УИД 61RS0020-01-2023-000919-10
Дело №2-1031/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июня 2023 года. г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Ленивко Е.А.
при секретаре Неизмайловой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербаковой О.Ю., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетнего Щербакова Е.В., Галацан К.В., Щербаковой Т.С. к Администрации города Новошахтинска об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты, 3-е лицо: Министерство энергетики Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором просят обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с их семьей, состоящей из 4-х человек: Щербаковой О.Ю., Щербаковой Т.С., Щербаковым Е.В., Галацан К.В., зарегистрированными и проживающими по адресу: <адрес>, договор о предоставлении субсидии для приобретения жилья по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
В обоснование своих требований истцы указали, что они, Щербакова О.Ю., Щербакова Т.С., Щербаков Е.В., Галацан К.В. зарегистрированы и проживают в 1/ 4 доле жилого <адрес> в <адрес>. Жилой <адрес> в г. Новошахтинске фактически представляет собой дом на четыре хозяина, каждая часть дома имеет изолированный выход, огороженную дворовую территорию. Щербаковой О.Ю. принадлежит на праве собственности 1/ 4 доля указанного жилого дома, на основании договора купли-продажи доли жилого дома от 09.02.2007. Ее право общей долевой собственности на дом зарегистрировано в ЕГРН 20.03.2007 за номером .... Ни она, ни ее дети, иного жилья на праве собственности не имеют. Вышеуказанная часть дома является их единственным местом проживания. <адрес>, в котором они проживают, признан непригодным для постоянного проживания и подлежит сносу. Их семья в составе 4 человек включена в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Самбековская» ОАО «Ростовуголь», непригодным для проживания по критериям безопасности. Список утвержден протоколом Министерства энергетики Российской Федерации в 2016 году. Согласно Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005, им положена социальная выплата на приобретение жилья, площадью 72 кв.м, из расчета 18 кв.м на каждого члена семьи. Считают, что их семья имеет преимущественное перед другими лицами право на получение социальной выплаты, так как состояние дома таково, что проживать в нем небезопасно. Дом, в котором они проживают, деревянный + кирпич, процент износа дома составляет 75 %. На протяжении нескольких лет они ведут бесконечную переписку с Администрацией города Новошахтинска, сначала по вопросу включения их в список, а затем по вопросу выделения денежных средств для финансирования их переселения. Каждый год они получают письма аналогичного содержания о том, что деньги либо еще не поступили на счет Администрации, либо уже закончились. Каждый год им обещают, что в следующем году их точно включат в списки на финансирование, и каждый год повторяется одно и тоже, денежных средств для расселения именно их семьи не хватает. Считают, что действия Администрации нарушают их право на включение в списки на финансирование и их расселение. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 11,12 ГК РФ, Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005, просят исковые требования удовлетворить.
Истцы в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены, в заявлении просят рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена, в заявлении просит рассмотреть дело в её отсутствие, в удовлетворении иска отказать. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель 3-го лица Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, в ранее представленном отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что списке граждан проекта ликвидации шахты «Самбековская» ОАО «Ростовуголь» значатся граждане Щербакова О.Ю., Щербакова Т.С., Щербаков Е.В., Галацан К.В., проживающие по адресу: <адрес>. Из искового заявления усматривается, что жилое помещение по указанному адресу принадлежит Щербаковой О.Ю. по договору купли-продажи от 09.02.2007, т.е. после дня принятия решения о ликвидации шахты «Самбековская» ОАО «Ростовуголь» 18.07.1998. Граждане, не проживавшие в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, а получившие право собственности или проживания в подработанном ветхом жилье после решения о ликвидации организаций угольной промышленности (по договорам купли-продажи, дарения или наследования), не имеют права на предоставление им социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого жилья и несут бремя содержания, риск случайной гибели или случайного повреждения принадлежащего им ветхого жилья в соответствии со статьями 210 и 211 ГК РФ. Полагают, что администрация г. Новошахтинска Ростовской области не имеет правовых оснований для заключения договора с истцами на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности на ликвидируемой шахте «Самбековкая» ОАО «Ростовуголь». Дело рассмотрено в отсутствие представителя 3-го лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (пункт 8).
В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (п.5 Правил).
Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п.6 Правил).
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. (п.8 Правил)
Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п.12 Правил).
В соответствии с п.13 Правил гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного Решением Новошахтинской городской Думы ... от 05.02.2013, установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.
Вопрос об очередности предоставления гражданам социальных выплат подлежит коллегиальному рассмотрению рабочей комиссией при Администрации города, уполномоченной на рассмотрение вопросов, возникающих в рамках оказания гражданам содействия в переселении из ветхого жилья (далее - Рабочая комиссия).
В судебном заседании установлено, что 1/ 4 доля в праве общей долевой собственности на жилой <адрес>, расположенный по <адрес> в г. Новошахтинске Ростовской области принадлежит Щербаковой О.Ю. на основании на основании договора купли-продажи доли жилого дома от 09.02.2007 удостоверенного нотариусом Новошахтинского нотариального округа Ростовской области З.В.З., зарегистрированного в реестре за ... от 14.03.2019. Ее право общей долевой собственности на дом зарегистрировано в ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним 20.03.2007 за номером ..., что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 07.12.2022.
Вторая 1/ 2 доля в праве общей долевой собственности зарегистрирована на праве собственности за муниципальным образованием «Город Новошахтинск».
В данном доме зарегистрированы и проживают истцы Щербакова О.Ю., Щербаков Е.В., Галацан К.В., Щербакова Т.С.
<адрес> в г.Новошахтинске Ростовской области был признан непригодным для постоянного проживания и включен список ветхих домов, ставших в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности.
В судебном заседании установлено, что согласно дополнительному списку граждан подлежащих переселению их ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой «Самбековская» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, в данный список протоколом ... от 18.07.2016 под №ТЭО ... были включены истцы Щербакова О.Ю., Щербаков Е.В., Галацан К.В., Щербакова Т.С. До настоящего времени не переселены.
Как следует из материалов дела, истцы неоднократно обращались в Администрацию г. Новошахтинска с заявлением о заключении с ними договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья с предоставлением всех необходимых документов, что не оспаривается представителем ответчика. В заключении такого договора истцам было отказано со ссылкой на то, что Минэнерго РФ отказало в согласовании списков в отношении тех семей, которые не были зарегистрированными в ветхом жилье на момент ликвидации организации угольной промышленности, а их семья была зарегистрирована в данном доме в 2007 году, т.е. после начала ликвидации шахты «Самбековская». ОАО «Ростовуголь». Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области до Администрации города доведено письмо Департамента угольной промышленности Минэнерго РФ «О разъяснении условий переселения граждан из ветхого жилья». В соответствии с позицией, изложенной Департаментом угольной промышленности в письме, при формировании списков граждан на предоставление социальной выплаты следует подтверждать соответствие переселяемых семей требованиям Правил установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 ..., а также требованиям части 2 статы части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем списки были утверждены в установленном порядке в 2016 году, семья истцов из списка на переселение не исключена, доказательств заключения с ними договора на предоставление социальной выплаты ответчиком суду не представлено.
Из материалов дела также следует, что данный дом для проживания не пригоден, что также не оспаривается представителем ответчика, жильцы другой части данного жилого дома были переселены и исполнили свое обязательство по передаче принадлежавшего им ветхого жилого помещения в собственность муниципального образования «Город Новошахтинск».
Из представленных ответов ответчика на обращения истцов следует, что ответчик фактически на протяжении длительного времени уклоняется от заключения с ними договора о предоставлении социальной выплаты, при этом ответчиком не представлено доказательств того, по каким причинам истцы не переселены, при тех обстоятельствах, что две семьи другой части данного дома переселены. Доводы ответчика не могут являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что факт нарушения жилищных прав истцов со стороны ответчика нашел свое подтверждение в судебном заседании, что является основанием для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, 3-░ ░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░ 6151005266, ░░░░ 1026102485034) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.06.2023.