Дело № 2-19/2024
75GV0007-01-2024-000211-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 июня 2024 г. г. Борзя
Борзинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Кирсанова О.А., при секретаре судебного заседания Суриной А.А., с участием прокурора - врио военного прокурора Борзинского гарнизона <данные изъяты> Кузнецова Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Борзинского гарнизона о взыскании с бывшего военнослужащего войсковой части 00001 <данные изъяты> Кокманджиева Арслана Валерьевича в пользу Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ средств федерального бюджета в размере 110977 рублей 50 копеек, затраченных на его военную и специальную подготовку,
установил:
военный прокурор Борзинского гарнизона (далее по тексту – прокурор) обратился в суд в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ с исковым заявлением, в котором указал, что с 1 августа 2013 г. по 31 марта 2018 г. Кокманджиев проходил обучение в Федеральном государственном военном образовательном учреждении высшего образования «<данные изъяты> высшее общевойсковое командное орденов <данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФГКВОУ ВО «<данные изъяты>» МО РФ), которое входило в состав Военного учебно-научного центра <данные изъяты> войск «<данные изъяты> академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – ВУНЦ <данные изъяты> «<данные изъяты>»). После окончания обучения в ФГКВОУ ВО «<данные изъяты>» МО РФ ответчику было присвоено первое офицерское звание «лейтенант». В период с 9 декабря 2019 г. по 4 июля 2022 г. он проходил военную службу в войсковой части 00001 на должности <данные изъяты>.
Однако в связи с невыполнением им условий контракта ответчик был уволен с военной службы и приказом командира указанной воинской части от 5 июля 2022 г. № с 7 августа 2022 г. был исключен из списков личного состава части.
Поскольку Кокманджиев был уволен досрочно с военной службы, ранее установленного пятилетнего срока военной службы после окончания обучения, в соответствии с заключенным контрактом о прохождении военной службы, прокурор считает, что ответчик обязан возместить средства, затраченные на его обучение, в связи с чем он просит суд взыскать с Кокманджиева в пользу Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ - 110 977 руб. 50 коп., средства федерального бюджета затраченные на его военную и специальную подготовку.
Министерство обороны РФ, ФГКВОУ ВО «<данные изъяты>» МО РФ, войсковая часть 00001 и начальник Межрегионального операционного Управления федерального казначейства, их представители, а также ответчик, надлежаще извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Ходатайств об отложении заявлено не было. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, полагал возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.
Прокурор в судебном заседании отказался от заявленных требований, представив соответствующее письменное заявление, поскольку ответчик добровольно возместил средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, в размере 110 977 руб. 50 коп.
Как видно из письменного заявления Кокманджиева от 15 мая 2024 г., ответчик просил прекратить производство по делу, в связи с возмещением им денежных средств, затраченных на его обучение, в размере 110 977 руб. 50 коп.
Кроме того, как усматривается из заявления представителя войсковой части 00001 - третьего лица на стороне истца, она отказывается от иска, поскольку ответчик добровольно возместил средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку.
В силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ, прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Вместе с тем, поскольку от Министерства обороны РФ, в защиту интересов которого прокурор обратился с указанным иском в суд, а также от его представителей, несмотря на соответствующее направление судом в адрес указанного лица и его представителей копии заявления прокурора об отказе от иска, в суд не поступило соответствующего отказа от иска, в связи с чем суд в соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФ продолжил рассмотрение дела по существу.
Заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных организациях.
В соответствии с п. 7 названной статьи граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в том числе в связи с нежеланием учиться, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в названном выше пункте, а также размер подлежащих возмещению средств, включаются в контракт о прохождении военной службы.
Согласно п. 7.1 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, при заключении контрактов с гражданами, обучающимися в военно-учебных заведениях (поступающими в них), этим гражданам разъясняются порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемых в контракты, и состав расходов, исходя из которых определяется размер указанных средств.
Таким образом, возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, является разновидностью финансовой ответственности военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, перед государством. Поэтому к условиям, при наличии которых такие военнослужащие привлекаются к возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, относятся: наличие в контракте о прохождении военной службы условия о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку; наличие включенного в контракт о прохождении военной службы определенного размера подлежащих возмещению указанных средств; совершение виновных действий, связанных с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо в иных случаях, указанных в ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В силу п. 2, 3, 5, 6 и пп. «б» п. 7 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. № 402 (далее – Методика), размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военных образовательных организациях, определяется исходя из расходов, произведенных военной образовательной организацией для выполнения квалификационных требований.
В состав указанных в п. 2 данной Методики расходов включаются расходы: на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки; на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований; на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями. Период, на который определяются расходы, указанные в п. 3 данной Методики, составляет 1 финансовый год.
Размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств. Граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств. Текущее значение суммы подлежащих возмещению средств устанавливается для граждан, окончивших военные образовательные организации и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом, - в размере, рассчитанном по формуле:
,
где: - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае увольнения с военной службы до истечения срока, установленного контрактом, тыс. рублей; - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военной образовательной организации, рассчитанной на день выпуска из военной образовательной организации, тыс. рублей; ПЛС - количество полных лет военной службы, прошедших со дня выпуска из военной образовательной организации; ПМС - количество полных месяцев военной службы, прошедших со дня выпуска из военной образовательной организации (для первого года военной службы) либо со дня истечения полного года военной службы (для последующих лет военной службы).
Из копии контракта о прохождении военной службы, заключенного Кокманджиевым с Министерством обороны РФ в лице начальника ВУНЦ <данные изъяты> «<данные изъяты>» 1 февраля 2015 г. на время обучения в военном образовательном учреждении и на пять лет военной службы после его окончания, следует, что ответчик взял на себя обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в год в размере 147970 рублей. При этом ответчик экземпляр указанного контракта также получил на руки, о чем свидетельствует сделанная Кокманджиевым 31 марта 2018 г. запись, удостоверенная его подписью.
Как видно из ответа начальника ФГКВОУ ВО «<данные изъяты>» МО РФ от 3 апреля 2024 г. №, Кокманджиев был зачислен в училище 1 августа 2013 г., в дальнейшем пройдя полный курс обучения, был выпущен из училища 31 марта 2028 г.
Согласно копии диплома о высшем образовании, выданного ФГКВОУ ВО «<данные изъяты>» МО РФ 31 марта 2018 г., Кокманджиеву, освоившему программу специалитета, присвоена квалификация специалист по специальности – <данные изъяты>.
Из копии алфавитной карты усматривается, что приказом Министра обороны РФ от 31 марта 2018 г. № Кокманджиеву присвоено первое офицерское звание «<данные изъяты>».
Как видно из выписки из приказа командира войсковой части 00001 от 10 декабря 2019 г. №, <данные изъяты> <данные изъяты> Кокманджиев А.В., назначен на воинскую должность <данные изъяты> войсковой части 00001, с 9 декабря 2019 г. полагается принявшим дела и должность.
Согласно выпискам из приказов командующего <данные изъяты> военного округа от 4 июля 2022 г. № и командира войсковой части 00001 от 5 июля 2022 г. №, Кокманджиев досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (пп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), с 7 августа 2022 г. исключен из списков личного состава воинской части.
Из расчета подлежащих возмещению средств федерального бюджета от 29 марта 2024 г., произведенного начальником ФРП № ФКУ «75 финансово-экономическая службы» Министерства обороны РФ, сумма подлежащая возмещению Кокманджиевым, уволенного с военной службы до истечения срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, составляет 110 977 рублей 50 копеек.
При этом правильность представленных суду расчетов денежных средств, затраченных на военную или специальную подготовку, ответчик не оспаривал.
Как следует из чек ордера ПАО «Сбербанк» от 13 мая 2024 г., Кокманждиев перечислил 110977 рублей 50 копеек, в счет возмещения денежных средств, затраченных на его обучение, по реквизитам указанным в исковом заявлении.
Из ответа заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес> от 4 июня 2024 г. № и копии платежного поручения от 14 мая 2024 г. № следует, что денежные средства в размере 110977 рублей 50 копеек, поступившие от Кокманджиева, 20 мая 2024 г. зачислены на лицевой счет ФКУ «Военно-социальный центр» Министерства обороны РФ.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что поскольку ответчиком добровольно возмещены средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, в размере 110977 рублей 50 копеек, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Рассматривая вопрос о возмещении судебных расходов, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 ГПК РФ, в случае, если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе истца взыскиваются с ответчика.
Как следует из ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Суд учитывает, что согласно подп. 2 п. 2 ст. 333.17 НК РФ, ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.
При этом по данному делу суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, в связи с добровольным удовлетворением их ответчиком после предъявления иска.
Анализируя указанные выше положения ст. 101 и 103 ГПК РФ, учитывая, что прокурор в соответствии с п. 9 ч. 1 ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с иском в суд, в свою очередь истцом (процессуальным и материальным), а также судом каких-либо судебных расходов при рассмотрении дела не понесено, суд считает, что отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления военного прокурора Борзинского гарнизона о взыскании с бывшего военнослужащего войсковой части 00001 <данные изъяты> Кокманджиева Арслана Валерьевича в пользу Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ средств федерального бюджета в размере 110977 рублей 50 копеек, затраченных на его военную и специальную подготовку, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд через Борзинский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Кирсанов