ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2023 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Невмержицкой А.Н.,
при секретаре Аносовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2425/2023 по иску Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы к Осетрову О.Ю., Сундуковой Н.В. о понуждении к исполнению требований Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула,
установил:
Управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы обратилось в суд с иском к Осетрову О.Ю., Сундуковой Н.В. об обязании в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу устранить загрязнения и трещины правого торцевого фасада, провести работы по окраске левого торцевого фасада здания, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Оборонная, д.46 (I владение), провести работы по окраске входной двери, калитки и ворот ограждения земельного участка по вышеуказанному адресу.
В обоснование требований указано на то, что 31.01.2023 г. выявлен факт нарушения собственниками здания, расположенного по адресу: : г. Тула, ул. Оборонная, д.46 (I владение), требований п.п. 2.5.9, 8.6.11, 8.6.14 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, выразившийся в наличии шелушения лакокрасочного слоя левого торцевого фасада; загрязнения, граффити на баннере, закрывающем лицевой фасад; шелушения лакокрасочного слоя входной двери в здание (лицевой фасад); загрязнения, трещины на правой торцевой стене здания; шелушение лакокрасочного слоя ворот и калитки.
Указывает на то, что жилой дом по адресу: г. Тула, ул. Оборонная, д.46 (I владение) в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 25.05.2023 г. принадлежит на праве общей долевой собственности: Осетрову О.Ю. – 9/16 долей, Сундуковой Н.В. – 7/16 долей.
В связи с этим, 09.03.2023 г. собственникам домовладения было направлено требование об устранении выявленных нарушений и установлен срок для исполнения.
По истечению предоставленного срока, сотрудником Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы 29.06.2023 г. проведено повторное обследование, в рамках которого установлено, что нарушения требований Правил благоустройства не устранены, что явилось основанием для обращения в суд.
Представитель истца Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом.
Ответчик Осетров О.Ю. в судебное заседание не явился о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не указал.
Ответчик Сундукова Н.В. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.
В соответствии со ст. ст. 233, 234 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть гражданское дело порядке заочного судопроизводства.
Исследовав письменные материалы дела и оценив их в совокупности, суд пришел к следующему.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124 ГК РФ).
Пункт 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа в том числе утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В силу ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ).
Утверждение Правил благоустройства территории муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования (п. 11 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Согласно положениям ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы, приведенные в части 2 данной статьи, а также иные вопросы, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 45.1 указанного выше Федерального закона правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений.
В целях установления единых требований к содержанию в чистоте и порядке объектов благоустройства на территории муниципального образования город Тула, в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.04.2017 г. № 711/пр, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании Устава муниципального образования город Тула, с учетом итогов (рекомендаций) публичных слушаний от 02.11.2017 г. решением Тульской городской Думы от 31.01.2018г. №47/1156 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Тула.
Правила благоустройства разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тульской области, определяющим требования к состоянию благоустройства городских территорий, защите окружающей среды, проведению работ, нарушающих существующее благоустройство на территории города.
Правила благоустройства помимо прочего, устанавливают требования к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений (п. 1.2 Правил благоустройства).
Контрольные функции в сфере реализации муниципальной политики благоустройства территории и внешнего облика муниципального образования город Тула возложены на отраслевой (функциональный) орган администрации муниципального образования город Тула – управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы, которое осуществляет свою деятельность на основании Положения «Об управлении по административно-техническому надзору администрации города Тулы», утвержденного решением Тульской городской Думы от 28.05.2008 г. № 45/1079.
Управление имеет право требовать, в том числе в письменной форме, от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан и их объединений соблюдения Правил благоустройства, контролировать исполнение таких требований и принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Тульской области, в случае неисполнения выданных требований, в том числе в судебном порядке (подпункт 23 пункта 3.1 указанного выше Положения).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках реализации вышеуказанных полномочий, в пределах предоставленной компетенции, сотрудником Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы 31.01.2023 г. выявлен факт нарушения собственниками домовладения по адресу: г. Тула, ул. Оборонная, д.46 (I владение), требований п. 2.5.9, 8.6.11, 8.6.14 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, выразившийся в наличии шелушения лакокрасочного слоя левого торцевого фасада; загрязнения, граффити на баннере, закрывающем лицевой фасад; шелушения лакокрасочного слоя входной двери в здание (лицевой фасад); загрязнения, трещины на правой торцевой стене здания; шелушение лакокрасочного слоя ворот и калитки.
В соответствии с подпунктом 2.10.2.1 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, собственники (правообладатели) зданий, строений, сооружений, помещений в них, организации по обслуживанию зданий, строений, сооружений, а если зданием является многоквартирный дом - собственники помещений в многоквартирном доме либо уполномоченные ими организации, обслуживающие жилищный фонд, обязаны обеспечить соблюдение требований к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, установленных приложением 13 к настоящим Правилам.
Как следует из п. 8.2.51 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, владельцы индивидуальных жилых домов обязаны содержать в порядке земельный участок в пределах землеотвода и обеспечивать надлежащее санитарное состояние прилегающей территории, а именно:
- постоянно обеспечивать надлежащее состояние фасадов зданий, заборов и ограждений в соответствии с требованиями п.п. 2.5.2.4, 2.5.7, 2.5.8, 8.1.3, 8.6.14 настоящих Правил, а также прочих сооружений в пределах землеотвода. Своевременно производить поддерживающий их ремонт и окраску.
Пунктом 8.6.11 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула установлено, что текущий, капитальный ремонт и окраска фасадов зданий, строений и сооружений, их содержание обеспечиваются самостоятельно либо посредством привлечения специализированных организаций следующими лицами: собственниками зданий, строений и сооружений - в отношении нежилых зданий, строений и сооружений, принадлежащих им на праве собственности (п. 8.6.11.1 Правил).
Пунктом 13.1.3 Приложения № 13 к Правилам благоустройства установлено, что собственники (правообладатели) зданий, строений, сооружений, помещений в них, организации по обслуживанию зданий, строений, сооружений, а также организации, обслуживающие жилищный фонд, обязаны:
а) обеспечивать надлежащее содержание фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб);
б) следить за состоянием всех элементов внешнего благоустройства, расположенных на прилегающих территориях;
в) своевременно принимать меры по ремонту, реставрации и покраске фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений и их отдельных конструктивных элементов;
г) поддерживать в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах и ограждающих конструкциях зданий, строений, сооружений информационные таблички, адресные указатели.
Пункт 8.6.13 Правил благоустройства включает в состав элементов фасадов зданий и сооружений, подлежащих содержанию, следующие элементы:
входные группы (ступени, площадки, перила, козырьки над входом, ограждения, стены, двери), входы в подвальные помещения;
цоколь здания;
внешние поверхности стен, выступающие элементы фасадов (балконы, лоджии, эркеры, карнизы);
кровли, включая вентиляционные и дымовые трубы, ограждающие решетки, выходы на кровлю;
парапетные и оконные ограждения, решетки, металлическая отделка окон, балконов, поясков, выступов цоколя, свесов;
стекла, рамы, балконные двери.
Пункт 8.6.14 Правил благоустройства устанавливает, что при содержании фасадов зданий и сооружений запрещается:
наличие повреждений и/или разрушение поверхности фасадов зданий и сооружений, цокольной части, оконных и входных конструкций, выступающих элементов фасадов, балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков, в том числе наличие шелушений окраски, трещин, отслоившейся штукатурки и/или облицовки, повреждение кирпичной кладки, отслоение защитного слоя железобетонных конструкций;
наличие загрязнений на поверхности фасадов зданий и сооружений, цокольной части, оконных и входных конструкций, выступающих элементов фасадов, балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков, в том числе наличие грязевых подтеков и/или пятен;
отделка и окрашивание фасада и его элементов материалами, отличающимися по цвету от установленного для данного здания паспортом колористического решения или Паспортом внешнего вида фасада здания (сооружения);
частичная окраска фасадов.
Анализируя изложенное и оценивая установленные по делу обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что факт бесхозяйственного обращения со своим имуществом со стороны ответчиков нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. Таким образом, ответчиками совершены действия, запрещенные Правилами благоустройства территории муниципального образования город Тула.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Частью 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т. п.). Понятие «содержание имущества» включает его ремонт и сохранение в состоянии, не представляющем опасности при использовании по назначению.
Собственники вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего им имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как указал Конституционный суд в своем Определении 30.01.2020 г. №115-О пункты 1 и 2 статьи 209 ГК РФ конкретизируют гарантии, предусмотренные статьей 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, и направлены на защиту прав собственника (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 г. № 665-О, от 17.07.2018 г. № 1734-О и др.).
Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания, принадлежащего ему имущества, правило о несении которого собственником закреплено, в частности, в статье 210 ГК РФ (Постановление от 31.05.2005 г. № 6-П; определения от 16.04.2009 г. № 495-О-О, от 27.06.2017 г. №1284-О).
Статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.). Понятие «содержание имущества» включает его ремонт и сохранение в состоянии, не представляющем опасности при использовании по назначению.
Учитывая изложенное и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходя из совокупности приведенных выше доказательств, отнесенных судом к числу относимых, допустимых и достоверных, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца об обязании собственников жилого дома, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Оборонная, д.46 (I владение), за счет собственных средств устранить загрязнения и трещины правого торцевого фасада, провести работы по окраске левого торцевого фасада здания, провести работы по окраске входной двери, калитки и ворот ограждения.
Согласно ст. 204 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В соответствии с положениями ст. 204 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым установить ответчикам срок для исполнения решения суда в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Указанный срок для исполнения решения, по мнению суда, является разумным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы – удовлетворить.
Обязать Осетрова О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сундукову Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу устранить загрязнения и трещины правого торцевого фасада, провести работы по окраске левого торцевого фасада здания, провести работы по окраске входной двери, калитки и ворот ограждения земельного участка расположенного по адресу: г. Тула, ул. Оборонная, д.46 (I владение).
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий