дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 октября 2018 года с. Туруханск, Красноярского края
Туруханский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Зверевой Л.Ю.,
при секретаре Зизенко Н.Г.
с участием
истца – помощника прокурора Туруханского района М
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Туруханского района, действующего в интересах М к К» о взыскании не начисленной и не выплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Туруханского района Красноярского края, действуя в интересах М обратился в Туруханский районный суд с иском к Краевому К» (далее – К) о взыскании недоначисленной заработной платы, мотивируя требования тем, что М состоит в трудовых отношениях с ответчиком, принята на 1 ставку уборщика производственных помещений (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). При расчете заработной платы за период мая – августа 2018 года ответчиком не учтены положения ст.ст. 133, 315-317 Трудового Кодекса Российской Федерации, согласно которых работодатель, расположенный в районах Крайнего Севера, обязан установить заработную плату работникам с учетом, предусмотренных законодательством компенсационных выплат. При этом ее размер, без учета районного коэффициента и процентной надбавки, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации, который, с 1 мая 2018 года, составляет 11 163 рубля в месяц. С учетом районного коэффициента 60% и северной надбавки 80% заработная плата в районе Крайнего Севера и приравненных к нему местностях должна составлять не менее 26 791 рубль 20 копеек в месяц. В нарушение указанных требований закона ответчиком заработная плата истцу начислялась и выплачивалась в неполном размере, в связи с чем просит взыскать с К» в пользу М – 15 527 рублей 58 копеек.
В судебном заседании помощник прокурора М заявленные исковые требования поддержала, по изложенным выше основаниям, на их удовлетворении настаивала. Истец М в судебное заседание не явилась, о дате и месте его проведения извещалась своевременно и надлежащим образом, по месту жительства, о причинах не явки суд не известила.
Представитель ответчика К в судебное заседание не явился, представил отзыв из которого следует, что для начисления заработной платы работникам в спорный период работодатель руководствовался Законом Красноярского края от 29 октября 2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» (в редакции 19 декабря 2017 г.), которым для <адрес> установлена региональная выплата в размере 21 831 рубль. При расчете заработной платы выплата применяется в размере установленной Законом, начисление на нее районного коэффициента и северной надбавки не производится. Заработная плата работнику в спорный период выплачена своевременно и в полном объеме, в связи с чем просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица М в суд не явился, о дате и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщили, отзыв на исковое заявление в суд не представили.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 37 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 3 ст.133 Трудового Кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации Федеральным Законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).
Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Статьей 146 Трудового Кодекса РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
Согласно преамбуле, Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 (ред. от 02.07.2013) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Статьей 10 названного закона установлено, что заработная плата с учетом районного коэффициента относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.
В силу ст. 316 Трудового Кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Исходя из положений ст. 1 Федерального Закона РФ от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ (ред. Федерального закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года составляет 11 163 рубля в месяц.
В Туруханском районе Красноярского края (севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан), где расположен с. Туруханск, к заработной плате работников применяется районный коэффициент в размере 1,6, процентная надбавка – 1,8.
Доводы истца о том, что минимальный размер заработной платы в с. Туруханск Туруханского района Красноярского края с учетом выплаты районного коэффициента в размере 60% и процентной надбавки в размере 80% должен составлять с 01.05.2018 г. по настоящее время – 26791 рубль 20 копеек из расчета 11 163,00 (МРОТ) + 6697,60 (районный коэффициент 60%) + 8930,40 (максимальная процентная надбавка 80%), суд находит обоснованными, поскольку работнику, работающему в районе Крайнего Севера, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда в сумме 11 163 рубля, но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой надбавок (районный коэффициент и северная процентная надбавка).
Вместе с тем, проверяя расчет прокурора недоначисленной работнику К заработной платы, суд приходит к выводу, что расчет заработной платы, подлежащей взысканию с ответчика, следует производить не из количества отработанных дней в расчетном периоде, а из количества отработанных часов, в связи с тем, что согласно представленных ответчиком табелей учета рабочего времени фактически отработанные часы в день не соответствуют установленным нормам рабочего времени.
При этом учитываем, что в мае и июне 2018 года 1 час рабочего времени подлежит оплате в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (МРОТ 11163 рубля * 2,4 районный коэффициент 1,6 и процентная надбавка 1,8 / норму рабочего времени 143 часа), в июле 2018 года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (МРОТ 11163 рубля * 2,4 районный коэффициент 1,6 и процентная надбавка 1,8 / норму рабочего времени 158,4 часа), в августе 2018 года – <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек (МРОТ 11163 рубля * 2,4 районный коэффициент 1,6 и процентная надбавка 1,8 / норму рабочего времени 165,6 часа).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ М принята ответчиком на работу в пищеблок учреждения уборщиком производственных помещений на 1 ставку (л.д.7). С ДД.ММ.ГГГГ8 года переведена кухонным работником на основании приказа №лс от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). Согласно табеля учета рабочего времени и расчетных листов: в мае 2018 года ей отработано <данные изъяты> часа, начислено заработной платы <данные изъяты> рубль; в июне 2018 года отработано <данные изъяты> часа, начислено заработной платы <данные изъяты> рубль, в июле 2018 года – <данные изъяты> часов, начислено заработной платы <данные изъяты> рубль; в августе 2018 года – <данные изъяты> часов, начислено <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, в том числе отпускные <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
При расчете недоначисленной заработной платы исходим из того, что в августе норма рабочего времени работником не выработана, в связи с чем М подлежало начислению заработной платы в указанном месяце – <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек (<данные изъяты>).
Таким образом, размер недоначисленной заработной платы составит:
май 2018 года: 26791 рубль 20 копеек – <данные изъяты> рубль 00 копеек = <данные изъяты> рублей;
июнь 2018 года: 26791 рубль 20 копеек – <данные изъяты> рубль 00 копеек = <данные изъяты> рублей;
июль 2018 года: 26791 рубль 20 копеек – <данные изъяты> рубль 00 копеек = <данные изъяты> рублей;
август 2018 года: <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки (<данные изъяты> рублей фактически начисленная заработная плата – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек отпускные) = <данные изъяты> рублей.
Всего задолженность работодателя перед работником в спорный период составит <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Оценивая доводы ответчика о том, что ими производится начисление в соответствие с требованиями Закона Красноярского края от 29 октября 2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» (в редакции 19 декабря 2017 г.), суд приходит к выводу, что они основаны на неправильном применении норм материального права.
Статьей 5 Трудового кодекса РФ перечислены все нормативные акты, которыми осуществляется регулирование трудовых отношений. Нормы указанной статьи основаны на п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются актами как федерального, так и регионального уровней. Регулирование в сфере труда осуществляется с учетом предусмотренного Кодексом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
Трудовой кодекс содержит и иное важное положение, относящееся к иерархии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Эти законы не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Поскольку нормы Закона Красноярского края, применяемого ответчиком для расчета оплаты труда работников, противоречат, приведенным в настоящем решении нормам Трудового Кодекса и Федерального Закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», ухудшая их положение по оплате труда, применению подлежат нормы действующего федерального законодательства.
Согласно ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ судами общей юрисдикции, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец при подаче иска.
На основании требований ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 621 рубль 10 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Туруханского района, действующего в интересах М, к К» о взыскании не начисленной и не выплаченной заработной платы, удовлетворить.
Взыскать с К» в пользу М заработную плату за период мая – августа 2018 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Взыскать с К» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рубль 10 копеек.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Туруханский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Л.Ю. Зверева