023 ~ М-443/2023 от 29.05.2023

Дело № 2-479/2023

УИД 55RS0034-01-2023-000534-88

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тара Омской области 20 июня 2023 года

    Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Казаковой Н.Н., при секретаре Новичковой О.В., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Брюховым И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июня 2023 года в г. Таре дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в лице территориального отдела в Тарском районе к МП «Искра», Администрации Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности по обеспечению питьевой водой, проведению лабораторно-инструментальных исследований питьевой воды, опубликованию решения суда в средствах массовой информации,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области обратился в суд с иском, указал, что по требованию прокуратуры Омской области № 7-15-2023 от 04.04.2023 проведена внеплановая выездная проверка с 13.04.2023 по 26.04.2023 в отношении МП «Искра», по результатам которой установлено, что образец пробы воды, отобранной 13.04.2023 по адресу: с. Вставское, ул. Советская, 40, водоразборная колонка – не соответствует требованиям раздела IV п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 и п. 556 раздела III табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по железу и по цветности, не организован производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов в части проведения лабораторно- инструментарных исследований в соответствии с утвержденной программой производственного контроля. Просит суд, обязать Администрацию Тарского муниципального района Омской области обеспечить любым способом до 19.04.2024 население в с. Вставское Тарского района Омской области питьевой водой, качество которой соответствует требованиям главы 3, таблицы 3.13 п. 556 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2), обязать МП «Искра» до 19.04.2024 проводить лабораторно-инструментальные исследования питьевой воды из водоразборных колонок в рамках программы производственного контроля в полном объеме в части кратности исследований по микробиологическим, органолептическим показателям в соответствии с п. 77 раздела IV, таблицы 2 приложения 4 СанПиН 2.1.3684021 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; статей 11,12,39 части 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 25 Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; при удовлетворении исковых требований опубликовать решение суда в средствах массовой информации, либо иным способом в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представитель истца ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей Позднякова А.Н. поддержала заявленные требования. Относительно ходатайств ответчиком о продлении сроков исполнения решения суда оставила решение на усмотрение суда.

Представитель ответчика МП «Искра» Гомонюк И.М. суду пояснил, что по сути иска возражений не имеет, просит установить срок для исполнения решения суда до 31.12.2024.

Представитель администрации Тарского муниципального района Симаков В.В. пояснил, что по сути требования возражений не имеет, однако, полагает, что необходимо увеличить срок исполнения требований до 31.12.2024 года. Указал, что в настоящее время администрацией муниципального района принято решение о приобретении в 8 населенных пунктов Тарского района станций очистки воды, однако, на закупку в 2023 году средств нет, поскольку бюджет был сформирован и распределен, каждая станция стоит примерно 500-700 тысяч рублей. Запланировать данные средства возможно только на 2024 год, кроме этого, необходимо провести конкурсные процедуры, закупить оборудование, найти подрядчика и установить станции, на все это требуется значительное время. Администрация района не передавала полномочий по обеспечению населения водой администрации сельского поселения.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

В силу статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно статье 8 указанного Федерального закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (часть 1 статьи 18), критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (часть 2 статьи 18).

В статье 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.

Частями 3, 4 названной статьи установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно п.75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Из содержания таблицы 3.1 СанПиН 1.2.3685-21, органолептические показатели качества различных видов вод, кроме технической воды следует, что вода питьевая централизованного водоснабжения по показателям цветность норматив должен составлять не более 20 градусов.

Согласно таблице 3.13 СанПиН 1.2.3685-21, предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков по показателям вещества железо лимитирующий показатель вредности составляет 0,3 мг/л.

Как установлено судом и следует из материалов дела, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Омской области в Тарском районе при проведении внеплановой выездной проверки в отношении МУП «Искра» установлены нарушения требований действующего законодательства в области водоснабжения населения.Так, пробы воды водопроводной холодной, отобранные из водоразборной колонки по адресу: с. Вставское, ул. Советская, 40 не соответствуют требованиям раздела IV п. 75 СанПиН 2.1.3684-21, раздела III СанПиН 1.2.3685-21 по железу, мутности, цветности, что подтверждается протоколами испытаний № 1174 от 17.04.2023, экспертным заключением по результатам лабораторно-инструментальных исследований № 974 Тр/л от 19.04.2023.

В соответствии с п. 91 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 качество воды поверхностных и подземных водных объектов, используемых для водопользования населения (далее - качество воды водных объектов), должно соответствовать гигиеническим нормативам в зависимости от вида использования водных объектов или их участков: в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности (далее - первая категория водопользования); для рекреационного водопользования, а также участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест (далее - вторая категория водопользования).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Из ч.1 ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Как усматривается из материалов дела к дополнительным видам деятельности МП «Искра» относится распределение воды для питьевых и промышленных нужд (л.д. 62). Учредителем является Администрация Вставского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области.

В соответствии с ч. 1.1. ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О водоснабжении и водоотведении" полномочиям органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 6 указанного закона к полномочиям относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Таким образом, за организацию надлежащего водоснабжения ответственен орган исполнительной власти муниципального района, по смыслу приведенных норм закона, такой орган не лишен права передать исполнение возложенной на него обязанности органу местного самоуправления отдельного поселения, однако при этом должен осуществить контроль за надлежащим исполнением возложенной обязанности.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиками, что водоснабжение населения Вставского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области осуществляется питьевой водой, не соответствующей требованиям санитарных норм и правил.

Установлено, что ответчиком – МП «Искра» не проводятся регулярные лабораторные исследования воды. Ответчики этого не отрицали в ходе рассмотрения дела.

Таким образом, несоблюдение ответчиками требований законодательства по водоснабжению ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих на территории поселения граждан, нарушает право на благоприятную окружающую среду и благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Учитывая, что совокупностью имеющихся в деле доказательств, суд находит заявленные истцом исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что МП «Искра» не имеет собственных средств для исполнения обязательства, указанного в п. 1 иска, обеспечение населения качественной питьевой водой является конечной целью выполнения требования санитарного законодательства и должно являться одним из приоритетных направлений деятельности органа местного самоуправления.

Суд считает необходимым обязать ответчиков устранить нарушения требований законодательства о водоснабжении установив разумный срок для выполнении вышеуказанных обязанностей в части п. 1 иска - до 31.12.2024.

В силу абзаца второго ст. 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда

Соответствующие разъяснения приведены в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

С учетом указанных положений и установленных обстоятельств дела, суд полагает, что на ответчиков необходимо возложить обязанность довести до сведения потребителей содержание принятого решения через средства массовой информации или иным способом, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины. Вместе с тем, с МП «Искра» подлежит взысканию пошлина в бюджет Тарского муниципального района в сумме 300 рублей в соответствии с положениями пп. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Тарском районе (ОГРН Управления1055504019768), удовлетворить.

Обязать Администрацию Тарского муниципального района Омской области (ИНН 5535003345) обеспечить любым доступным способом качество питьевой воды, подаваемой жителям в с. Вставское в Тарском районе Омской области, в соответствии с требованиями главы 3, таблицы 3.13 п. 556 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2) в срок до 31.12.2024 (тридцать первого декабря две тысячи двадцать четвертого) года.

Обязать Муниципальное предприятие «Искра» (ИНН 5535008093) в период времени до 19.04.2024 (девятнадцатого апреля две тысячи двадцать четвертого) года проводить лабораторно-инструментальные исследования питьевой воды из водоразборных колонок в рамках программы производственного контроля в полном объеме в части кратности исследований по микробиологическим, органолептическим показателям в соответствии с п. 77 раздела IV, таблицы 2 приложения 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», ст. 11, 32,39 ч. 1 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 25 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Взыскать с МП «Искра» (ИНН 5535008093) в бюджет Тарского муниципального района государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.

Обязать МП «Искра», Администрацию Тарского муниципального района Омской области в течение одного месяца после вступления в законную силу настоящего решения суда довести до сведения потребителей через средства массовой информации или иным способом указанное решение.

Данное решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путём подачи жалобы в Тарский городской суд в течение одного месяца с момента его вынесения.

Мотивированное решение суда подписано 20 июня 2023 года.

Судья:             Н.Н. Казакова

2-479/2023 ~ М-443/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Омской области в Тарском районе
Ответчики
МУП Искра
Администрация Тарского муниципального района
Другие
Позднякова Анна Николаевна
Гомонюк И.М.
Симаков Вясеслав Владимирович
Суд
Тарский городской суд Омской области
Судья
Казакова Н.Н.
Дело на сайте суда
taracourt--oms.sudrf.ru
29.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2023Передача материалов судье
30.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2023Судебное заседание
20.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее