Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-527/2022 ~ М-256/2022 от 16.02.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 марта 2022 года г. Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Клиновой Е.А., при секретаре судебного заседания Шутовой М.В., с участием представителя истца Поповой М.А., действующей на основании доверенности от 01.06.2021, ответчика Агафоновой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-527/2022 по иску Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области к Агафоновой Галине Андреевне о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование исковых требований пенсионный орган указал, что Агафонова Г.А. является получателем пенсии по старости пожизненно с ДД.ММ.ГГГГ согласно протоколу назначения от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверочных мероприятий выплатного дела пенсионера выявлен факт ошибочного применения повышенного отношения заработков 1,4 по заработной плате за 2000, 2001 годы - за период работы в районе не относящемуся к районам РКС и МКС.

Государственным Учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области (далее УПФР) ДД.ММ.ГГГГ принято решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, согласно которому размер пенсии приведен с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующим законодательством. В связи с чем, возникла излишняя переплата пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 183507 руб. 59 коп.

В порядке досудебного урегулирования ответчику направлялось уведомление о вышеуказанной переплате с приглашением в пенсионный орган по вопросу возмещения переплаченных сумм, однако она не явилась, до настоящего времени в добровольном порядке причиненный ущерб не возместила.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что Агафонова Г.А. не имела законных оснований на получение пенсии с применением повышенного соотношения заработной платы из расчета 1,4, истец полагает, что данная переплата должна быть взыскана с нее.

21.06.2021 в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Тайшетском районе Иркутской области внесена запись о прекращении юридического лица путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником является Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.

ГУ - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Иркутской области просило суд взыскать с Агафоновой Галины Андреевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области излишне выплаченную сумму пенсии в размере 183507 руб. 59 коп

Представитель истца исковые требования поддержала требования.

Ответчик Агафонова Г.А. исковые требования не признала. Считала, что действия пенсионного органа являются незаконными, прошли все сроки для взыскания с нее переплаты пенсии, не понятно почему только в 2021 году пенсионный орган обнаружил переплату и в 2022 году обратился с настоящими требованиями, пенсионный орган ей пояснил в 2021 году, что неправильно применен коэффициент, пенсию пересчитали, с нее произвели удержания, потом ей удержанную сумму возвратили, с ее стороны отсутствовала какая-либо недобросовестность.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии конкретного вида и размера, которое и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим лицом, являющимся участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему сумм пенсии.

В целях обеспечения добросовестного исполнения субъектами пенсионных отношений своих обязанностей и предупреждения злоупотребления правом на получение пенсии статьей 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлена ответственность физических и юридических лиц за представление недостоверных сведений и несвоевременное представление необходимых сведений, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты, - возмещение ущерба, причиненного Пенсионному фонду Российской Федерации перерасходом средств на выплату трудовых пенсий. Аналогичное правовое регулирование содержится в статье 28 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Из приведенных положений пенсионного законодательства следует, что привлечение к юридической ответственности в виде возмещения Пенсионному фонду Российской Федерации причиненного ущерба обусловлено наличием вины субъекта правонарушения.

В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение пенсии, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная сумма пенсии подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.

В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета пенсий, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 216 определено, что впредь до установления размера районного коэффициента при назначении указанным лицам пенсий применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

Для лиц, проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1.4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1.5; не свыше 1.7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1.5 до 1.8; не свыше 1.9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1.8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Согласно решению ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Тайшетском районе Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, при установлении пенсии Агафоновой Г.А. в нарушение п. 10 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» неверно определен размер пенсии по старости с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ из расчета 1,4. Права на применение повышенного отношения заработков не имеется - представлена заработная плата для расчета пенсии за 2000-2001 год, в этот период не производились выплаты по районному коэффициенту за работу в РКС и МКС. Также для применения повышенного отношения заработной платы отсутствует факт проживания на территории МКС по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, пенсионный орган решил в соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устранить данную ошибку, привести размер пенсии в соответствие с действующим законодательством с ДД.ММ.ГГГГ.

С иском в суд пенсионный орган обратился ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что 06.03.1996 Агафоновой Г.А. назначена пенсия по старости, исходя из общего стажа 43 года 03 месяца 02 дня, специальный стаж 24 года 10 мес. 09 дней, расчет пенсии произведен с применением районного коэффициента 1,6, т.к. ответчик работала в районах, приравненных к районам Крайнего Севера - <адрес>.

18.04.2002 произведен перерасчет пенсии, с применением отношения заработков в повышенном размере 1,4, при перерасчете учитывалась справка отдела образования Тайшетского района Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, учтен заработок ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик работала в Тайшетском районе Иркутской области.

<адрес> не является районом, приравненным к районам Крайнего Севера. Перерасчет произведен распоряжением Нижнеилимского Управления Пенсионного фонда РФ.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, в действиях Агафоново Г.А. отсутствует недобросовестность, поскольку ответчик не предоставляла в пенсионный орган недостоверные сведения, пенсионный орган самостоятельно применил повышенный размер отношения заработка 1,4, на основании документов, представленных работодателем ответчика, длительное время выплачивал ответчику установленный пенсионным органом размер пенсии.

Излишне выплаченные Агафоновой Г.А. суммы пенсии по старости, в силу положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестность ответчика судом не установлена, а истцом не доказана.

В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции, а также, в частности, в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности.

В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое - в соответствии с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства - гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии и иных выплат принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Кроме того, в соответствии как с прежним, так и действующим правовым регулированием порядка рассмотрения заявлений о назначении трудовой (страховой) пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации наделен полномочиями по проведению проверки и оценки достоверности представленных в целях пенсионного обеспечения документов на всех этапах пенсионного процесса (пункт 12 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17/19пб; пункт 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 884н).

Таким образом, правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

На основании изложенного, исковые требования пенсионного органа к Агафоновой Г.А. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований к Агафоновой Галине Андреевне о взыскании с Агафоновой Галины Андреевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, излишне выплаченной суммы пенсии в размере 183507 руб. 59 коп., Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом.

Судья: Е.А. Клинова

2-527/2022 ~ М-256/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Иркутской области
Ответчики
Агафонова Галина Андреевна
Суд
Тайшетский городской суд Иркутской области
Судья
Клинова Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
taishetsky--irk.sudrf.ru
16.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2022Передача материалов судье
16.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2022Судебное заседание
11.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2022Дело оформлено
21.04.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее