Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-52/2023 (2-861/2022;) ~ М-425/2022 от 15.03.2022

Дело №2-52/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2023 года                          город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи                                Казацкого В.В.,

при секретаре                                                          Окуневой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Квяткаускас А. Ю., третье лицо: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, Правительство города Севастополя, ГКУ города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» об изъятии недвижимого имущества путем его выкупа, -

установил:

Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, третье лицо: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, Правительство города Севастополя, ГКУ города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» об изъятии недвижимого имущества путем его выкупа. Свои требования истец мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ Правительством Севастополя было принято распоряжение №16-РП «Об изъятии для государственных нужд города Севастополя земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях строительства линейного объекта – «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь, км 269 + 300, до а/д Ялта-Севастополь, 8 этап» и внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от 17.06.2019 года №157-РП. В данное распоряжение включено имущество, принадлежащее ответчику Квяткаускас А.Ю. – жилой дом, расположенный по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>. Поскольку ответчик согласия на изъятие принадлежащего ему имущества не предоставил, за защитой своих прав истец обратился в суд.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик в судебное заседание не явился, был уведомлен, направил своего представителя.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала в случае учета при принятии решения результатов судебной оценочной экспертизы, проведенной ООО «ПРО.ЭКСПЕРТ».

Представитель третьего лица ГКУ города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, 12.03.2020 года было принято распоряжение Правительства Севастополя №16-РП «Об изъятии для государственных нужд города Севастополя земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях строительства линейного объекта – «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь, км 269+300, до а/д Ялта-Севастополь, 8 этап» и внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от 17.06.2019 года №157-РП «Об изъятии для государственных нужд города Севастополя земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях строительства линейного объекта – «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь, км 269+300, до а/д Ялта-Севастополь, 8 этап», в перечень земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд города Севастополя с целью реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2022 года» - Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь, км 269+300, до а/д Ялта-Севастополь, 8 этап» включены, в том числе: ф.и.о. - жилой дом с кадастровым номером площадью 76,8 кв. м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес> (пункт 19 Перечня к распоряжению №16-РП).

В соответствии с ч.1 ст. 31 Устава города Севастополя от 14.04.2014 года №1-ЗС установлено, что исполнительную власть в городе Севастополе осуществляют Губернатор города Севастополя, Правительство города Севастополя и исполнительные органы государственной власти города Севастополя.

Согласно ч.3 ст.23 Закона города Севастополя от 30.04.2014 года №5-ЗС «О Правительстве Севастополя», Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.

В соответствии с п.1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя утвержденного постановлением Правительства Севастополя 22.09.2016 года №883-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.

В силу п.4.1. указанного Положения, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя участвует в реализации федеральных программ, разработке и реализации городских программ, связанных с регулированием имущественных отношений, земельных отношений в сфере владения, пользования и распоряжения земельными участками, проведением земельной реформы, рациональным использованием земель, находящихся в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя.

Согласно п.4.59 Положения, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направляет в суд заявления о понуждении собственника к продаже принадлежащего ему земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения принадлежащий ему доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах), об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по основаниям, предусмотренным федеральным законом, об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных нужд города Севастополя, об установлении сервитута на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, муниципальной или частной собственности, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.

В силу п.3 ст.3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии с п.3 ст.129 ГПК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Как следует из ст.10 Земельного кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В ходе судебного разбирательства судом установлено и сторонами не оспаривалось, что ответчику на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером площадью 76,8 кв. м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, право собственности на который возникло на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 21.09.2021 года, выданного и.о. нотариуса города Севастополя ф.и.о.ф.и.о.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п.2 ст. 32 ЖК РФ).

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п.2 ст. 56.10 ЗК РФ).

Так, истец направил в адрес ответчика уведомление о планируемом изъятии для государственных нужд.

30.12.2021 года истец в адрес ответчика направил отчет об оценке недвижимого имущества, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости и размер убытков, связанных с изъятием, составляет 4 293 350 рублей.

В ходе рассмотрения настоящего дела по ходатайству ответчика была назначена судебная оценочная экспертиза, а также дополнительная и повторная судебная оценочная экспертиза.

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, проведенной ООО «ПРО.ЭКСПЕРТ», реальная рыночная стоимость и размер всех убытков, связанных с изъятием жилого дома, составляет 3 828 172 рублей, рыночная стоимость права пользования земельным участком, на котором расположено принадлежащее ответчику недвижимое имущество, составляет 3 947 850 рублей.

В силу п. 2 ст. 187 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта оценивается наряду с другими доказательствами, оно не имеет для суда заранее установленной силы, в соответствии с п. 3 ст. 86 ГПК РФ является одним из доказательств, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.

Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

В данном случае суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключение повторной и дополнительной судебной экспертизы, поскольку экспертиза проведена компетентным экспертом, имеющим значительный стаж работы в соответствующей области. Рассматриваемая экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" на основании определения суда о назначении экспертизы.

Проанализировав содержание экспертного заключения, составленного ООО «ПРО.ЭКСПЕРТ», суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, основывается на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы.

В то же время, суд не усматривает оснований для принятия в качестве доказательства по делу экспертного заключения, составленного ООО «Крымская экспертная компания», поскольку данная экспертиза была выполнена с нарушениями, т.к. непосредственно сам эксперт-оценщик на объект оценки не выезжал, оцениваемое имущество не осматривал, а также при ее проведении эксперт не оценивал стоимость земли под недвижимостью ответчика, что не соответствует фактическим обстоятельствам по делу, поскольку предыдущий владелец изымаемой недвижимости предпринимал попытки оформить ее в собственность.

Так, согласно представленном суду материалам, ДД.ММ.ГГГГ ф.и.о. обращалась в ДИЗО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 1190 кв. м, однако решением ДИЗО от 15.08.2018 года ей было в этом отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах территории, в отношении которой постановлением Правительства №248-ПП от 23.04.2018 года утвержден проект планировки территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования.

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов закреплен в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с частью 4 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.

В соответствии со ст. 56.2 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: 1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения); 2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения; 3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (п. 2 ст. 279 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе, по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 1 ст. 239.2 ГК РФ, отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно (п. 2 ст. 239.2 ГК РФ).

Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 239.2 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Статьей 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В силу пункта 1 данной статьи. размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе, основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

В соответствии с ч. 8 ст. 56.5 ЗК РФ, собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, подлежащих изъятию, собственники расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, лица, которым такие объекты недвижимого имущества принадлежат на иных правах (далее также - правообладатели изымаемой недвижимости) и права которых на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение шестидесяти дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, подают заявления в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, об учете их прав (обременений прав) на земельные участки и (или) объекты недвижимости (далее также - заявления об учете прав на недвижимость) с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В таких заявлениях указывается способ связи с заявителями, в том числе их почтовый адрес.

Согласно ч. 5 ст. 56.6 ЗК РФ, к решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

Частью 7 той же статьи предусмотрено, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно части 9 той же статьи, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Учитывая, что жилой дом, постройки и соответствующие строения, принадлежащие Квяткаускас А.Ю., не имеют собственной правовой судьбы в отрыве от земельного участка, на котором они расположены, земельный участок под ними находился в пользовании ответчика, выкуп принадлежащего ответчику Квяткаускас А.Ю. недвижимого имущества в связи с его изъятием для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия жилых помещений и земельных участков для государственных или муниципальных нужд, что соответствует принципу единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, суд также приходит к выводу о том, что в выкупную цену (рыночную стоимость) подлежит включению стоимость земельного участка, на котором расположено принадлежащее Квяткаускас А.Ю. недвижимое имущество, необходимом для его обслуживания, по фактическому пользованию.

При этом суд также учитывает, что ф.и.о. (предыдущим собственником) принимались меры для оформления земельного участка в собственность, который находился в ее фактическом пользовании, она обращалась в компетентные органы с заявлением о предоставлении земельного участка, однако ей было в этом отказано.

Учитывая результат проведенной судебной экспертизы, принимая во внимание соблюдение истцом установленного законодательством порядка изъятия жилого помещения истца, исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя подлежат удовлетворению с установлением размера выкупной цены изымаемого жилого помещения в размере 7 776 022 рубля (т.е. с учетом стоимости права пользования земельным участком).

При этом, учитывая представленные суду документы, обязанность по выплате рыночной стоимости возмещения, подлежащего выплате при изъятии для государственных нужд, следует возложить на ГКУ города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя».

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно определениям Балаклавского районного суда города Севастополя по данному гражданскому делу были назначены судебные оценочные экспертизы, расходы на проведение экспертизы были возложены на ответчика.

При таких обстоятельствах, поскольку ответчиком были понесены расходы на проведение судебных экспертиз, которые были учтены при вынесении судебного решения и подтвердили доводы ответчика о занижении стоимости принадлежащего ответчику имущества, расходы, связанные с их проведением, подлежат возмещению ответчику в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд -

решил:

Иск удовлетворить частично.

Изъять у Квяткаускас А. Ю. путем выкупа для государственных нужд в целях строительства линейного объекта – «Строительства и реконструкции автомобильной дороги Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь, км 269+300, до а/д Ялта-Севастополь, 8 этап» - жилой дом общей площадью 76,8 кв. м., кадастровый , с надворными строениями и сооружениями, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с учетом стоимости прав на земельный участок площадью 1237 кв. м., убытков, необходимых, для переселения, переезда, по рыночной стоимости возмещения, подлежащего выплате при изъятии для государственных нужд, в размере 7 776 022 (семь миллионов семьсот семьдесят шесть тысяч двадцать два) рубля.

Возложить на ГКУ города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» обязанность по выплате Квяткаускас А. Ю. рыночной стоимости возмещения, подлежащего выплате при изъятии для государственных нужд, в размере 7 776 022 (семь миллионов семьсот семьдесят шесть тысяч двадцать два) рубля.

В удовлетворении исковых требований в иной части – отказать.

Взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу Квяткаускас А. Ю. расходы на проведение экспертиз в размере 51100 (пятьдесят одна тысяча сто) рублей.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 17 марта 2023 года.

Судья                                                                     В.В.Казацкий

2-52/2023 (2-861/2022;) ~ М-425/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Ответчики
Квяткаускас Александр Юозович
Другие
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя
Правительство города Севастополя
ГКУ по городу Севастополю "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя"
Суд
Балаклавский районный суд города Севастополя
Судья
Казацкий Владимир Владимирович
Дело на странице суда
balaklavskiy--sev.sudrf.ru
15.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2022Передача материалов судье
15.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2022Судебное заседание
05.09.2022Производство по делу возобновлено
05.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
27.10.2022Судебное заседание
21.02.2023Производство по делу возобновлено
10.03.2023Судебное заседание
17.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее