Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2020 г. <адрес>
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Казаватова А.А., при секретаре ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2, представителя ответчика - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес>, поданного в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации МР «<адрес>» о возложении обязанности по постановке на учёт бесхозяйного имущества – объектов электроснабжения расположенных на территории <адрес> РД,
установил:
заместитель прокурора <адрес>, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназнанным иском по тем основаниям, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в сфере надлежащей эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса. В ходе проверки на территории <адрес> выявлен бесхозяйный объект электроснабжения – ВЛ-0,4 кВ от КТП № ПС «НС-2» 250 кВА ПС ФИО6№. По результатам проверки собственник указанного объекта не установлен. По информации администрации МР «<адрес>» в реестре муниципального имущества указанный объект не числится. Он является бесхозяйным и на балансе ни у одной организации не состоит. Потому просил суд обязать ответчика обратиться принять меры по постановке на учёт бесхозяйного имущества, а именно объекта электроснабжения ВЛ-04 кВ от КТП № ПС «НС-2» 250 кВА ПМ ФИО6№, расположенного на территории <адрес> РД, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца помощника прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования поддержал по тем же основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал и просил в иске отказать, при этом каких-либо мотивов для отказа в иске он не привёл.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в сфере надлежащей эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса, в ходе которой было установлено, что на территории <адрес> выявлен бесхозяйный объект электроснабжения – ВЛ-0,4 кВ от КТП № ПС «НС-2» 250 кВА ПС ФИО6№, посредством которого осуществляется электроснабжение жилых домов.
Данный объект имеет самостоятельное (основное) значение - по преобразованию и распределению электроэнергии между потребителями, следовательно, не может считаться вспомогательным (иметь вспомогательное значение) по отношению к какому-либо определенному зданию, строению, сооружению.
По результатам проверки собственник указанного имущества не установлен.
Каких-либо документов, что объект электроснабжения числится в Реестре муниципального имущества МР «<адрес>» ответчиком не предоставлено.
Таким образом, объект является бесхозяйным и на балансе ни у одной организации не состоит.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании ч.6 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно абз. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Отсутствие собственника объекта электроснабжения не позволяет в полной мере обеспечить его сохранность и правильную эксплуатацию, что в дальнейшем может повлечь за собой возникновение неисправностей и аварий.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N10-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ N132-О и N154-О, от ДД.ММ.ГГГГ N216-О и др.).
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, непризнанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (часть 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ).
В силу пункта 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Таким образом, законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, нежели орган местного самоуправления – администрации МР «<адрес>».
Нарушение указанных требований законодательства влечет, в свою очередь, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П, вопросы местного значения в силу прямого предписания статьи 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации могут и должны решать именно органы местного самоуправления.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), в рамках которых закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
В частности, названный Федеральный закон относит к числу вопросов местного значения городского округа организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4 ч,1 ст.16).
Закрепление п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве вопроса местного значения городского округа организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать реализацию населением прав на получение качественных условий жизни.
Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что действующий объект электроэнергетики - ВЛ-0,4 кВ от КТП № ПС «НС-2» 250 кВА ПС ФИО6№, посредством которого осуществляется электроснабжение жилых домов, относится к объектам инженерной инфраструктуры и, априори, является муниципальной собственностью, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и строительство систем электроснабжения на территории муниципального образования является обязанностью органа местного самоуправления.
Указанный объект жизнеобеспечения находится в бесконтрольном состоянии, что создает угрозу возникновения затруднительных условий для населения города, может привести к опасности для здоровья людей и тяжелым последствиям.
Таким образом, ответчик обязан принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и, тем самым, создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.
При таких обстоятельствах следует обязать администрацию МР «<адрес>» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - ВЛ-0,4 кВ от КТП № ПС «НС-2» 250 кВА ПС ФИО6№.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора <адрес>, в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.
Обязать администрацию МР «<адрес>» в течение шести месяцев с момента вступления данного решения в законную силу принять меры по постановке на учёт бесхозяйного имущества, а именно объекта электроснабжения ВЛ-04 кВ от КТП № ПС «НС-2» 250 кВА ПМ ФИО6№, расположенного на территории <адрес> РД.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: А.А. Казаватов