Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-112/2022 (2-1197/2021;) ~ М-1455/2021 от 27.12.2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2022 года г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Куклина Ф.С.,

при секретаре Неграшевой Л.Н.,

с участием помощника прокурора Братского района Иркутской области Крашковец О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по иску прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, Иркутской области к ФИО2, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГАУ «Лесхоз Иркутской ФИО3», Министерство лесного комплекса Иркутской области, Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, о возмещении ущерба, причиненного в результате тушения лесного пожара,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование иска прокурора ... Иркутской ФИО3 в интересах Российской Федерации, Иркутской ФИО3 указано, что **.**.**** Братским районным судом Иркутской ФИО3 вынесен обвинительный приговор в отношении ФИО2, действия которого квалифицированы по ч.2 ст.261 УК РФ - как уничтожение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с иными источниками повышенной опасности, если это причинило крупный ущерб. Приговор суда вступил в законную силу.

Приговором суда установлено, что **.**.**** около 11 часов ФИО2, находясь в лесном массиве на границе выделов №***, 10 квартала *** Кузнецовской дачи Вихоревского участкового лесничества Братского лесничества, вблизи от лесной дороги производил резательные работы металлической трубы с использованием ручного бензинового инструмента, являющегося в данном случае источником повышенной опасности. При производстве указанных работ им было допущено неосторожное обращение с иным источником повышенной опасности - ручным бензиновым инструментом, нарушение требований пожарной безопасности в лесах, пренебрежение общепринятыми разумными мерами необходимой предосторожности, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности он имел возможность, должен был и мог предвидеть, что воздействие механических искр, образовавшихся при резке металлической трубы, в непосредственной близости с горючими материалами, может привести к возгоранию сухой травы и растительности в лесном массиве, к лесному пожару и наступлению общественно-опасных последствий в виде уничтожения лесных насаждений. При обнаружении пожара ФИО2 не сообщил о лесном пожаре на единый номер вызова экстренных оперативных служб «112», а также специализированную диспетчерскую службу.

Своими действиями ФИО2 нарушил требования п.п. 1, 46 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от **.**.**** *** (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), устанавливающих единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах при пребывании в них граждан.

В результате преступной небрежности ФИО2, выразившейся в неосторожном обращении с иным источником повышенной опасности - ручным бензиновым инструментом **.**.**** около 11 часов произошло возгорание сухой травы и растительности с последующим распространением пожара в лесной массив в выделах №***, 10 квартала *** Кузнецовской дачи Вихоревского участкового лесничества Братского лесничества, в результате которого огнем уничтожены подрост и молодняки искусственного происхождения (лесные культуры) на территории выдела *** квартала *** Кузнецовской дачи и выделов №***, 29 квартала *** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества Братского лесничества на общей площади 11,9 га.

Таким образом, возникновение и последующее распространение огня в соответствующих выделах кварталов Вихоревского участкового лесничества Братского лесничества обусловлено действиями ФИО2, выразившимися в нарушении требований п.п. 1, 46 Правил пожарной безопасности в лесах.

Лесной пожар, возникший в результате действий ФИО2, ликвидирован силами Братского филиала Областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской ФИО3».

Актом о лесном пожаре *** от **.**.**** зафиксировано следующее: дата обнаружения пожара - **.**.****, 13 часов 30 минут; площадь обнаружения - 1,0 га (лесная); дата ликвидации - **.**.****, 12 часов 00 минут; площадь ликвидации - 23,0 га (лесная); на тушении пожара отработано (в том числе доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно, поиск и эвакуация лиц, пострадавших от лесного пожара) 16,67 человеко-дней, 10,07 машино-смен, 3,82 тракторо-смен; стоимость работ по тушению пожара - 113171,20 рублей.

Согласно справке о затратах на тушение лесного пожара *** к учету приняты следующие виды расходов: оплата труда - 55525,84 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 52603,42 рубля, за счет областного бюджета - 2922,42 рубля; налоги и обязательные платежи, начисленные в фонд оплаты - 21599,55 рублей, в том числе за средств федерального бюджета - 20462,73, за счет областного бюджета - 1136,82 рублей; материальные расходы (горюче-смазочные материалы) - 36045,81 рублей.

Согласно справке о затратах на тушение лесного пожара *** размер затрат, включаемых в расходы на тушение лесного пожара, составил 113171,20 рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 109111,96 рублей, за счет областного бюджета - 4059,24.

В обоснование затрат, включаемых в расходы на тушение лесного пожара ***, в прокуратуру территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской ФИО3 по Братскому лесничеству представлены следующие документы:

- фактическая калькуляция на тушение лесного пожара, согласно которой учтены: оплата труда - 55525,84 рублей; начисление на оплату - 21599,55 рублей; материалы ГСМ - 36045,81 рублей, в том числе, согласно путевым листам № *** от 19-**.**.**** (ДТ 11,13), 37 от 19-**.**.**** (ДТ 17,90), 38 от 19-**.**.**** (ДТ 162,00), 36 от 19-**.**.**** (ДТ 153,53), 37 от 19-**.**.**** (АИ-92 21,03), 38 от 19-**.**.**** (ДТ 98,84), 39 от 19-**.**.**** (ДТ 216,00);

- табель учета рабочего времени работников Братского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской ФИО3» за май 2021 года на тушение лесного пожара ***, в котором учтено 220 часов времени, отработанного работниками филиала на тушении лесного пожара;

- справка-расчет по заработанной плате работников Братского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской ФИО3» на тушение лесного пожара, согласно которой оплата труда работников, задействованных на тушении лесного пожара составила 55525,84 рублей;

- наряд-акт на производство работ, связанных с тушением лесного пожара *** от **.**.****, согласно которому сумма заработка по тушению пожара (заливание водой из ЛРО, окопка лопатой) составила 55525,84 рубля, исчисляемая из расценки за единицу измерения (2414,17 х 23 га) и отработанных 16,67 человеко-дней, 10,07 машино-смен, 3,82 тракторо-смен;

- карточки учета работы автомобилей: ГАЗ-33088 ЕГЕРЬ (г/н ***); Камаз-43118 (г/н ***); Б-10 М (г/н ***); ГАЗ-33081 АЦ-1, 6-40 (г/н ***); УАЗ-390945 (г/н ***); Камаз-53504-50 (г/н ***); Б-10М (г/н ***);

- путевые листы № *** (ГАЗ-33088 ЕГЕРЬ (г/н ***); 37 (Камаз-43118 (г/н ***); 38 (Б-10 М (г/н ***); 36 (ГАЗ-33081 АЦ-1, 6-40 (г/н ***); 37 (УАЗ-390945 (г/н ***); 38 (Камаз-53504-50 (г/н ***); 39 (Б-10М (г/н ***);

- журнал учета путевых листов ЛПС III типа Братского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской ФИО3»;

- журнал учета путевых листов ЛПС II типа (дислокация ...) Братского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской ФИО3»;

- акт о списании материальных запасов № <данные изъяты> от **.**.****, согласно которому размер расходов на материальные запасы, понесенные ЛПС III типа Братского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской ФИО3», составил 25876,84 рублей;

- акт о списании материальных запасов № <данные изъяты> **.**.****, согласно которому размер расходов на материальные запасы, понесенные ЛПС II типа Братского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской ФИО3», составил 10168,97 рублей.

Представленные территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской ФИО3 по Братскому лесничеству документы в обоснование расходов, произведенных исполнителем работ по тушению лесного пожара *** на землях лесного фонда, подтверждают экономически оправданные затраты ОГАУ «Лесхоз Иркутской ФИО3», оценка которых выражена в денежной форме и которые произведены для осуществления деятельности по тушению лесных пожаров.

Затраты на тушение лесного пожара *** соотносятся со сведениями о ходе его возникновения и тушения, количестве единиц использованной техники и личного состава, принимавшего участие в ликвидации возгорания, хронологии его распространения.

Между действиями ФИО2 и понесенными затратами на тушение лесного пожара *** имеется прямая причинно-следственная связь, что подтверждается обстоятельствами, установленными приговором суда.

До настоящего времени расходы на общую сумму 113171,20 рублей, понесенные в связи с тушением лесного пожара ***, не возмещены.

На основании изложенного просил взыскать с ФИО2 расходы на тушение лесного пожара ***, в размере 109111,96 рублей (сто девять тысяч сто одиннадцать рублей девяносто шесть копеек) в пользу бюджета Российской Федерации; взыскать с ФИО2, расходы на тушение лесного пожара ***, в размере 4059,24 рублей (четыре тысячи пятьдесят девять рублей двадцать четыре копейки) в пользу бюджета Иркутской области.

В судебном заседании помощник прокурора ... Иркутской ФИО3 ФИО5 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Ответчик ФИО2, третьи лица ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», Министерство лесного комплекса Иркутской области, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В силу ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

В силу ст. 117 ГПК РФ при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия. При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», следует признать, что в силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, в порядке заочного судопроизводства, предусмотренного ст. ст. 233-237 ГПК РФ.

Суд, выслушав мнение прокурора, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно п.п. «б» п.46 Правил пожарной безопасности в лесах, граждане при пребывании в лесах при обнаружении лесных пожаров обязаны сообщить о лесном пожаре с использованием единого номера вызова экстренных оперативных служб «112», а также в специализированную диспетчерскую службу.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.7 Лесного кодекса РФ под лесным участком понимается земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу п.1 ст.76 Земельного кодекса РФ установлено, что юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Согласно ст. 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

При этом на основании ст.1082 Гражданского кодекса РФ способами возмещения вреда являются возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.) или возмещение причиненных убытков (п.2 ст.15 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с п.2 ст.15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При этом привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности возместить причиненным этими лицами вред.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.

Согласно ч.7 ст.51 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п.6 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров) - это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство лесного комплекса Иркутской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области (пп.18 п.4 структуры исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определенной указом Губернатора Иркутской области от 28.06.2012 № 183-уг).

В соответствии с пп.7 п.8 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп (далее по тексту - Положение) к функциям министерства относится осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).

Согласно п.10 Положения министерство от имени Иркутской области выступает учредителем областных государственных учреждений.

С целью выполнения возложенных функций, в том числе по исполнению обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Иркутской области министерством лесного комплекса Иркутской области учреждено областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области».

11.01.2019 Распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области №36-мр утвержден Устав АУ «Лесхоз Иркутской области».

В соответствии с п.1.3 Устава АУ «Лесхоз Иркутской области» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства.

Согласно п. 1.4 Устава полномочия учредителя АУ «Лесхоз Иркутской области» от имени Иркутской области осуществляет министерство лесного комплекса Иркутской области.

Согласно п.2.1 Устава предметом деятельности Учреждения является обеспечение выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органа государственной власти в сфере охраны, защиты лесов, то есть министерства лесного комплекса Иркутской области.

В силу п.2.3 основными целями деятельности Учреждения является выполнение работ по охране, защите лесов, выполнение работ по обнаружению и тушению лесных пожаров.

В соответствии с абзацем 4 п.5.2 Устава к компетенции учредителя в области управления АУ «Лесхоз Иркутской области» относится установление задания для последнего в соответствии с предусмотренной его Уставом основной деятельностью и финансовое обеспечение выполнения этого задания.

Мероприятия по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Иркутской области выполняются для государственных нужд за счет бюджетных средств.

Согласно п.4 ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

26.06.2020 Распоряжением исполняющего обязанности министра лесного комплекса Иркутской области № 91-1508-мр от утверждена структура и численность команд, организационная структура лесопожарных станций.

В соответствии с указанным документом в структуру Братского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» входят, в том числе лесопожарные станции (далее по тексту - ЛПС), выполняющие мероприятия на территории Братского района: ЛПС III типа; ЛПС II типа г.Вихоревка.

В силу ч.1 ст.53.4 Лесного Кодекса РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.

В соответствии с п.20 приказа Рослесхоза от 03.04.1998 №53 «Об утверждении Инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами» расходы на тушение лесного пожара включают: заработную плату (с начислениями) занятых тушением пожара рабочих лесхоза, баз авиационной охраны лесов (мехотрядов, авиаотделений), привлеченных на тушение пожара работников из других организаций и предприятий, иных категорий населения; стоимость услуг машин, тракторов, других механизмов, в том числе собственных, использованных при тушении лесного пожара, рассчитанная исходя из отработанных смен, а также налета часов воздушных судов (самолетов, вертолетов) на доставке людей, средств пожаротушения и других грузов, используемых при тушении лесного пожара; стоимость израсходованных при тушении пожара материалов, средств тушения и другого имущества, используемого при тушении пожара; расходы на питание работников, занятых на тушении лесного пожара, почтово-телеграфные и другие расходы на тушение лесного пожара, предусмотренные действующим законодательством.

Судом установлено, что ФИО2 осужден приговором Братского районного суда Иркутской области от **.**.**** по ч.2 ст. 261 УК РФ (уничтожение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с иными источниками повышенной опасности, если это причинило крупный ущерб) к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 6 месяцев. В соответствии со ст. 73 УК РФ назначено наказание условно с установлением испытательного срока 1 год.

В результате преступной небрежности ФИО2 возник пожар на общей площади 11,9 Га, чем причинен ущерб государству на общую сумму 2 775 250 руб.

Согласно справке на тушение лесного пожара *** затрачено за счет средств федерального бюджета 109 111, 96 руб., за счет средств областного бюджета 4059,24 руб., что подтверждаются представленным Министерством лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству документами, а именно калькуляцией на тушение лесного пожара (оплата труда - 55 525,84 руб., начисление на оплату - 21 599,55 руб., материалы ГСМ - 36 045,81 руб.), табелем учета рабочего времени работников Братского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», справкой-расчет по заработной плате работников Братского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», нарядом-актом на производство работ, связанных с тушением лесного пожара ***, карточкой учета работы автомобилей, путевыми листами, журналами учета путевых листов ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», актами о списании материальных запасов.

До настоящего времени расходы на общую сумму 113 171,20 руб. в связи с тушением лесного пожара *** не возмещены, приговором судом ФИО2 признан виновным в преступной небрежности, повлекшей пожар, суд приходит к выводу о взыскании с ФИО2 расходов на тушение лесного пожара ***, в размере 109111,96 рублей в пользу бюджета Российской Федерации, а также о взыскании с ФИО2 расходов на тушение лесного пожара ***, в размере 4059,24 рублей в пользу бюджета Иркутской области.

Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено при установлении совокупности всех указанных элементов. При этом в силу положений ст.56 ГПК РФ, ст.15 ГК РФ лицо, требующее возмещения убытков, обязано доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер понесенных убытков, а также причинно-следственную связь между противоправностью поведения ответчика и наступившими убытками.

В соответствии со ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, заключений экспертов и специалистов.

Согласно ч.4 ст.61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Факт повреждения лесных насаждений ФИО2 в результате неосторожного обращения с огнем и причинения крупного ущерба подтверждается материалами гражданского дела, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что причиненный действиями ответчика вред подлежит возмещению.

При этом, в соответствии с п.33, п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда. Отказ в возбуждении уголовного дела, прекращение возбужденного уголовного дела, вынесение приговора не исключают возможности предъявления иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, при наличии к тому оснований, предусмотренных законом. Вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Статьями 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

При установленных судом обстоятельствах требование истца является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

В силу ст.33.20 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Статьей 103 ГПК РФ определено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая результат рассмотрения дела, освобождение истца от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 3 463 руб.

Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, Иркутской области к ФИО2, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», Министерство лесного комплекса Иркутской области, Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, о возмещении ущерба, причиненного в результате тушения лесного пожара - удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, **.**.**** г.р., уроженца ... Иркутской области, расходы на тушение лесного пожара ***, в размере 109111,96 рублей (сто девять тысяч сто одиннадцать рублей девяносто шесть копеек) в пользу бюджета Российской Федерации с зачислением денежных средств по следующим реквизитам:

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ИРКУТСК БАНКА РОССИИ//УФК ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, г. Иркутск; <данные изъяты>

Взыскать с ФИО2, **.**.**** г.р., уроженца ... Иркутской области, расходы на тушение лесного пожара ***, в размере 4059,24 рублей (четыре тысячи пятьдесят девять рублей двадцать четыре копейки) в пользу бюджета Иркутской ФИО3 с зачислением денежных средств по следующим реквизитам:

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ИРКУТСК БАНКА РОССИИ//УФК ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, <данные изъяты>

Взыскать с ФИО2, **.**.**** г.р., уроженца ... Иркутской ФИО3, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 463 руб.

Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

    Судья Ф.С. Куклин

Мотивированное решение составлено 18.03.2022

2-112/2022 (2-1197/2021;) ~ М-1455/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Братского района Иркутской области
Ответчики
Николаенко Александр Анатольевич
Другие
ТУ Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству
Министерство лесного комплекса Иркутской области
ОГАУ "Лесхоз Иркутской облсти"
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Куклин Федор Сергеевич
Дело на сайте суда
bratski--irk.sudrf.ru
27.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2021Передача материалов судье
28.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2022Судебное заседание
17.01.2022Судебное заседание
24.01.2022Судебное заседание
25.02.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
11.03.2022Судебное заседание
18.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
22.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2022Копия заочного решения возвратилась невручённой
09.12.2022Дело оформлено
15.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее