Дело (УИД) 31RS0025-01-2022-001654-20 Производство № 2-213/2023
(2-3498/2022)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белгород 13 февраля 2023 г.
Свердловский районный суд города Белгорода в составе
судьи Пашковой Е.О.
при секретаре Мерзликиной Ю.А.,
с участием представителей истца Мамчур Ю.Н., ответчика ГУП «Белоблводоканал» Запорожец А.В., третьего лица министерства жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области Орловой И.В.,
в отсутствие представителей ответчика министерства имущественных и земельных отношений Белгородской области, третьих лиц администрации Яковлевского городского округа Белгородской области, ОВО по Яковлевскому району филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Белгородской области»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яковлевского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к министерству имущественных и земельных отношений Белгородской области, ГУП «Белоблводоканал» о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Яковлевского района, сославшись на результаты проведенной совместно с отделением вневедомственной охраны по Яковлевскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Белгородской области», во исполнение задания прокуратуры Белгородской области проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в отсутствии периметрального ограждения на станции второго подъема пос. Яковлево, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, которым просил:
возложить на ГУП «Белоблводоканал» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить периметральное ограждение <адрес>;
возложить на министерство имущественных и земельных отношений Белгородской области обязанность осуществить финансирование расходов по установке ограждения, изготовлению проектной и иной сопутствующей документации, необходимой для установки ограждения на <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Мамчур Ю.Н. уточненный иск поддержала.
Представитель ответчика ГУП «Белоблводоканал» Запорожец А.В., заявленные требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск от ДД.ММ.ГГГГ №. Полагала, что действия по установлению зон санитарной охраны и ограждения первого пояса должны были быть осуществлены еще предыдущим собственником администрацией Яковлевского района, а ГУП «Белоблводоканал» при принятии имущества, в том числе, и спорной станции второго подъема в свое хозяйственное ведение было лишено возможности отказаться от приема данного имущества, при этом состояние передаваемого имущества не проверялось и не фиксировалось.
Указывала, что с момента вынесения прокурором представления об устранении нарушений ГУП «Белоблводоканал» осуществлен значительный комплекс мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, в частности совершены действия по получению финансирования в объеме, достаточном для проведения работ, заключен договор на выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка, заключен государственный контракт на проведение проверки сметной стоимости и получено положительное экспертное заключение на устройство ограждения <адрес>.
Указывала, что ранее возможность проведения данных мероприятий отсутствовала, поскольку данные затраты не включены в тарифы на услуги ГУП «Белоблводоканал» и возможность проведения данным мероприятий появилась лишь после выделения соответствующего финансирования из областного бюджета.
Полагала, что хотя в настоящий момент мероприятия необходимые для установления периметрального ограждения <адрес> в полном объеме не осуществлены, соответствующее ограждение не установлено, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку ГУП «Белоблводоканал» не имеет возможности не осуществить проведение данных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ, на которые выделены соответствующие субсидии из бюджета, в связи с требованиями постановления Правительства Белгородской области от 29.08.2022 № 510-пп «Об утверждении Порядка предоставления субсидий ГУП «Белоблводоканал» на возмещение затрат, связанных с производственной деятельностью».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области Орлова И.В. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, в полном объеме поддержав позицию, изложенную представителем ГУП «Белоблводоканал».
Явка иных, участвующих в деле лиц, извещенных своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не обеспечена (министерство имущественных и земельных отношений Белгородской области извещено в порядке, утвержденном Соглашением об обмене документами в электронном виде от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Яковлевского городского округа РПО № получено ДД.ММ.ГГГГ, ОВО по Яковлевскому району филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Белгородской области» РПО № получено ДД.ММ.ГГГГ).
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 43 ВК Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению является одним из основных принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Указанным федеральным законом определены (разграничены), в частности, полномочия органов власти различных уровней и иных организаций в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 15 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении закреплено понятие организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение как юридического лица, осуществляющего эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, в том числе и по забору воды.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что в ДД.ММ.ГГГГ г. осуществлено принятие в государственную собственность Белгородской области объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Яковлевского района Белгородской области, и их закрепление на праве хозяйственного ведения за ГУП «Белгородский водоканал», правопредшественником ГУП «Белоблводоканал» (распоряжение департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р).
Таким образом, имущество, ранее находившее в муниципальной собственности <адрес>, в том числе, и входящее в <адрес>, было передано в хозяйственное ведение ГУП «Белоблводоканал».
Данное предприятие, согласно Уставу, осуществляет виды деятельности, поименованные в пункте 2.2 Устава. Целями создания и предметом деятельности данного предприятия являются создание единой структуры управления коммунальным ресурсами для решения социальных задач в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки стоков на территории Белгородской области, получение прибыли и обеспечение производственного и социального развития предприятия (пункт 2.1 Устава).
Собственником имущества (учредителем) предприятия является Белгородская область (пункт 1.2), учредителем предприятия от имени Белгородской области выступает министерство имущественных и земельных отношений Белгородской области, находится предприятие в ведомственном подчинении министерства жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области. Предприятие приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.
Для обеспечения защиты граждан Российской Федерации, в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, определено, помимо прочего, уделять первоочередное внимание таким важным для здоровья потребителей областям, как водоснабжение, коммунальные услуги.
В ДД.ММ.ГГГГ г. прокуратурой Яковлевского района совместно с ОВО по Яковлевскому району, отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Яковлевскому городскому округу, ОМВД России по Яковлевскому городскому округу проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму на <адрес>. В ходе проверки установлено, что на данном объекте, помимо прочих нарушений, отсутствует ограждение, что способствует беспрепятственному проникновению на территорию <адрес> посторонних лиц, животных, захламлению мусором, создает возможность для совершения противоправных действий со стороны посторонних лиц, в том числе террористических актов (представление прокуратуры Яковлевского района от ДД.ММ.ГГГГ №).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ №, адресованном директором филиала «Западный» ГУП «Белоблводоканал» заместителю прокурора Яковлевского района, указано о проведении работы по подготовке проектно-сметной документации для осуществления мер по закупкам, направленным на выполнение работ по ограждению <адрес>, об объявлении аукциона на выполнение работ после установления источника финансирования.
Сторонами не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, что до настоящего момента ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны данного объекта не установлено.
В то время как частью 2 статьи 43 ВК Российской Федерации прямо предусмотрено установление зон санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Требования к организации ЗСО определяет СанПиН 2.1.4.1110-02 Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (пункт 1.5).
Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод (пункт 2.2.1.1).
Согласно пункту 3.2.1.1. территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Требования к виду ограждения установлены СП 31.13330.2021. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84, утвержденных и введенных в действие приказом Минстроя России от 27.12.2021 № 1016/пр.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что основная задача первого пояса, в том числе и его ограждения, о возложении обязанности по установлению которого просит прокурор, предъявив настоящий иск, это защита (ограждение) источников водоснабжения от возможного загрязнения, которое может произойти как случайно, так и умышленно.
Кроме того, выполнение ограждения первого пояса ЗСО является обязательным в рамках выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов водоснабжения. В частности пунктом 36 требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, формы паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что объекты водоснабжения и водоотведения независимо от установленной категории при наличии соответствующей технической возможности оборудуются инженерными средствами защиты - основным и дополнительным ограждением, исключающим бесконтрольный проход людей (животных) и въезд транспортных средств на объект водоснабжения и водоотведения, а также средствами, предотвращающими (максимально затрудняющими) несанкционированное проникновение нарушителя на объект водоснабжения и водоотведения.
ГУП «Белоблводоканал» является лицом, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, что предполагает наличие у него организационных и технических возможностей для обеспечения надлежащей эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры, посредством которой организация осуществляет коммерческую деятельность по обеспечению абонентов водой.
Отсутствие же денежных средств, необходимых для реализации мероприятий по установлению на объектах водоснабжения соответствующего ограждения по границе первого пояса, по причине отсутствия данной статьи затрат в составе утвержденного тарифа, не является основанием для освобождения данной организации от надлежащего исполнения обязанностей сфере водоснабжения по эксплуатации систем водоснабжения.
Постановлением Правительства Белгородской области от 29.08.2022 № 510-пп утвержден порядок предоставления субсидий ГУП «Белоблводоканал» на возмещение затрат, связанных с производственной деятельностью, целью которых является частичное возмещение затрат ГУП «Белоблводоканал», связанных с производственной деятельностью, а именно эксплуатационных расходов, фактически понесенных организацией, но не учтенных в утвержденных тарифах на услуги водоснабжения и/или водоотведения.
Также на территории Белгородской области постановлением Правительства Белгородской области от 28.10.2013 № 441-пп утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Белгородской области», в которую включена подпрограмма «Развитие и модернизация коммунального комплекса Белгородской области».
Кроме того, ГУП «Белоблводаканал» согласно пункту 2.3 Устава наделено широким объемом правомочий по осуществлению инвестиционной деятельности (по разработке инвестиционных программ, по выполнению функций заказчика при их выполнении, выполнении конкурсных процедур по привлечению подрядных организаций для выполнения инвестиционной программы, мониторингу выполнения инвестиционной программы), а также эксплуатационной деятельности, выражающейся в том числе в разработке производственных программ.
И по смыслу приведенных положений ключевая, инициативная роль по проведению мероприятий по надлежащему содержанию объектов водоснабжения, в том числе и по устройству ограждения первого пояса водозаборных скважин, посредством инвестиционных, производственных и иных программ принадлежит именно организации, осуществляющей водоснабжение, в то время как органами государственной власти субъекта, соответствующими профильными министерствами уже осуществляются последующее согласование и утверждение.
Таким образом, в рамках установленного механизма правового регулирования ГУП «Белоблводоканал» как организация, осуществляющая деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, обладает широким объемом полномочий для осуществления и инициирования мероприятий, направленных на содержание объектов водоснабжения в состоянии соответствующем требованиям действующего законодательства.
Подтверждается обоснованность данных выводов и установленными по делу обстоятельствами.
ДД.ММ.ГГГГ ГУП «Белоблводоканал» направлено письмо за № №, адресованное министру жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, о включении мероприятий по выполнению ограждения на <адрес> в государственную программу Белгородской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Белгородской области», с указанием необходимого объема финансирования (1 832,53 тыс. руб.).
Данная заявка (письмо) была учтена и рассмотрена правительством области (соответствующими министерствами), и ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Белгородской области № 661-пп, внесены изменения в постановление правительства Белгородской области от 28.10.2013 № 441-пп, в том числе, путем изменения объемов финансирования подпрограммы «Развитие и модернизация коммунального комплекса Белгородской области» - в перечень включено финансирование мероприятий по установке периметрального ограждения <адрес> с финансированием в размере 1 832,6 тыс. руб. за счет областного бюджета (то есть в истребуемом и необходимом объеме).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией ГУП «Белоблводоканал» выполнен визуальный осмотр территории <адрес>, в ходе которого выявлена необходимость создания ЗСО первого пояса с устройством ограждения <адрес> по СанПин 2.1.1110-02. Согласно заключению комиссии для создания санитарной зоны необходимо выполнить ограждение вокруг <адрес> на расстоянии 10 м от стен сооружения из профлиста по металлическому каркасу с воротами и калиткой, по верхней части забора необходимо выполнить барьер безопасности из колючей проволоки (акт от ДД.ММ.ГГГГ).
ГУП «Белоблводоканал» разработана смета на строительство, а также получено положительное заключение ГАУ БО «Управление государственной экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ № на устройство ограждения станции второго подъема в <адрес>.
Однако доказательств того, что к дате рассмотрения настоящего гражданского дела были реализованы мероприятия (процедуры), предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», определена подрядная организация для установки периметрального ограждения <адрес>, и непосредственно установлено само ограждение, как того требуют вышеприведенные нормы действующего законодательства, суду не представлено.
В то время как несоблюдение установленных правил по ограждению территории первого пояса зоны санитарной охраны данного объекта водоснабжения, имеющих своей целью защиту мест водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения, создает угрозу жизни и здоровью граждан, и соответственно, заявленные исковые требования в части возложения на ГУП «Белоблводоканал» обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить периметральное ограждение 1 пояса зоны санитарной охраны <адрес> подлежат удовлетворению.
По вышеприведенным основаниям, в том числе учитывая, что денежные средства в объеме необходимом для осуществления мероприятий по ограждению станции второго подъема <адрес> за счет средств областного бюджета уже выделены, что подтверждали участники процесса, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований, предъявленных к министерству имущественных и земельных отношений Белгородской области.
С учетом объема мероприятий, необходимого к проведению для получения итогового результата в виде установки периметрального ограждения <адрес>, истребуемый прокурором срок выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ, суд признает достаточным и разумным.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Яковлевского района (ИНН №, ОГРН №), поданный в интересах неопределенного круга лиц, к министерству имущественных и земельных отношений Белгородской области (ИНН №), ГУП «Белоблводоканал» (ИНН №) о возложении обязанности, удовлетворить в части.
Возложить на ГУП «Белоблводоканал» обязанность срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по ограждению <адрес>.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Свердловский районный суд города Белгорода в течение месяца с момента составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.О. Пашкова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ