Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3552/2023 ~ М-690/2023 от 08.02.2023

УИД 23RS0-48

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 13 июля 2023 года

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

    Адлерский районный суд <адрес> в составе

    Председательствующего судьи Машевец С.Ю.,

    при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО3,

    с участием представителя истца – старшего помощника Азово-Черноморского межрайонного прокурора – ФИО4,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> – прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности и признании права собственности Российской Федерации,

    УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> - прокурор <адрес> в интересах Российской Федерации обратился в суд к ФИО1 с исковым заявлением о признании отсутствующим права собственности и признании права собственности Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0000000:9237, 23:49:0407005:6648, образованные из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407005:1954, незаконно оформлены в собственность ответчика, поскольку образованы в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.

В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении
15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.

На основании плана лесоустройства Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:28 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключениям специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0000000:9237, 23:49:0407005:6648 полностью расположен в пределах выделов 1, 77 квартала 47 Веселовского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.

На спорные земельные участки ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО1, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием первичной государственной регистрации права собственности ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407005:1954, из которого образованы земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0000000:9237, 23:49:0407005:6648, послужило постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , письмо главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о праве на наследство по закону имущества ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком , выданное ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением главы администрации Нижнешиловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Для оформления право пожизненного наследуемого владения ФИО6 использована форма бланка свидетельства о праве собственности на землю, утвержденная п. 1 постановления Правительства Рф от ДД.ММ.ГГГГ , которая в силу п. 1 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденного Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ, выдавалась с ДД.ММ.ГГГГ для удостоверения права на землю до оформления государственного акта установленного образца.

Свидетельство о праве собственности (бессрочное постоянное пользование) на имя ФИО6 не могло быть юридически оформлено после принятия ДД.ММ.ГГГГ новой формы свидетельства о праве собственности на землю и отмены ДД.ММ.ГГГГ положений законодательства о порядке выдачи государственных актов, в виду противоречий положениям законодательства.

Кроме того, гербовая печать администрации Нижнешиловской сельской администрации с индивидуальным номером налогоплательщика не могла быть использована ДД.ММ.ГГГГ при заверении вышеуказанного свидетельства, так как положение об ИНН для юридических лиц введено совместным письмом Государственной налоговой службы РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ВГ-4-13/94н, Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Центробанка РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Порядок применения положений Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», вступивши в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное подтверждается представленной ДД.ММ.ГГГГ информацией МКУ «Архив <адрес>», согласно которой печать администрации Нижнешиловского сельского совета с указанием ИНН использовалась только с ДД.ММ.ГГГГ.

На момент постановки ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407005:1954, из которого образованы спорные земельные участки, в кадастровом деле согласно схеме чертежа в описании земельного участка установлено наложение границ формируемого участка на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:28, составляющего территорию земель Веселовского лесничества Сочинского национального парка, которые в сиу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона № 33-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3,1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

Полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.

Однако в кадастровом деле акте по межеванию земельного участка 23:49:0407005:1954 акт согласования границ участка с территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> не имеется, что следует из содержащегося в кадастровом деле акта согласования местоположения границ земельного участка, в котором отсутствует соответствующая отметка.

При межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.

Следовательно, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Веселовского лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.

В отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, – МТУ Росимущества, в их границах сформированы земельные участки
с кадастровым номером 23:49:0000000:9237, площадью 799 кв. м, и с кадастровым номером 23:49:0407005:6648, площадью 700 кв. м., категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу: <адрес>, участок .

Из актов натурного обследований спорных земельных участков, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и составленных фототаблиц следует, что обозначенные участки не огорожены, покрыты лесной растительностью, свободны от строений, не осваиваются.

Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения
ФИО1 и иными лицами указанными участками.

Участки доступны для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Спорные земельные участки, расположенные в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывали.

Истец просит признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровым номером 23:49:0000000:9237, 23:49:0407005:6648, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства», расположенные по адресу: <адрес>, участок ; признать право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0000000:9237, 23:49:0407005:6648, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства», расположенные по адресу: <адрес>, участок ; указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о праве собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровым номером 23:49:0000000:9237, 23:49:0407005:6648, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства», расположенные по адресу: <адрес>, участок и о регистрации права собственности на них за Российской Федерацией.

    Представитель истца в судебном заседании исковые требование поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Представители третьих лиц администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще уведомлены, причины неявки суду неизвестны.

    Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

На основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.

В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, далее – ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.

Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.

Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ, далее – ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона
(в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки и природные ресурсы, расположенные
в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, далее – ЗК РФ).

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
(в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в целях разграничения государственной собственности
на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.

Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся
в федеральной собственности.

На основании ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.

Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления
в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих
в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ
№ 200-ФЗ, далее – ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.

Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года,
п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ .

Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ -АПГ15-5.

В силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 ЛК РФ, п. 3 ст. 3, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ
«О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -КГ14-9070.

В силу ст. 209 ГК РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0000000:9237, 23:49:0407005:6648, образованные из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407005:1954, незаконно оформлены в собственность ответчика, поскольку образованы в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.

В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении
15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.

На основании плана лесоустройства Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:28 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключениям специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0000000:9237, 23:49:0407005:6648 полностью расположен в пределах выделов 1, 77 квартала 47 Веселовского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.

На спорные земельные участки ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО1, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием первичной государственной регистрации права собственности ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407005:1954, из которого образованы земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0000000:9237, 23:49:0407005:6648, послужило постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , письмо главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о праве на наследство по закону имущества ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком , выданное ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением главы администрации Нижнешиловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Для оформления право пожизненного наследуемого владения ФИО6 использована форма бланка свидетельства о праве собственности на землю, утвержденная п. 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , которая в силу п. 1 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденного Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ, выдавалась с ДД.ММ.ГГГГ для удостоверения права на землю до оформления государственного акта установленного образца.

Вышеуказанное подтверждает, что свидетельство по форме, установленной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , подлежало обязательной замене на государственный акт.

Пунктом 1 Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ признаны недействующими ст.ст. 30-32 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , регламентирующие порядок выдачи государственных актов.

С принятием Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» утверждена новая форма свидетельства о праве собственности на землю, переоформление которого на государственный акт не требовалось.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ бланки свидетельства о праве собственности по форме, установленной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , не использовались для удостоверения прав собственности на землю в том числе в связи с отменой государственных актов.

В связи с этим свидетельство о праве собственности (бессрочное постоянное пользование) на имя ФИО6 не могло быть юридически оформлено после принятия ДД.ММ.ГГГГ новой формы свидетельства о праве собственности на землю и отмены ДД.ММ.ГГГГ положений законодательства о порядке выдачи государственных актов, в виду противоречий положениям законодательства.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ « 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» органом правомочным осуществлять регистрацию и оформление документов о правах на земельные участки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ является комитет по земельным ресурсам и землеустройству, а не администрация Нижнешиловского сельского поселения <адрес>.

Кроме того, гербовая печать администрации Нижнешиловской сельской администрации с индивидуальным номером налогоплательщика не могла быть использована ДД.ММ.ГГГГ при заверении вышеуказанного свидетельства, так как положение об ИНН для юридических лиц введено совместным письмом Государственной налоговой службы РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ВГ-4-13/94н, Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Центробанка РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Порядок применения положений Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», вступивши в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Так указанное подтверждается представленной ДД.ММ.ГГГГ информацией МКУ «Архив <адрес>», согласно которой печать администрации Нижнешиловского сельского совета с указанием ИНН использовалась только с ДД.ММ.ГГГГ.

На момент постановки ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407005:1954, из которого образованы спорные земельные участки, в кадастровом деле согласно схеме чертежа в описании земельного участка установлено наложение границ формируемого участка на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:28, составляющего территорию земель Веселовского лесничества Сочинского национального парка, которые в сиу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона № 33-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3,1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.

Пунктами 1.1, 2, 5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ (далее – Инструкция по межеванию), предусмотрено, что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков.

Из пунктов 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

Указанные требования Инструкции по межеванию действуют в настоящее время.

Аналогичные положения предусмотрены действующими нормами п. 3
ст. 6 ЗК РФ, ч.ч. 2, 4 ст. 8, ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ, ч.ч. 3, 11 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», п. 24 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0241.

Пунктом 2 ст.9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), осуществляет Российская Федерация.

В силу п.п. 1, 4, 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.

Аналогичные положения предусматривались п.п. 4, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, ДД.ММ.ГГГГ Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ .

В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные
п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, ДД.ММ.ГГГГ Положения о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>, утвержденного приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ , осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в <адрес> и <адрес> (далее – МТУ Росимущества).

Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.

Однако в кадастровом деле акте по межеванию земельного участка 23:49:0407005:1954 акт согласования границ участка с территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> не имеется, что следует из содержащегося в кадастровом деле акта согласования местоположения границ земельного участка, в котором отсутствует соответствующая отметка.

При этом ранее действовали положения п. 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), устанавливающие, что сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов лесоустройства.

Аналогичные нормы содержались в п. 4 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных приказом Росземкадастра от ДД.ММ.ГГГГ № П/327,пп. 6 п. 22, п. 68 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , действовавших с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

В настоящее время в пп. 6 п. 22, п. 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.

Указанное свидетельствует, что при межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.

Следовательно, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Веселовского лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.

Судом установлено, что вопреки названным требованиям законодательства и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, – МТУ Росимущества, в их границах сформированы земельные участки
с кадастровым номером 23:49:0000000:9237, площадью 799 кв. м, и с кадастровым номером 23:49:0407005:6648, площадью 700 кв. м., категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу: <адрес>, участок .

Из актов натурного обследований спорных земельных участков, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и составленных фототаблиц следует, что обозначенные участки не огорожены, покрыты лесной растительностью, свободны от строений, не осваиваются.

Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения
ФИО1 и иными лицами указанными участками.

Участки доступны для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Спорные земельные участки, расположенные в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывали.

В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим; исковая давность на такие требования не распространяется (статья 208 ГК РФ).

Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии
у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от ДД.ММ.ГГГГ -КГ18-15, -КГ18-17 и др.).

Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска
о признании права отсутствующим, так как ответчик не является фактическим владельцем земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404006: 2833.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, то есть обязанности по доказыванию распределяются между сторонами на основании общего правила.

Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О указал, что в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ), и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

    В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Как указано в ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Согласно требований ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

При этом доводы и требования истца нашли свое подтверждения в ходе судебного заседания, а также подтверждаются установленными в судебном заседании обстоятельствами.

Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим, так как ответчик не является фактическим владельцем земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0000000:9237, 23?49:0407005:6648.

    Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При таком положении суд считает, что исковые требования и. о. прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности и признании права собственности Российской Федерации являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора <адрес> - прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности и признании права собственности Российской Федерации, - удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровым номером 23:49:0000000:9237, 23:49:0407005:6648, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства», расположенные по адресу: <адрес>, участок .

Признать право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0000000:9237, 23:49:0407005:6648, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства», расположенные по адресу: <адрес>, участок .

Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о праве собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровым номером 23:49:0000000:9237, 23:49:0407005:6648, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства», расположенные по адресу: <адрес>, участок и о регистрации права собственности на них за Российской Федерацией.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Адлерский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

    Председательствующий С.Ю. Машевец

2-3552/2023 ~ М-690/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи
Ответчики
Кошелева Вера Петровна
Другие
МТУ Росимущества по КК
Управление Росреестра по КК
ФГБУ "Сочинский национальный парк"
Администрация г. Сочи
Суд
Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края
Судья
Машевец С.Ю.
Дело на сайте суда
sochi-adler--krd.sudrf.ru
08.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2023Передача материалов судье
08.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.05.2023Предварительное судебное заседание
12.07.2023Судебное заседание
20.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2024Дело оформлено
17.02.2024Дело передано в архив
29.05.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее