Составлено 20.11.2023
УИД 51RS0018-01-2023-000484-22
Дело № 2-340/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 13 ноября 2023 г.
Ковдорский районный суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Фадеевой Г.Г.
при помощнике Васютовой Е.В.
с участием истца Истоминой О.Е.,
третьего лица Истомина А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Истоминой Оксаны Евгеньевны к администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области и Государственному областному казенному учреждению «Управление капитального строительства Мурманской области» о включении периода вынужденного снятия с регистрационного учета по месту жительства в районах Крайнего Севера и восстановлении права на получение жилищных субсидий для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера,
установил:
Истомина О.Е. обратилась в суд с иском к администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области и Государственному областному казенному учреждению «Управление капитального строительства Мурманской области» (далее – ГОКУ «УКС МО») о включении периода вынужденного снятия с регистрационного учета по месту жительства в районах Крайнего Севера и восстановлении права на получение жилищных субсидий для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
В обоснование заявленных требований, с учетом уточнения, указано, что с <дд.мм.гг> она проживала с матерью Б. и отцом А. по адресу: <адрес>. После окончания средней школы <№> в <дд.мм.гг> поступила в <адрес>. На время учебы ее родители были вынуждены снять ее с регистрационного учета по месту жительства. <адрес> она окончила в <дд.мм.гг>. После окончания учебы вернулась в г.Ковдор, где проживала сначала в общежитии по адресу: <адрес>, и снова встала на регистрационный учет. С указанного времени она непрерывно проживает по месту регистрации и работает в районе Крайнего Севера. <дд.мм.гг> вышла замуж, от брака имеет двоих детей. <дд.мм.гг> ей была установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию.
Также указано, что <дд.мм.гг> она обратилась в МФЦ Ковдорского района с заявлением о постановке в очередь для получения жилищной субсидии по переселению из районов Крайнего Севера. В середине августа 2023 г. получила письменный отказ в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий из ГОКУ «УКС МО» с указанием на то, что согласно представленным ею документам она снималась с регистрационного учета по месту жительства и повторно прибыла в районы Крайнего Севера позднее <дд.мм.гг>.
По указанным основаниям истец просит включить период вынужденного снятия с регистрационного учета по месту жительства в районах Крайнего Севера и восстановить право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Истец Истомина О.Е. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области в суд не явился; о дате, времени и месте судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.183). Определением суда, постановленном в судебном заседании, с учетом мнения истца, отказано в освобождении администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области от участия в деле в качестве ответчика (л.д.54-55).
Представитель ответчика ГОКУ «УКС МО» в суд не явился; о дате, времени и месте судебного заседания извещены; просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, принятие решения оставляют на усмотрение суда (л.д.95-96).
Третье лицо Истомин А.Е. иск поддержал, просил его удовлетворить.
Третьи лица Истомин Д.А., Истомина А.А. в суд не явились; о дате, времени и месте судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица Министерства строительства Мурманской области в суд не явился; о дате, времени и месте судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя; принятие решения оставляют на усмотрение суда (л.д.196-197).
Заслушав истца Истомину О.Е., третье лицо Истомина А.Е., свидетелей А. и Б., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлено Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее – Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ, Закон).
В соответствии с положениями статьи 1 названного Закона, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды II группы, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с названным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
С января 2003 г. вопросы постановки на учет жителей Мурманской области, желающих выехать за ее пределы и имеющих право на получение жилищных субсидий, отнесены к компетенции Минстрой Мурманской области, приказом которого от <дд.мм.гг> <№> обеспечение функции уполномоченного органа на реализацию ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг (в настоящее время комплекс процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»), возложено на ГОКУ «УКС МО».
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, чтоГОКУ «УКС МО» рассмотрено заявление Истоминой О.Е. о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. В связи с несоответствием требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, решением ГОКУ «УКС МО» от <дд.мм.гг> <№> Истоминой О.Е. отказано в постановке на учет.
Так, по результатам рассмотрения представленных Истоминой О.Е. документов, установлено, что последняя более двух лет проживала в регионе с благоприятными климатическими условиями и повторно прибыла в район Крайнего Севера позднее <дд.мм.гг>, а именно в период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>. Повторно была зарегистрирована по месту жительства в Мурманской области с <дд.мм.гг> (л.д.13, 181 об., 182).
Доводы истца Истоминой О.Е. о временном (вынужденном) снятии с регистрационного учета по месту жительства в районах Крайнего Севера в период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> на период очного обучения в <адрес> нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.
Оснований не доверять объяснениям истца, свидетелей и представленных в материалы дела доказательствам у суда не имеется.
Так, установлено, что <адрес> Истомина (добрачная – Левченко) Оксана Евгеньевна родилась <дд.мм.гг> в <адрес> у Б., отцом является А.
С <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> истец была зарегистрирована и проживала с родителями по адресу: <адрес>, выписана в <адрес> <дд.мм.гг>.
По окончании в <дд.мм.гг> средней школы <адрес> с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> Истомина (Левченко) О.Е. была зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Указанное жилое помещение было предоставлено истцу на условиях найма исключительно на период ее очного обучения (с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг>) сроком 2 года 6 месяцев в <адрес> по специальности <данные изъяты>.
Данные обстоятельства бесспорно подтверждаются записями домовой книги, дипломом <№>, выданным <дд.мм.гг>, регистрационный <№>, объяснениями истца и свидетелей А. и Б. (л.д.122-126, 176, 180).
После окончания обучения истец возвратилась на постоянное место жительства в Мурманскую область, и уже <дд.мм.гг> трудоустроилась в Ковдорскую больницу, где работает по настоящее время, что подтверждается записями трудовой книжки (л.д.19-20).
С <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> истец была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> по адресу: <адрес>, с <дд.мм.гг> по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.176 об.).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации, предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16.12.1997 №20-П, определения от 15.02.2005 №17-О и от 05.03.2009 №376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья).
Доводы истца о том, что снятие с регистрационного учета носило вынужденный и временный характер, было связано с прохождением обучения, нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Какой-либо иной причины снятия Истоминой (Левченко) О.Е. с регистрационного учета в районе Крайнего Севера, не связанной с обучением, судом не установлено. Жилья за пределами Мурманской области у истца и членов ее семьи не имелось и не имеется.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что снятие Истоминой (Левченко) О.Е. с регистрационного учета по месту жительства в районах Крайнего Севера в период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> было временным (вынужденным) на период обучения, поэтому имеются правовые основания для признания за Истоминой О.Е. права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Поскольку обращение Истоминой О.Е. в суд не обусловлено установлением фактов нарушения ее прав ответчиками, то судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, в размере 300 рублей 00 копеек (л.д.10), почтовых расходов в размере 143 рублей (л.д.25), суд относит исключительно к ее расходам.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ <░░.░░.░░> ░░ <░░.░░.░░> ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░