Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Р.п. Черлак 21 января 2021 г.
Дело № 2-11/2021
55RS0038-01-2020-000767-02
Черлакский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Герстнер Л.Ю.,
при секретаре Каретниковой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономарева Сергея Александровича к ООО «Магнит» о возложении обязанности произвести перерасчет оплаты услуг за обращение с твердыми коммунальными отходами, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л :
Пономарев С.А. обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Магнит», в котором просит обязать ответчика произвести ему перерасчет оплаты услуг за обращение с твердыми коммунальными отходами на 100% и учесть его при дальнейшем формировании квитанций-счетов за обращение с твердыми коммунальными отходами; взыскать с ответчика 50 000 руб. в счет компенсации морального вреда; взыскать с ответчика 12 870 руб. в счет компенсации юридических расходов. В обоснование заявленных требований сослался на то, что с июня 2019г. ежемесячно получает квитанции от ООО «Магнит» за обращение с твердыми коммунальными отходами, всего квитанций получено на сумму 3594,68 руб. В непосредственной близости от дома истца, проживающего по адресу; <адрес>, отсутствуют контейнеры для мусора. Ближайшие оборудованные контейнерные площадки расположены по адресам: <адрес> – в 550 м от дома истца, и <адрес> – в 800 м от дома истца, что не соответствует требованиям СанПиН, в соответствии с которыми площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Считает указанные факты основанием для снижения ему платы за коммунальные услуги в связи с ненадлежащим качеством их предоставления, не менее, чем на 100%. 01.06.2020г. истцом ответчику направлена претензия о предоставлении перерасчета в связи с ненадлежащим предоставлением услуги потребителю, однако перерасчет не был произведен.
Истец Пономарев С.А. на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Пономарева М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточнила исковые требования, просила суд обязать ответчика произвести перерасчет оплаты услуг за обращение с ТКО на 100% за период с 01.04.2019г. по 10.11.2020г., поскольку на данный момент контейнеры для поставлены в непосредственной близости от дома истца, в остальной части заявленные исковые требования поддержала, пояснила, что мусор не вывозили, складывали в прицеп, так как контейнерная площадка для мусора находилась далеко от дома.
Представитель ответчика Касаева Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против предъявленных исковых требований, считает их не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что согласно Постановлению Правительства № 1156, регламентирующему правила обращения с ТКО, имеются несколько способов заключения договоров с региональным оператором: первый - путем размещения публичной оферты, второй – путем совершения конклюдентных действий, третий – предоставление письменной заявки в 16-дневный срок с момента размещения публичной оферты. Публичная оферта региональным оператором в Омской области размещена 31.03.2019г. в газете «Омский вестник» и 01.04.2019г. на официальном сайте регионального оператора. Таким образом, договоры были заключены с 22 апреля 2019 года автоматически путем размещения публичной оферты. Основанием для начисления потребителю - физическому лицу является договор, заключенный с региональным оператором. Начисления производятся на собственников ТКО. В квитанции указаны 4 собственника, истец не вправе требовать перерасчета от имени всех собственников. Начисление размера платы за услугу производится ООО "Омская энергосбытовая компания" на основании агентского договора, заключенного между ООО "Магнит" и ООО "ОЭК". Создание и оборудование площадок накопления твердых коммунальных отходов не относится к компетенции регионального оператора, места накопления твердых коммунальных отходов оборудуются органами местного самоуправления. Других способов обращения с ТКО, кроме как путем выноса их к площадкам, законом не предусмотрено. Сумма оплаты услуг, начисленная истцу, перерасчету не подлежит, так как, даже если мусор истцом не вывозился, а складировался, что является сомнительным, весь объем накопленного мусора в итоге будет вывезен региональным оператором.
Представитель третьего лица администрации Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области Пичко С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что в полномочия администрации Черлакского городского поселения входит обязанность создания площадок с контейнерами под ТКО. В 2019г. на территории поселения стали устанавливаться дополнительные контейнерные площадки, кроме тех, что были у многоквартирных домов. От контейнеров до жилых домов, детских игровых площадок должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. В сентябре, октябре 2019г. администрацией района были установлены площадки, их количество оказалось недостаточным. В ноябре 2020г. дополнительно размещены площадки, в том числе и та, что находится в 240 м от дома истца. Установить ближе площадку не имелось возможности, так как это нарушило бы права третьих лиц. Считает требования истца необоснованными, так как законом предусмотрены конкретные основания для перерасчета стоимости оказанных услуг. Факт оказания некачественной услуги должен оформляться актом установленной формы, такого акта истцом не представлено, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Согласно представленного отзыва на исковое заявление, указывают, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, а также ведение реестра таких мест закреплена действующим законодательством исключительно за органами местного самоуправления. В рамках реализации государственной программы Омской области «Охрана окружающей среды Омской области» в 2019г. Администрации Черлакского муниципального района Омской области распределены субсидии из областного бюджета в размере 6,3 млн. рублей на оснащение территорий контейнерными площадками. За счет средств областного бюджета Администрацией Черлакского муниципального района создано 80 мест (площадок) накопления ТКО, установлено 158 контейнеров. В июне 2020г. Минприроды Омской области в рамках проведенного отбора муниципальных образований Омской области в части предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета на приобретение контейнеров Черлакскому муниципальному образованию на приобретение контейнеров распределены субсидии в объеме 1,450 млн. рублей. Получатель субсидии самостоятельно обеспечивает наличие мест (площадок) накопления ТКО, соответствующих требованиям федерального законодательства. Факт выявления предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) превышения установленной продолжительности перерывов предоставления коммунальных услуг отражается в акте, составленном в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг, который является основанием для уменьшения размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
Представитель третьего лица администрации Черлакского муниципального района Омской области на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица ООО "Омская энергосбытовая компания" на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Согласно представленных возражений на исковое заявление, поясняют, что Федеральным законом от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» существенно изменен подход к регулированию отношений в области обращения с отходами. В частности осуществлено выделение нового вида отходов – твердых коммунальных с переводом услуги по обращению с данными отходами в состав коммунальных услуг; введен институт региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Определена дата перехода на коммунальную услугу по обращению с ТКО, а именно обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее1 января 2019 года. 17.08.2018г. между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и ООО «Магнит» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Омской области, предметом которого является обеспечение Региональным оператором – ООО «Магнит» деятельности по обращению с ТКО в границах своей зоны в соответствии с действующим законодательством. С указанной даты ООО «Магнит» присвоен статус Регионального оператора. На территории Омской области реформа по переходу на обращение с ТКО стартовала с опозданием, с 01 апреля 2019 года (с даты вступления приказа РЭК Омской области №24/13 от 20.03.2019 «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Магнит». Так, с 01.04.2019 региональным оператором по обращению с ТКО на территории Омской области является ООО «Магнит». Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКОп.148 (1) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Типовой договор был опубликован региональным оператором в установленном порядке, действий, свидетельствующих о несогласии с условиями договора, в установленное время истцами совершено не было, таким образом, договор между ними и ООО «Магнит» считается заключенным на 16 рабочий день (22.04.2019) с момента размещения региональным оператором публичной оферты, на основании Правил «№1156. По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечить их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги региональной оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п.1 формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, закрепленного в постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 №641»). Приказами РЭК Омской области установлены норматив и тариф потребления по услуге обращения с ТКО в благоустроенных и неблагоустроенных многоквартирных домах и жилых домах г.Омска и Омской области, согласно которых с 01.04.2019 установлен размер платы за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» с граждан. В целях реализации возложенных на регионального оператора обязанностей, связанных с обращением ТКО на территории Омской области, между ООО «Магнит» (Принципал) и ООО «ОЭК» (Агент), в период оказания услуги, заключены агентские договоры №11.101.011.19 (до 31.10.2019), №11.101.671.19/8610, согласно которых Агент от имени и за счет Принципала совершает юридические и иные действия по ведению абонентской работы с физическими лицами, собственниками жилых помещений МКД и абонентской работы с организациями, осуществляющими управление МКД. В рамках выполнения данного поручения по ведению абонентской работы с потребителями Агент обязуется заключить от имени Принципала договоры на оказание услуг по форме типового; производить начисление размера платы за оказанные услуги; оформлять платежные документы, осуществлять их печать и доставку потребителям; формировать, сопровождать и обновлять базу данных; вести претензионно – исковую работу по задолженности за оказанные услуги. В соответствии с условиями договора, Агент обязан осуществлять начисления размера платы, перерасчет за оказанные Принципалом услуги и предъявлять к оплате потребителям платежные документы (квитанции) в рамках единого платежного документа Агента, исходя из сведений, имеющихся у Агента. При наличии письменных указаний Принципала по вопросам, влияющим на определение сумм, выставленных к оплате потребителям по услугам, Агент руководствуется соответствующими указаниями Принципала, а также рассчитывать и взимать с потребителей, допустивших просрочку платежей за оказанные услуги, пени (неустойку) в порядке, установленном законодательством РФ. Истец во взаимоотношениях с ООО «Магнит» является стороной (потребителем) договора на предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО, а действия ООО «ОЭК» по использованию персональных данных истцов, необходимы для исполнения региональным оператором по обращению с ТКО (ООО Магнит) в лице ООО «ОЭК» в рамках исполнения агентского поручения регионального оператора по обращению с ТКО корректного начисления платы за оказанную коммунальную услугу и выставления платежных документов. По сведениям ООО «ОЭК» по адресу: <адрес> открыт лицевой счет № 156/023514825. Начисление платы производится на 4 проживающих. Считают, что у истца нет оснований для неоплаты коммунальной услуги обращение с ТКО начисленной пени, так как ООО «Магнит», как региональный оператор надлежащим образом исполняет свои обязательства, просят в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Государственная жилищная инспекция Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений пункта 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного кодекса Российской Федерации и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 указанного Федерального закона определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу ст. 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) на граждан и организации возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании ч. 4 ст. 154 ЖК РФ в структуру платы за коммунальные услуги входит плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 148.1 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354), предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Пунктом 63, 67 Правил № 354 предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Внесение платы исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту является надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (части 3-6.1, 7, 7.1, 8-10 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как было установлено в судебном заседании, истец проживает в частном доме, принадлежащем ему на праве собственности, по адресу: <адрес>, является одним из собственников твердых коммунальных отходов, поскольку в процессе жизнедеятельности безусловно образуются твердые коммунальные отходы. Указанное не оспаривается представителем истца, пояснившей в судебном заседании, что отходы накапливали на территории жилого дома.
В рамках осуществления возложенных на Правительство Омской области полномочий 30.07.2018г. региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области выбрано ООО «Магнит», в связи с чем между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и ООО «Магнит» 17.08.2019 было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В целях реализации соглашения между ООО "Магнит" (региональным оператором) и ЗАО "ЭКОС" (оператором) заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Омской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которым ЗАО "ЭКОС" приняло на себя обязательство с момента подписания договора оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Омской области в границах территории оказания услуг с мест сбора и накопления ТКО.
Согласно п. 1.2 указанного договора оператор оказывает услуги по транспортированию ТКО в соответствии с условиями настоящего договора и Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Омской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016 № 74.
В соответствии с условиями данного договора услуга оказывается с использованием мусоровозов, отвечающих общим техническим требованиям и требованиям безопасности, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, в том числе, требованиям об оснащении мусоровозов аппаратурой спутниковой навигации и фото-видеофиксации (п. 5.1.5 договора).
14 января 2019 г. между ООО «Магнит» и ООО «ОЭК» заключен агентский договор № 11.101.011.19, по условиям которого последнее принимает на себя обязательства по ведению абонентской и претензионно-исковой работы в рамках оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также организации сбора денежных средств в пользу ООО «Магнит» и учету поступивших денежных средств от потребителей за вознаграждение.
01 апреля 2019 г. на официальном сайте регионального оператора ООО «Магнит» и в газете «Омский вестник» размещена публичная оферта о заключении договора на оказание услуг по обращению твердыми коммунальными отходами, типовая форма договора.
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.03.2019 № 24/13 с 01 апреля 2019 г., который действовал до 1.08.2019, утвержден предельный единый тариф по обращению с твердыми коммунальными отходами для жителей Омской области в размере 5213,62 рубля за тонну, размер платы 116 рублей 21 копейка с человека, с 01 августа 2019 г. предельный единый тариф по обращению с твердыми коммунальными отходами для жителей Омской области установлен в размере 3641, 33 рублей за тонну, размер платы снижен до 81 рубль 16 копеек. С 01.01.2020г. размер платы составляет 67,63 руб., с 01.07.2020г.- 87,09руб.
По состоянию на 30.09.2020 года у истца имеется задолженность по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 4291,40 рублей.
Согласно п. 8.17. Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее - Правила № 1156), региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8 - 8.16 настоящих правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 1-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, типовой договор был опубликован региональным оператором в установленном порядке, действий, свидетельствующих о несогласии с условиями договора, в установленное время истцом совершено не было, таким образом, договор между Пономаревым С.А. и ООО «Магнит» считается заключенным на основании вышеизложенных положений Правил № 1156.
Принцип формирования платы гражданина за услугу по обращению с ТКО определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Согласно п. 148(30) Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из норматива накопления ТКО, количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении и утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Государственное регулирование тарифов по обращению с ТКО осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Омской области тариф и нормативы накопления ТКО утверждает Региональная энергетическая комиссия (далее - РЭК) Омской области.
Расчет единого тарифа произведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» и Приказом ФАС России от 21.11.2016 г № 1638/16 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
Истцом не оспаривался размер начисленной платы, в этой связи, суд находит правомерным начисление платы за услуги по обращению с ТКО, предоставленные региональным оператором.
Доводы о том, что фактически услуга по вывозу твердых коммунальных отходов ответчиком не оказывалась, не нашли своего подтверждения. Согласно пояснениям сторон и представителя администрации Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области, на улицах р.п. Черлак имеются контейнеры для сбора мусора, откуда регулярно в соответствии с установленным графиком вывозятся ТКО.
В силу ст. 10 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санаторного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно Постановлению Администрации Черлакского городского поселения от 23.03.2020 № 28-п, утвержден реестр мест(площадок) накопления ТКО на территории Черлакского городского поселения.
Согласно территориальной схеме, ближайшей от места жительства истца Пономарева С.А. в настоящее время определено место (площадка) временного накопления отходов –<адрес>. До 10.11.2020г. ближайшими от места жительства истца Пономарева С.А. были определены места (площадки) временного накопления отходов –<адрес>.
Как следует из пояснений представителя ответчика ООО «Магнит» Касаевой Е.В. на территории р.п. Черлак Омской области свою деятельность по обращению с ТКО ООО «Магнит» осуществляет с 1.04.2019г.
Согласно информации спутниковой навигационной системы «Глонас», установленной на автомобилях - мусоровозах, с апреля 2019г. по октябрь 2020 года осуществлялся вывоз твердых бытовых отходов из р.п. Черлак.
Факт движения автомобиля – мусоровоза в указанный период по территории р.п. Черлак не оспаривался истцом в судебном заседании, оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по р.п. Черлак, производится в полном объеме, доказательств того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами истцу не оказывались или оказывались ненадлежащим образом в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств утилизации Пономаревым С.А. отходов с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и правил самостоятельно, в связи с чем начисление и взимание платы с Пономарева С.А. обосновано и осуществляется на основании действующих агентских договоров.
Обращение потребителя с требованиями о не начислении спорных платежей не свидетельствует об отказе от фактического использования рассматриваемой услуги, учитывая общедоступный характер ее оказания, при этом, положениями действующего законодательства возможность отказа от заключения рассматриваемого договора не предусмотрена.
Основания для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО и освобождения потребителя от оплаты такой услуги предусмотрены пунктами 148(44) и 148(45) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, согласно которым при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В ходе рассмотрения настоящего дела предусмотренных действующим законодательством оснований для освобождения истца от оплаты услуги по обращению с ТКО судом не установлено. Факт отказа истцов от выноса твердых коммунальных услуг к местам (площадкам) накопления ТКО безусловным основанием для освобождения от оплаты услуги по обращению с ТКО не является.
В соответствии с п. 2.2.3 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88) площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Из содержания раздела 8.2 п.8.2.5 санитарно- эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (САНПИН 2.1.2.2645-10), утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Согласно ст. 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к компетенции органов местного самоуправления.
Таким образом, к полномочиям ООО «Магнит» не относится вопрос создания и надлежащего содержания мест (площадок) накопления ТКО.
Ненадлежащее оборудование и содержание органами местного самоуправления мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не является основанием для освобождения истца как потребителя услуги по обращению с ТКО от обязанности по оплате данной услуги. То обстоятельство, что контейнеры находится не в непосредственной близости машина от дома истца, не свидетельствует о том, что услуга по вывозу ТКО не оказывается. Истец, как и другие граждане, обязан оплачивать коммунальные услуги, в связи с чем выставленные счета за вывоз ТКО незаконными не являются.
Следует отметить, что по утверждению представителя истца в судебном заседании, с 10.11.2020г. истцу оказывается услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с санитарными правилами путем установления контейнеров с учетом пределов удаленности.
Принимая во внимание, что в процессе жизнедеятельности истца априори образуются твердые коммунальные отходы, накопление которых допускается только в специально отведенных местах (на площадках) накопления отходов, обязанность по внесению платы за обращение с ТКО предусмотрена действующим законодательством, исковые требования истца Пономарева С.А. в целом не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Статья 56 ГПК РФ возлагает обязанность на стороны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
В судебном заседании не установлено факта нарушения прав истца как потребителя коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами со стороны ответчика, причинения ему физических и нравственных страданий, в связи с чем оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда не имеется.
Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, также не подлежат удовлетворению требования о взыскании судебных расходов на оплату юридических услуг.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194 - 198ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Пономарева Сергея Александровича к ООО «Магнит» о возложении обязанности произвести перерасчет оплаты услуг за обращение с твердыми коммунальными отходами, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Герстнер