Отметка об исполнении решения суда дело № 2-317/2024
61RS0012-01-2023-004306-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2024 года г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Персидской И.Г.
с участием помощника прокурора г.Волгодонска Шкумат М.С.
при секретаре судебного заседания Жилиной И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Волгодонска, Управлению образования г.Волгодонска, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Колокольчик» г.Волгодонска об обязании оснастить медицинский кабинет учреждения в соответствии со стандартом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Волгодонска Ростовской области обратился в суд с иском к Администрации г.Волгодонска, Управлению образования г.Волгодонска, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Колокольчик» г.Волгодонска об обязании оснастить медицинский кабинет учреждения в соответствии со стандартом, указав следующее.
Прокуратурой города во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка исполнения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, здорового образа жизни детей в МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска, расположенном по адресу: <адрес>
В ходе проверки установлено, что между МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска и ГБУ РО «Детская городская больница» заключен договор о медицинском обслуживании обучающихся образовательного учреждения, согласно которому медицинское обслуживание осуществляется медицинскими работниками ГБУ РО «Детская городская больница» в медицинском блоке указанного образовательного учреждения.
Вопреки требованиям указанного законодательства, медицинский блок школы медицинскими изделиями, согласно Стандарту, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05 ноября 2013 года N 822н в полном объеме, не оснащен.
Имущество МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска, является муниципальной собственностью и находится в казне муниципального образования.
В соответствии с постановлением Администрации города Волгодонска от 03.05.2011 № 1051 «О передаче полномочий учредителя» Управление образования города Волгодонска осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений, в том числе МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска, которое является бюджетным учреждением, финансируется из средств местного бюджета в пределах средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания.
Имущественный комплекс, расположенный по вышеуказанному адресу, находится в муниципальной собственности города и передан учреждению для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом.
Так, в ходе проверки оснащенности медицинского блока МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска установлено отсутствие второго тонометра, второго стетофонендоскопа, динамометров кистевых в количестве 3 шт., оториноскопа с набором воронок, аппарата Рота, аппарата искусственной вентиляции легких Амбу, 2 носилок, комплекта травматологической укладки, зондов желудочных в количестве 4 шт., второй кушетки.
Руководителю образовательной организации, в том числе по данному факту, прокуратурой города 01.06.2023 внесено представление об устранении нарушений закона, которое признано обоснованным, но указанные нарушения до настоящего времени не устранены в полном объеме ввиду отсутствия финансирования.
На основании изложенного прокурор г.Волгодонска просит обязать Администрацию г.Волгодонска выделить денежные средства на устранение выявленных нарушений в сфере охраны жизни и здоровья детей, а именно оснастить медицинский кабинет МБДОУ ДС «Колокольчик» г. Волгодонска в соответствии со Стандартом; Управление образования г.Волгодонска направить денежные средства на обеспечение оснащения медицинского кабинета МБДОУ ДС «Колокольчик» в соответствии со Стандартом; МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска устранить нарушения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья детей, а именно: оснастить медицинский кабинет МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска в соответствии со Стандартом - приобрести второй тонометр, второй стетофонендоскоп, динамометры кистевые в количестве 3 шт., оториноскоп с набором воронок, аппарат Рота, аппарат искусственной вентиляции легких Амбу, 2 носилок, комплект травматологической укладки, зонды желудочные в количестве 4 шт., вторую кушетку. Срок для устранений нарушений установить 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора г.Волгодонска Шкумат М.В. уточнила исковые требования, поскольку МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска приобретены тонометр, стетофонендоскоп, динамометр кистевой, оториноскоп с набором воронок, аппарат Рота, аппарат искусственной вентиляции легких Амбу, носилки, зонд желудочный, кушетка, просит обязать ответчиков устранить нарушения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья детей, а именно оснастить медицинский кабинет МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска в соответствии со Стандартом - приобрести комплект травмотологической укладки, динамометр кистевой в количестве 2 шт., носилки, зонд желудочный в количестве 3 шт., срок для исполнения решения установить 1 год.
Представитель Администрации г.Волгодонска Галицкая О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что согласно п.п. 4 п.1 ст.41 Устава муниципального образования «Город Волгодонск» к исключительной компетенции Волгодонской городской Думы относится рассмотрение проекта бюджета Волгодонска, утверждение бюджета Волгодонска и отчета о его исполнении. Администрация является всего лишь исполнительно-распорядительным органом, который обеспечивает составление проекта бюджета г.Волгодонска, исполнение бюджета г.Волгодонска, осуществляет контроль за исполнением данного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, обеспечивает составление отчета об исполнении бюджета г.Волгодонска.
Таким образом у Администрации г.Волгодонска отсутствуют полномочия для внесения изменений в бюджет г.Волгодонска в части дополнительного финансирования или перераспределения расходов по соответствующим статьям затрат, что делает невозможным исполнение решения суда в случае удовлетворения заявленных требований.
Управление образования г.Волгодонска является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Волгодонска, обеспечивающим осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в области образования в соответствии с Уставом муниципального образования «Город Волгодонск»
Управление образования в качестве отраслевого (функционального) органа Администрации города Волгодонска образовано согласно Уставу муниципального образования «Город Волгодонск», решению Волгодонской городской Думы «Об утверждении структуры Администрации города Волгодонска и органов Администрации города Волгодонска».
Управление образования обладает всеми правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органах Федерального казначейства, закрепленное за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации обособленное имущество, имеет печать с изображением герба города Волгодонска, штампы и бланки документов с полным наименованием на русском языке, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции и арбитражном суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.28, 29, 30 ст.3 Положения об Управлении образования г.Волгодонска утвержденного решением Волгодонской городской Думы от 05.03.2008 № 35 Управление образования выступает в суде от имени муниципального образования «Город Волгодонск» в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию «Город Волгодонск» о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) управления образования или должностных лиц управления образования, в том числе в результате издания нормативных правовых актов управления образования, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту;
Осуществляет функции главного администратора доходов местного бюджета и обладает бюджетными полномочиями в виде осуществления функции получателя бюджетных средств.
Исходя из вышеизложенного, Администрация г.Волгодонска считает, что оснований для возложения на Администрацию г.Волгодонска обязанности по выделению денежных средств на устранение выявленных нарушений, не имеется, так как Администрация города Волгодонска является ненадлежащим ответчиком.
На основании вышеизложенного, Администрация г.Волгодонска считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, просит в иске прокурора в отношении Администрации г.Волгодонска отказать.
Представитель Управления образования г.Волгодонска Чибичьян О.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила что МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска имеет лицензию на образовательную деятельность, следовательно, условия для охраны здоровья несовершеннолетних соблюдены, так как имеются помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников в соответствии с оказываемыми услугами в медицинском блоке.
Медицинское обслуживание в МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений (ГБУ РО «Детская городская больница» в г.Волгодонске), которым образовательным учреждением предоставлено для этого необходимые условия.
Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся (в том числе и в МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска) состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного (прививочного) кабинета.
01.06.2023 прокуратурой города Волгодонска была проведена проверка исполнения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, здорового образа жизни детей, которая выражалась в проверке оснащения медицинского кабинета МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока.
По результатам проверки прокуратурой города было внесено представление об устранении нарушений требований бюджетного законодательства и законодательства об охране жизни и здоровья детей и высказано требование об оснащении медицинского блока МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска: вторым тонометром, вторым стетофонендоскопом, динамометром кистевым в количестве 3 шт., оториноскопом с набором воронок, аппаратом Рота, аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу, 2 носилками, комплектом травматологической укладки, зондами желудочными в количестве 4 шт., второй кушеткой.
Требуемое прокурором дооснащение медицинского блока (кабинета) в МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска не будет использоваться, поскольку медицинский блок не обеспечен медицинскими работниками, для оказания услуг которым необходимы весь перечень медицинских изделий, оргтехники, мебели, указанный в Стандарте (приложении № 3). Данное оборудование используется врачами «узкой» специализации.
Удовлетворение иска прокурора приведет к трате бюджетных средств на цели, не связанные с охраной здоровья детей в образовательных учреждениях.
В рамках рассмотрения представления прокуратуры, директором МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска в адрес начальника Управления образования г.Волгодонска было направлено информационное письмо, в котором указано на необходимость рассмотрения вопроса о выделении средств на приобретение медицинских изделий, указанных в представлении прокурора г.Волгодонска, с целью дооснащения медицинского блока (кабинета) в МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска.
Согласно имеющимся коммерческим предложениям, средства, необходимые для приобретения недостающего комплекта медицинского оборудования составляют 129 185,70 руб.
В свою очередь руководство Управления образования г.Волгодонска уведомило главу города Волгодонска о проведенных прокурорских проверках в образовательных учреждениях города и о необходимости выделения денежных средств на приобретение медицинских изделий.
При этом, до проведения прокурорской проверки от подведомственных учреждений (от медицинских работников) в адрес Управления образования г.Волгодонска не поступало информации о необходимости дооснащения медицинских кабинетов.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.3 Устава МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска, лицей является некоммерческой организацией и создано для оказания муниципальной услуги в сфере образования. Собственником имущества и учредителем Учреждения является муниципальное образование «Город Волгодонск», а Управление образования выполняет функции учредителя от имени Администрации города Волгодонска.
Таким образом, вопрос о надлежащем дооснащении медицинских кабинетов будет решен по мере поступления финансирования из Администрации города Волгодонска.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении исковых требований прокурора просит отказать.
Представитель МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска Панферова Л.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала, пояснила, что медицинское обслуживание в МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинского учреждения ГБУ РО «Детская городская больница».
Медицинский блок отделения медицинской помощи воспитанникам в МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного (прививочного) кабинета.
Во исполнение представления прокуратуры г.Волгодонска медицинский кабинет МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска в настоящее время оснащен тонометром, стетофонендоскопом, динамометром кистевым в количестве 1 шт., оториноскопом с набором воронок, аппаратом Рота, аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу, носилками в количестве 1 шт., зондом желудочным в количестве 1 шт., кушеткой.
Для приобретения указанного перечня в представлении прокуратуры г.Волгодонска медицинских изделий средства не выделялись.
В рамках рассмотрения представления прокуратуры, заведующей МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска в адрес начальника Управления образования г.Волгодонска было направлено информационное письмо, в котором указано на необходимость рассмотрения вопроса о выделении средств на приобретение медицинских изделий, указанных в представлении прокурора г.Волгодонска, с целью дооснащения медицинского кабинета в МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска.
Согласно имеющимся коммерческим предложениям, средства, необходимые для приобретения недостающего комплекта медицинского оборудования составляют 129 185,70 руб.
Таким образом, вопрос о надлежащем дооснащении медицинских кабинетов будет решен по мере поступления финансирования.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой города Волгодонска проверки выявлено отсутствие в медицинском блоке МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска следующего оборудования: тонометра, второго стетофонендоскопа, динамометров кистевых в количестве 3 шт., оториноскопа с набором воронок, аппарата Рота, аппарата искусственной вентиляции легких Амбу, 2 носилок, комплекта травматологической укладки, зондов желудочных в количестве 4 шт., второй кушетки.
В силу части 1 статьи 41 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с частью 3 статьи 41 названного закона организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Согласно положениям статьи 11 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно пункту 11.1 СанПиН 2.4.2.2821-1 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.1.2660-10 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 (в редакции от 25 декабря 2013 года), во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.
Согласно статье 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся.
Приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях (далее – Порядок).
Согласно пунктам 3-7 Порядка несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде:
первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной;
специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;
скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной;
паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.
Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают условия оказания медицинской помощи несовершеннолетним, включая определение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
Первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы (далее - обучающиеся), в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее - отделения медицинской помощи обучающимся).
При отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся первичная медико-санитарная помощь согласно настоящему Порядку может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность.
В структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации.
Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета.
Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Согласно пункту 11 Порядка помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение N 3 к настоящему Порядку).
Согласно стандарту оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее – Стандарт) указанные в акте прокуратуры г. Волгодонска медицинские изделия должны быть в медицинском блоке образовательного учреждения.
В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства в медицинском блоке МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска отсутствуют в полном составе медицинские изделия, предусмотренные Стандартом.
Доводы ответчиков о том, что Порядок не предусматривает обязанности образовательного учреждения укомплектовать медицинский блок в строгом соответствии с перечнем, подлежат отклонению, поскольку противоречат пунктам 11, 12, 14 Порядка, согласно которым медицинская организация обеспечивает отделение медицинской помощи обучающимся только лекарственными препаратами для медицинского применения, тогда как первичная медико-санитарной помощь обучающимся, нуждающимся в лечении, реабилитации и оздоровительных мероприятиях, оказывается врачами, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения организации медицинской помощи обучающимся, при этом медицинский блок такого отделения должен быть оснащен образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно Стандарту.
Доводы о том, что для оснащения медицинского блока всеми перечисленными в Стандарте медицинскими изделиями отсутствует финансовая возможность, не имеют правового значения для разрешения возникшего вопроса.
В связи с изложенным суд считает необходимым обязать образовательное учреждение укомплектовать медицинский блок, расположенный в образовательном учреждении, оборудованием, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, указанным в приложении N 3 Приказа Минздрава России от 05.11.2013 N 822н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях".
Поскольку деятельность образовательного учреждения как юридического лица финансируется собственником имущества - муниципальным образованием "Город Волгодонск", вопросы обеспечения и организации общедоступного бесплатного общего, в том числе и дошкольного образования на территории городского округа отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления, обязанность по оснащению медицинского блока образовательного учреждения суд считает необходимым возложить также на администрацию г. Волгодонска, как орган, отвечающий за финансирование соответствующих мероприятий, и Управление образования г.Волгодонска, которое осуществляет организацию оказания медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных учреждениях.
С учетом положений п. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок в течение которого решение суда должно быть исполнено, не позднее шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, принимая во внимание необходимость соблюдения процедуры приобретения товаров для муниципальных нужд, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2014 года № 44-ФЗ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Волгодонска, Управлению образования г.Волгодонска, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Колокольчик» г.Волгодонска об обязании оснастить медицинский кабинет учреждения в соответствии со стандартом, удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Волгодонска Ростовской области обеспечить выделение денежных средств для устранения выявленных нарушений в МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска, а именно для оснащения медицинского кабинета МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска в соответствии со Стандартом следующим оборудованием: комплектом травмотологической укладки, динамометром кистевым в количестве 2 шт., носилками, зондом желудочным в количестве 3 шт.
Обязать Управление образования г.Волгодонска и МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска оснастить медицинский кабинет МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска в соответствии со Стандартом следующим оборудованием: комплектом травмотологической укладки, динамометром кистевым в количестве 2 шт., носилками, зондом желудочным в количестве 3 шт.
Установить срок исполнения решения суда – 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 29.01.2024 года.
Судья