№
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 сентября 2024 года г. Хабаровск
Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Руденко А.В.,
при секретаре Айдарове Ф.М.
с участием представителя ТСН «Краснодарская, 17» Сергеева С.С.
представителя ООО «Бруслит Сервис», ООО «Промлит» Макаренко И.В.
представителя администрации г. Хабаровска Тимошенко Я.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Товарищества собственников недвижимости (жилья) «Краснодарская 17» к ООО «Промлит», ООО «Бруслит Сервис», администрации г. Хабаровска об обязании освободить земельный участок с кадастровым номером №,
УСТАНОВИЛ:
ТСН «Краснодарская, 17» обратилось в суд с иском к ООО «Промлит» о возложении обязанности по освобождению земельного участка от контейнерной площадки в обоснование указав, что ТСН «Краснодарская, 17» создано собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (далее – МКД) 17 по ул. Краснодарская для его управления.
МКД расположен на земельном участке с кадастровым номером №.
Ответчик занял часть указанного земельного участка площадью 18 кв.м. и использует его в качестве мусорной площадки для обслуживания многоквартирных домов №№, <адрес> по <адрес>, чем создает препятствия в пользовании земельным участком.
Неоднократные обращения к ответчику результатов не принесли, ответчик отказывается освобождать земельный участок.
Также не принесли результатов обращения в контролирующие органы.
Просит суд с обязать ООО «Промлит» освободить земельный участок с кадастровым номером № путем демонтажа открытой мусорной контейнерной площадки (вынос 6 контейнеров открытого типа за пределы границ земельного участка, демонтаж бетонного основания, демонтаж забора) в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу;
В случае неисполнения решения суда в установленный срок взыскивать с ООО «Промлит» в пользу ТСН «Краснодарская, 17» судебную неустойку в размере 5 000 руб. в день до полного исполнения возложенной обязанности.
При рассмотрении дела истец уточнил исковые требования, просит суд:
Признать незаконным занятие и использование земельного участка с кадастровым номером № под место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов для нужд многоквартирных домов №№<адрес> по <адрес> в г. Хабаровске;
Обязать администрацию г. Хабаровска исключить из Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов городского округа «город Хабаровск» мусорную площадку с уникальным идентификационным номером 002534;
Обязать ООО «Промлит» и ООО «Бруслит Сервис» освободить земельный участок с кадастровым номером № путем демонтажа открытой мусорной контейнерной площадки (вынос 6 контейнеров открытого типа за пределы границ земельного участка, демонтаж бетонного основания, демонтаж забора) в течение пяти календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу;
В случае неисполнения решения суда в установленный срок взыскивать с ООО «Промлит», ООО «Бруслит Севис» в пользу ТСН «Краснодарская, 17» судебную неустойку в размере 5 000 руб. в день начиная с шестого календарного дня с момента вступления решения суда в законную силу до полного исполнения возложенной обязанности.
Определением суда от 01.07.2024 к участию в деле соответчиками привлечены ООО «Бруслит Сервис» и администрация г. Хабаровска.
В судебном заседании представитель истца Сергеев С.С. поддержал заявленные требования в полном объеме, просила суд удовлетворить их.
Представитель ответчиков ООО «Промлит» и ООО «Бруслит Сервис» Макаренко И.В. возражала против удовлетворения иска, указала, что контейнерная площадка ООО «Промлит» и ООО «Бруслит Сервис» не размещалась.
Представитель администрации г. Хабаровска Тимошенко Я.Е. в судебном заседании указала, что администрация г. Хабаровска ведет реестр мест размещения ТКО, непосредственно размещением площадок не занимается.
Представитель ООО «Хабавтотранс ДВ», уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу п. 2 ст. 62 ЗК РФ лицо может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств), при наличии вины в нарушении прав собственников земельных участков.
Согласно ст. 12 ГК РФ способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такую опасность, так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность.
В силу ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ТСН «Краснодарская, 17» осуществляет управление многоквартирным жилым домом №17 по ул. Краснодарской в г. Хабаровске.
Собственникам помещений МКД на общедолевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 4 577 кв.м.
Согласно заключению кадастрового инженера ООО «Геоземизыскания» от 15.08.2024 в ходе выполнения кадастровых работ в целях определения местоположения открытой контейнерной площадки, имеющей 6 емкостей по сбору и накоплению твердых коммунальных отходов, предусмотренная для нужд МКД № по <адрес>, имеющая УИН № в соответствии с Реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов городского округа «город Хабаровск» в границах земельного участка с кадастровым номером №, установлено, что вышеуказанная контейнерная площадка расположена в границах земельного участка с кадастровым номером №. Площадь контейнерной площадки, установленная путем измерений составляет 15,8 кв.м.
В соответствии с Реестром мест (площадок) накопления ТКО городского округа «город Хабаровск» место (площадка) накопления ТКО с УИН 002534, относяящееся к МКД №№, № по <адрес> как источникам образования ТКО и представляет собой площадку с 6 контейнерами объемом 0,6 куб.м, принадлежащую собственникам указанных МКД.
В соответствии с данными Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования деятельность по управлению МКД 19 по ул. Краснодарской осуществляет ООО «Бруслит Сервис», деятельность по управлению МКД <адрес> по <адрес> осуществляет ООО «Промлит».
Пунктами 1, 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, к данному перечню отнесены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В судебном заседании установлено, что собственниками МКД 17 по ул. Краснодарская в г. Хабаровске решение об установки площадки для сбора ТКО для нужд МКД <адрес> по <адрес> не принималось, указанная площадка, внесенная в Реестр мест накопления ТКО под номером 002534, размещена на земельном участке с кадастровым номером №, находящимся в долевой собственности собственников помещений МКД 17 по ул. Краснодарская.
Функции управления в отношении многоквартирных домов, образующих отходы, накапливаемые на площадке 002534, осуществляют ООО «Промлит» и ООО «Бруслит Сервис».
Пунктом 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, из п. п. 3, 4 данных правил следует, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Согласно пункту 22 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра заявитель направляет в уполномоченный орган заявку о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр по форме, установленной уполномоченным органом.
Рассмотрение заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр осуществляется уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня ее получения (пункт 23).
По результатам рассмотрения заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр уполномоченный орган принимает решение о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр или об отказе во включении таких сведений в реестр (пункт 24).
Таким образом, орган местного самоуправления ведет Реестр мест накопления (площадок) ТКО, формируемый на основании заявок собственников помещений МКД или уполномоченных ими лиц, в связи с чем в удовлетворении требований к администрации г. Хабаровска суд отказывает.
Поскольку расположение контейнерной площадки и его использование для нужд иных МКД в границах земельного участка с кадастровым номером 27:23:0040642:123, не соответствуют требованиям закона, суд полагает необходимым возложить на ООО «Промлит», ООО «Бруслит Сервис» обязанность освободить земельный участок путем демонтажа или переноса контейнерной площадки за его границы.
Принимая во внимание, что устранение выявленных выше нарушений требует финансовых затрат, значительного объема времени, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, приходит к выводу установить срок исполнения решения суда в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором, либо не вытекает из существа обязательства.
Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст.330 ГК РФ) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ).
Согласно п.п. 31, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7, суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении рамках исполнительного производства (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ).
С учетом изложенного требования о взыскании судебной неустойки с ответчика в случае неисполнения решения суда, подлежит удовлетворению.
Суд полагает возможным, с учетом положений ст. 333 ГК РФ, определить размер неустойки, подлежащей взысканию с ООО «Промлит» и ООО «Бруслит Сервис» в размере по 1000 рублей в день с каждого до момента фактического исполнения решения, что отвечает принципу справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды от незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ТСН «Краснодарская, 17» к обществу с ограниченной ответственностью «Промлит», обществу с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис» удовлетворить частично.
Возложить обязанность на ООО «Промлит» (ИНН №), ООО «Бруслит Сервис» (ИНН №) освободить земельный участок с кадастровым номером № путем демонтажа открытой мусорной контейнерной площадки (вынос 6 контейнеров открытого типа за пределы границ земельного участка, демонтаж бетонного основания, демонтаж забора) в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения решения суда в установленный срок взыскивать с ООО «Промлит» (ИНН №), ООО «Бруслит Сервис» (ИНН №) в пользу ТСН «Краснодарская, 17» судебную неустойку в размере 1 000 руб. в день с каждого начиная с истечения месяца с даты вступления решения суда в законную силу до полного исполнения возложенной обязанности.
Во взыскании судебной неустойки в большем размере отказать.
В удовлетворении требований к администрации г. Хабаровска отказать.
Настоящее решение является основанием для исключения контейнерной площадки УИН № из Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов городского округа «Город Хабаровск» по истечении месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.В. Руденко
Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2024 года.
Судья А.В. Руденко