Дело № 2-321/2023
УИД: 91RS0017-01-2023-000476-69
категория: 2.211 - Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
строка отчета: 211
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2023 года пгт. Раздольное
Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:
Председательствующего - судьи Абеляшева А.В..
секретарь судебного заседания Либова В.С.,
с участием:
помощника прокурора Раздольненского района Республики Крым
Минаенковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» <адрес> Республики Крым, <адрес> Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Заместитель прокурора <адрес> обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» <адрес> Республики Крым, <адрес> Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о понуждении совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что <адрес> проведена проверка деятельности МБОУ «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» <адрес> Республики Крым, на предмет соблюдения требований законодательства об образовании, в ходе которого выявлены следующие нарушения Конституции РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказа Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования": образовательное учреждение не оборудовано лингафонными кабинетами, обеспечивающими изучение иностранных языков. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес МБОУ «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» <адрес> Республики Крым внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ № Прдр№/-20350020, по результатам рассмотрения которого виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем, в образовательном учреждении до настоящего времени отсутствует лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков. В соответствие с Уставом, МБОУ «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» <адрес> Республики Крым является муниципальным бюджетным учреждением, по типу учреждения – бюджетное, по типу образовательной организации – общеобразовательное учреждение. Функции и полномочия учредителя МБОУ «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» <адрес> Республики Крым осуществляет <адрес> Республики Крым. Заместитель прокурора полагает, что указанное неисполнение ответчиками обязанности по организации образовательного процесса влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование. В связи с чем, заместитель прокурора <адрес> просит обязать МБОУ «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» <адрес> Республики Крым» оборудовать лингафонный кабинет; обязать <адрес> Республики Крым выделить денежные средства на оборудование лингафонного кабинета в МБОУ «Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» <адрес> Республики Крым».
Истец – помощник прокурора <адрес> Республики Крым Минаенкова А.А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить исковое заявление в полном объеме.
Представители ответчиков – МБОУ «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» <адрес> Республики Крым, <адрес> Республики Крым, будучи надлежащим образом уведомленными о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в суд предоставил письменное пояснение по сути заявленных требований, в котором указывает, что в соответствие с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», абз. 2, 3 ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение выполнения муниципального задания образовательным учреждением осуществляется ввиду субсидий из бюджета муниципального образования <адрес>. Действующим законодательством не предусмотрено участие Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в финансировании муниципальных бюджетных образовательных организаций Республики Крым в целях обеспечения требований, указанных в иске прокурора. Финансирование мероприятий, указанных в просительной части искового заявления, возможно за счет собственных средств образовательной организации, а также за счет средств, выделенных из бюджета муниципального образования.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав доказательства и материалы дела, пришёл к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим правовым основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории <адрес> Республики Крым функционирует - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» <адрес> Республики Крым (Выписка из ЕГРЮЛ № ЮЭ№, согласно которой дата регистрации ЮЛ – ДД.ММ.ГГГГ), функции и полномочия учредителя которого осуществляет <адрес> Республики Крым (п.1.8 Устава).
Согласно п. 1.6 Устава МБОУ «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко», данное учреждение является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением. Учреждение осуществляет в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми (п. 1.11 Устава). Кроме того, Учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет, открытый в установленном порядке, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде, а также ведет уставную финансово-хозяйственную деятельность, направленную на осуществление образовательного процесса, с момента его государственной регистрации в соответствие с законодательством Российской Федерации (п. 1.12 Устава).
<адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ на имя директора МБОУ «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» было внесено представление № Прдр№/-20350020 об устранении нарушений законодательства в сфере образования, а именно, как указывает прокурор, в ходе проведенной проверки, а также, согласно информации <адрес> установлено отсутствие в МБОУ «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков. Указанные нарушения, по мнению прокурора, способствуют снижению уровня среднего общего образования, не освоению обучающимися базовых навыков и умений при применении новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, а также отсутствию мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
Согласно копии Приказа №-К/вр.дв от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представления прокуратуры <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Прдр№/20350020 по вопросу устранения нарушений законодательства в сфере образования, заведующий хозяйством МБОУ «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» ФИО2 привлечен к дисциплинарному взысканию в виде замечания.
Как следует из копии ответа <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, направленного на запрос прокурора района, причиной отсутствия лингафонных кабинетов в 15 муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях является отсутствие бюджетных средств на закупку соответствующего оборудования. В настоящее время <адрес> Республики Крым изыскиваются денежные средства бюджета муниципального образования <адрес> Республики Крым, в т.ч. рассмотрение вопроса о возможности выделения дополнительного финансирования 15 муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждениям будет рассмотрен после включения в дотацию на сбалансированность бюджета муниципального образования <адрес> Республики Крым.
Также, как следует из копии ответа <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, направленного на запрос прокурора района, мероприятия организационного и финансового характера по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в истекшем периоде 2022 года не проводилась. Создание лингафонных кабинетов запланировано на 2023 финансовый год. Муниципальные контракты в истекшем периоде 2022 года муниципальными бюджетными образовательными учреждениями <адрес> в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» не заключались.
Конституцией Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43).
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования (п. 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ).
Во исполнение положений действующего законодательства РФ об образовании Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (п. 1).
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), административной и хозяйственной деятельности, в частности, лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков (п. 24 Стандарта).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 28 указанного закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Таким образом, принимая во внимание положения ст. ст. 2, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказа Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и который является обязательным, а также то, что в МБОУ «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» <адрес> Республики Крым не оборудован лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков, то выявленные нарушения не обеспечивают в должной мере права учащихся на общедоступное и бесплатное образование согласно образовательному стандарту, несовместимо с задачами образовательных программ, так как снижает качество подготовки учащихся.
Поскольку осуществление деятельности общеобразовательного учреждения в отсутствие оборудованных лингафонных кабинетов не обеспечивает реализацию в полной мере федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, нарушает права и законные интересы учащихся, то суд считает необходимым возложить на МБОУ «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» <адрес> Республики Крым обязанность оборудовать в помещении общеобразовательного учреждения лингафонный кабинет, так как исполнение указанных требований нормативно-правовых актов является обязанностью общеобразовательных учреждений в силу закона и Устава учреждения, выполнение этой обязанности направлено на получение учащимися учреждения общедоступного и бесплатного основного общего образования.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из Устава МБОУ «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» <адрес> Республики Крым, утвержденного Приказом отдела образования, молодежи и спора <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, (запись в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет <адрес> Республики Крым (п.№.8 Устава).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по финансированию оснащения лингафонного кабинета в помещении общеобразовательного учреждения МБОУ «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» <адрес> Республики Крым должна быть возложена непосредственно на <адрес> Республики Крым, которая является главным распорядителем и получателем средств бюджета, предусмотренных на содержание отдела образования и реализацию возложенных на отдел образования функций.
Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.
Как следует из копии ответа главы <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес <адрес>, причиной отсутствия лингафонных кабинетов в 15 муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях является отсутствие бюджетных средств на закупку соответствующего оборудования.
Действующее законодательство РФ не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления и образовательного учреждения по исполнению обязанности в виде надлежащей организации учебного процесса по основной образовательной программе с наличием финансовой возможности и сроками освоения средств, поскольку нормативными правовыми актами РФ закреплена обязанность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств по обеспечению оснащения образовательной деятельности при получении основного общего образования.
С учетом изложенного, исковые требования Заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» <адрес> Республики Крым, <адрес> Республики Крым являются обоснованными и законными, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Заместителя прокурора <адрес> Республики Крым удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» <адрес> Республики Крым в течение календарного года со дня вступления решения суда в законную силу обязанность оборудовать лингафонный кабинет в образовательном учреждении.
Возложить на <адрес> Республики Крым обязанность профинансировать осуществление работ по оборудованию лингафонного кабинета в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ковыльненская средняя общеобразовательная школа им. А. Смолко» <адрес> Республики Крым.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Раздольненский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья –