УИД 59RS0035-01-2022-003514-97 <данные изъяты>
Дело № 2-83/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Соликамск 06 февраля 2023 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Новиковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Шишигиной Н.А.,
с участием
истца Жулановой А.Н.,
представителя истца Балыко Т.В.,
представителя ответчика Тонких О.И.,
представителя третьего лица Погосьян Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамск гражданское дело по иску Жулановой А.Н. к администрации Соликамского городского округа о возложении обязанности передать жилое помещение в собственность,
у с т а н о в и л:
Жуланова А.Н. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что с <дата> работает в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения <данные изъяты> в должности <данные изъяты>.
Постановлением администрации города Соликамска № от <дата> «О предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда» ей было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.
На основании данного постановления <дата> между ней и администрацией города Соликамска был заключен договор № найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, согласно которому вышеуказанное жилое помещение предоставлено ей на период трудовых отношений с <данные изъяты> в качестве члена семьи в договоре указан <данные изъяты> Жуланов А.С.
Пунктом № договора от <дата> предусмотрено право на передачу истцу и членам его семьи занимаемого служебного жилого помещения в собственность по истечении пятилетнего срока непрерывной трудовой деятельности в качестве врача-специалиста в государственном краевом учреждении здравоохранения.
<дата> истец обратился к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма занимаемого жилого помещения с целью его приватизации.
Письмом отдела жилищных отношений администрации Соликамского городского округа № от <дата> истцу было сообщено об отказе в удовлетворении заявления в связи с тем, что срок действия договора найма жилого помещения от <дата> на дату принятия Решения Думы Соликамского городского округа от <дата> составляет 4 года 2 месяца и недостаточен для возникновения права на передачу служебного жилого помещения в собственность.
Истец считает отказ в передаче в собственность спорного жилого помещения незаконным, поскольку на момент подачи заявления от <дата> имелись все условия для приватизации спорного жилого помещения (срок непрерывной трудовой деятельности в <данные изъяты> исчисленный с даты заключения договора от <дата> на дату подачи заявления составлял более 5 лет; в указанное учреждение здравоохранения истец был трудоустроен на должность врача-специалиста в рамках реализации мероприятий муниципальной программы Соликамского городского округа по привлечению медицинских работников).
После принятия Решения Думы Соликамского городского округа от <дата> № в договор, заключенный с истцом, никаких изменений или дополнений, в том числе в части исключения права на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность, в установленном законом порядке не вносилось.
Других жилых помещений в пользовании истец не имеет, ранее в приватизации жилых помещений не участвовала, обязательства по договору найма от <дата> исполняет надлежащим образом.
<данные изъяты> истца Жуланов А.С. отказывается от участия в приватизации занимаемого служебного жилого помещения и не возражает против его приобретения в личную собственность истца.
Просила обязать администрацию Соликамского городского округа передать служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в собственность Жулановой А.Н. по договору приватизации.
Истец Жуланова А.Н. в судебном заседании просила об удовлетворении исковых требований по доводам, приведенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что по настоящее время работает <данные изъяты> в <данные изъяты> проживает в спорном жилом помещении с <данные изъяты>. С <дата> по настоящее время никаких жилых помещений в собственность её и <данные изъяты> не приобретали.
Представитель истца адвокат Балыко Т.В., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержала, приводила доводы о том, что действие пункта 1.4 Решения Думы Соликамского городского округа от <дата> №, которым признан утратившим силу раздел IV Положения, предусматривающий право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения, не распространяется на истца, заключившего договор найма служебного жилого помещения до вступления в силу названного Решения.
Представитель ответчика администрации Соликамского городского округа Тонких О.И., действуя на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что Решением Думы Соликамского городского округа от <дата> № «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности Соликамского городского округа, утвержденное решением Соликамской городской Думы от <дата> №» отменен раздел IV Положения «Основания, порядок и условия передачи служебного жилого помещения в собственность граждан». Однако данное Решение не распространяется на лиц, проработавших в указанных выше учреждениях не менее пяти лет на дату вступления в силу Решения. Договор найма на служебное жилое помещение между истцом и ответчиком заключен <дата>, то есть на момент принятия Решения Думы Соликамского городского округа от <дата> договор действовал 4 года 2 месяца, что недостаточно для возникновения права на передачу служебного жилого помещения в собственность.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Жуланов А.С. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился. В материалах дела имеется его заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указано, что исковые требования Жулановой А.Н. поддерживает в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Думы Соликамского городского округа Погосьян Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании считала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку на момент вступления в силу решения Думы от <дата> № у истца отсутствовал необходимый 5-летний стаж работы. В настоящее время действует постановление администрации Соликамского городского округа № от <дата>, предусматривающее альтернативу предоставления жилого помещения в собственность – выплата в размере одного миллиона рублей на покупку жилья.
На основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьего лица Жуланова А.С.
Заслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных данным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно части первой статьи 4 указанного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с частью второй статьи 4 закона собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как указано в пункте 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 года № 9-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл», положение части второй статьи 4 названного закона, регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, в системе действующего правового регулирования не предполагает установления ни законами субъектов Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду, и вместе с тем (при отсутствии потребности в конкретном служебном жилом помещении) не лишает его как собственника муниципального имущества права распоряжаться им по своему усмотрению. При этом предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность, а следовательно, необходимость в регулировании муниципальными правовыми актами прав нанимателей служебных жилых помещений отсутствует.
Издаваемые нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений принимаются по основаниям, на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законодательством. Критерии и условия приватизации служебного жилья, вводимые актами муниципальных образований, должны иметь объективный характер и вытекать из условий предоставления служебного жилого помещения гражданам, стажа работы, продолжительности проживания в занимаемом служебном помещении, перспектив дальнейшего использования жилого помещения в качестве служебного. Указанные решения органов местного самоуправления об условиях приватизации муниципального имущества должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений (пункт 3.4).
В силу положений ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения (п. 1 ч. 1 указанной статьи). В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Согласно положениям ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: органом государственной власти Российской Федерации – в жилищном фонде Российской Федерации; органом государственной власти субъекта Российской Федерации – в жилищном фонде субъекта Российской Федерации; органом местного самоуправления – в муниципальном жилищном фонде. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В судебном заседании судом установлено, что жилое помещение по адресу: <...> представляет собой <данные изъяты> квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, постановлением администрации города Соликамск от <дата> № «О формировании служебного жилого фонда города Соликамска» отнесено к служебному жилому помещению.
Жуланова А.Н. с <дата> по настоящее время работает в должности <данные изъяты> <данные изъяты> Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края <данные изъяты>.
На основании постановления администрации города Соликамска от <дата> № вышеуказанное жилое помещение было предоставлено истцу Жулановой А.Н.
<дата> между администрацией города Соликамска и Жулановой А.Н. был заключен договор № найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, согласно условиям которого спорное служебное жилое помещение было передано Жулановой А.Н. и члену её семьи <данные изъяты> Жуланов А.С.) во временное владение и пользование на период трудовых отношений с <данные изъяты> (п.п. 1, 2, 4).
Пунктами 22 и 23 договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда стороны предусмотрели, что по истечении пятилетнего срока непрерывной трудовой деятельности в качестве врача-специалиста в государственном краевом учреждении здравоохранения, расположенном на территории Соликамского городского округа, наниматель Жуланова А.Н. имеет право на передачу занимаемого им и членами семьи служебного помещения в собственность гражданина; основания, порядок и условия передачи служебного жилого помещения в собственность граждан определены решением Соликамского городской Думы от <дата> № «Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности Соликамского городского округа» (с учетом решений Соликамской городской Думы от <дата> №; от <дата> №; от <дата> №; от <дата> №).
До настоящего времени договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда между сторонами по делу не расторгнут, каких-либо изменений и дополнений в него в период действия не вносилось.
<дата> Жуланова А.Н. обратилась в администрацию Соликамского городского округа с заявлением о предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма в соответствии с договором № от <дата>.
Администрацией Соликамского городского округа истцу направлен ответ № от <дата>, в котором сообщается о том, что Решением Думы Соликамского городского округа от <дата> № раздел IV Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности Соликамского городского округа, «Основания, порядок и условия передачи служебного жилого помещения в собственность граждан» отменен; однако данное Решение не распространяется на лиц, проработавших в указанных учреждения не менее пяти лет на дату вступления в силу Решения. Договор найма на служебное жилое помещение между заявителем и администрацией заключен <дата>, на момент принятия Решения Думы Соликамского городского округа от <дата> договор действовал 4 года 2 месяца, что недостаточно для возникновения права на передачу служебного жилого помещения в собственность.
С данным отказом администрации Соликамского городского округа суд согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа (п. 3);
- создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального, городского округа (за исключением территорий муниципальных, городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п. 14).
В соответствии с ч. 2 ст. 16.1 указанного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района вправе решать вопросы, указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Согласно ч. 4.1 ст. 20 указанного Федерального закона органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 данного Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий, а согласно ч. 5 данной статьи органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Статьей 51 указанного Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч 1). Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч. 2). Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч. 3).
Частью 7 ст. 5 ЖК РФ органам местного самоуправления предоставлено право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Согласно п. 7 ст. 17 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан отнесено создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Реализуя свои полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, Соликамская городская Дума <дата> решением № утвердила Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности Соликамского городского округа.
Согласно п. 4.1 указанного Положения служебные жилые помещения могут передаваться в собственность гражданам, занимающим данные жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации при условии их непрерывной трудовой деятельности в течение не менее чем пяти лет в качестве специалиста в муниципальных учреждениях здравоохранения, образования, культуры Соликамского городского округа.
Пунктом 4.3 Положения установлено, что непрерывной трудовой деятельностью в соответствующем муниципальном учреждении Соликамского городского округа в целях применения настоящего Положения признается:
- работа в качестве специалиста в одном муниципальном учреждении здравоохранения, образования или культуры Соликамского городского округа;
- работа в качестве специалиста в нескольких муниципальных учреждениях здравоохранения, образования или культуры Соликамского городского округа при условии увольнения из одного муниципального учреждения Соликамского городского округа и приема в другое муниципальное учреждение Соликамского городского округа соответствующей сферы в порядке перевода, по сокращению численности (штата) или в связи с ликвидацией соответствующего муниципального учреждения.
В целях применения настоящего Положения работой в качестве специалиста признается трудовая деятельность на условиях трудового договора с муниципальным учреждением в качестве основного места работы на должностях руководителя или специалиста, предусмотренных Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих в соответствующей сфере деятельности: в сфере образования, здравоохранения, культуры.
В целях применения настоящего Положения исчисление непрерывной трудовой деятельности, дающей право на передачу служебного жилого помещения в собственность, начинается со дня заключения договора найма специализированного жилого помещения, предоставленного гражданину в связи с его трудовой деятельностью в муниципальном учреждении Соликамского городского округа.
В соответствии с п. 4.6 Положения правила исчисления непрерывной трудовой деятельности, распространяются:
- на врачей-специалистов муниципальных медицинских учреждений, заключивших договоры найма служебного жилого помещения до 1 июля 2014 года и продолживших после 1 июля 2014 года трудовую деятельность в качестве врача-специалиста в государственных краевых учреждениях здравоохранения - правопреемниках соответствующих муниципальных медицинских учреждений (в связи с передачей муниципальных медицинских учреждений Соликамского городского округа в государственную собственность Пермского края);
- на врачей-специалистов государственных учреждений здравоохранения, привлеченных на работу в Соликамский городской округ в рамках реализации мероприятий муниципальной программы Соликамского городского округа по привлечению медицинских работников и заключивших договоры найма служебного жилого помещения специализированного муниципального жилищного фонда Соликамского городского округа после 1 июля 2014 года.
Решением Думы Соликамского городского округа от <дата> №, вступившим в силу <дата>, в Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности Соликамского городского округа, утвержденное решением Соликамской городской Думы от <дата> №, внесены изменения, в том числе признан утратившим силу раздел IV «Основания, порядок и условия передачи служебного жилого помещения в собственность граждан» (пункт 1.4). Пунктом 2 данного Решения установлено, что действие пункта 1.4 настоящего решения не распространяется на граждан, занимающих служебные жилые помещения по договорам найма служебных жилых помещений, проработавших на день вступления в силу настоящего решения не менее пяти лет в качестве специалистов в муниципальных учреждениях образования, культуры, здравоохранения Соликамского городского округа и (или) в государственных (краевых) учреждениях здравоохранения на территории Соликамского городского округа.
Довод представителя ответчика о том, что договор найма на служебное жилое помещение между истцом и ответчиком заключен <дата>, то есть на момент принятия Решения Думы Соликамского городского округа от <дата> договор действовал менее 5 лет, следовательно, отсутствуют основания для возникновения у истца права на передачу служебного жилого помещения в собственность, суд находит необоснованным.
Согласно положениями статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (ч. 1). Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (ч. 2). В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч. 3). Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ч. 4).
Положениями статьи 4 ГК РФ предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (п. 1). По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса (п. 2).
В соответствии с п. 2 ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Как было указано ранее до настоящего времени договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, заключенный между сторонами по делу <дата>, не расторгнут, условия договора о том, что по истечении пятилетнего срока непрерывной трудовой деятельности в качестве врача-специалиста в государственном краевом учреждении здравоохранения, расположенном на территории Соликамского городского округа, наниматель Жуланова А.Н. имеет право на передачу занимаемого им и членами семьи служебного помещения в собственность гражданина не исключены.
Буквальное толкование положений Решения Думы Соликамского городского округа от <дата> №, вступившего в силу <дата>, в том числе пункта 2, позволяет прийти к выводу о том, что Решение не содержит указаний, что оно распространяется на отношения, возникшие из договоров найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, заключенных до введения его в действие.
Более того, как разъяснено в пункте 31 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020 года, согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ закон, принятый после заключения договора и устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Согласно пункту 2 статьи 4 ГК РФ это правило применяется как к императивным, так и к диспозитивным нормам (пункт 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", пункт 83 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положении Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Соответственно, действующее право в качестве основного критерия применения той или иной нормы к договорным отношениям сторон устанавливает действие нормы, а не отсутствие знания о будущих изменениях закона, возможность полагаться на действующее регулирование или наличие (отсутствие) разумных ожидании, основанных на том, что закон не будет изменен в будущем.
Как положения статьи 4 ГК РФ, так и положения статьи 422 ГК РФ допускают в качестве исключения из общего правила, применимого к договорным отношениям, прямое указание законодателя на немедленное применение закона или применение закона с обратной силой к уже существующим отношениям. При этом даже в случае прямого указания закона на его немедленное применение или применение с обратной силой необходимо учитывать правовую позицию о недопустимости лишения прав в результате такого применения, выраженную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2016 года № 3-П.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В силу п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика от передачи занимаемого Жулановой А.Н. служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в её собственность является незаконным, поскольку противоречит условиям заключенного между ними договора от <дата>, а также ст.ст. 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требования истца о возложении на администрацию Соликамского городского округа обязанности передать спорное служебное жилое помещение в собственность Жулановой А.Н. по договору приватизации являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Исковые требования Жулановой А.Н. удовлетворить.
Обязать Администрацию Соликамского городского округа передать в собственность Жулановой А.Н. (паспорт №) по договору приватизации жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (13.02.2023 года).
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья О.В. Новикова
<данные изъяты>
<данные изъяты>