РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
43RS0026-01-2024-000550-04 дело №2-432/2024
г. Омутнинск 24 апреля 2024 г.
Омутнинский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Костина А.В.,
при секретаре Ситчихиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Омутнинского района в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа *** г. Омутнинска Кировской области о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Омутнинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа *** г. Омутнинска Кировской области (далее МКОУ СОШ ***), указав в его основании, что прокуратурой Омутнинского района установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности в МКОУ СОШ ***. Установлено, что в МКОУ СОШ *** имеется предписание ОНДиПР, срок исполнения которого истек. В нарушение п.п 54, 60 Правил в здании начальной школы МКОУ СОШ *** (АДРЕС ИЗЪЯТ) срок службы системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией составляет более 10 лет. При включении системы оповещения и управления эвакуацией людей при возникновении пожара происходит наложение речевых сообщений (передаются не синхронно). В здании школы не предусмотрено отключение систем вентиляции и кондиционирования в помещениях пищеблока столовой при поступлении сигнала пожара. 23.08.2023 прокуратурой района в адрес главы Омутнинского района внесено представление, однако нарушения до настоящего времени не устранены. Вышеуказанные нарушения законодательства о противопожарной безопасности влекут за собой негативные последствия для находящихся на территории организации граждан, в том числе несовершеннолетних, несут опасность для их жизни и здоровья. В соответствии с Уставом МКОУ СОШ *** учредителем и собственником имущества является МО Омутнинский муниципальный район Кировской области, функции и полномочия которого осуществляет администрация МО Омутнинский муниципальный район Кировской области. Имущество образовательной организации является муниципальной собственностью и закреплено за образовательной организацией на праве оперативного управления. Финансирование работ по устранению нарушений противопожарной безопасности является обязанностью администрации МО Омутнинский муниципальный район. Прокурор просит возложить на МКОУ СОШ *** г. Омутнинска Кировской области обязанность устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности, в здании, расположенном по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ: установить новую систему пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией; оборудовать системы вентиляции и кондиционирования в помещениях пищеблока столовой с их отключением при поступлении сигнала пожара.
В судебном заседании помощник прокурора Ф.И.О.3 поддержал исковые требования, уточнил, что по второму требованию искового заявления необходимо предусмотреть возможность отключения систем вентиляции и кондиционирования, срок исполнения обязанности по устранению нарушения законодательства о противопожарной безопасности должен быть установлен незамедлительно после вступления решения суда в законную силу. В случае, если суд посчитает нужным установить срок до 01.09.2025, возражений не имеет.
Представитель ответчика МКОУ СОШ *** г. Омутнинска Кировской области Ф.И.О.4 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, представив письменное заявление, просила предоставить срок для устранения нарушений до 01.09.2025. Последствия признания иска понятны. Пояснила, что в настоящее время необходимо разрабатывать проектно-сметную документацию и вносить изменения в бюджетную смету на 2025 г.
Согласно письменным объяснениям система пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией МКОУ базовой НОШ, расположенной по адресу АДРЕС ИЗЪЯТ, была установлена в 2006. В 2020 г. КОО ООО «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» разработан проект автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, но средства на замену АУПС не были выделены. 30.12.2020 МКОУ базовая НОШ была реорганизована путем присоединения к МКОУ СОШ ***. В 2021 на пищеблоке образовательной организации произведен ремонт системы вентиляции, поэтому в проект необходимо было внести изменения. Информация о нарушениях требований противопожарной безопасности была доведена до начальника Управления образования Омутнинского района. Также информация о необходимости выделения денежных средств на замену АУПС размещена и регулярно обновляется в мониторинге по предписаниям, который расположен на информационно-образовательном портале Кировской области. В 2023 средства на замену АУПС не были выделены. В 2024 г. с КОО ООО «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» заключен договор на внесение изменений в рабочий проект 2020 года установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в связи с установкой вентиляционной системы на пищеблоке. Проект был актуализирован на 2024 г.
Представитель третьего лица администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области Ф.И.О.5 не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, просил установить срок для устранения нарушений до 01.09.2025, пояснив, что на проведение мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о противопожарной безопасности, указанных в исковом заявлении, денежные средства не предусмотрены, необходима разработка проекта. В целях разработки проекта, заложения проводимых видов работ в бюджет и проведения самих работ требуется время. В текущем году в бюджет муниципального образования денежные средства на выполнение данных видов работ не заложены. После того, как будет разработана проектно-сметная документация и определена сумма, необходимая на выполнение работ, образовательное учреждение обратится к муниципальному образованию с целью внесения поправок в бюджет на следующий год, будут выделены деньги и проведены работы в срок до ДАТА ИЗЪЯТА.
Третье лицо ГУ МЧС России по Кировской области в судебное заседание не явилось, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьями 37 и 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» определено, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на руководителей организаций, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, и пожарный риск не превышает допустимых значений.
15.11.2022 ОНДПР Омутнинского района МКОУ СОШ *** выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности ***, согласно которому в здании школы по адресу АДРЕС ИЗЪЯТ выявлены, в том числе, следующие нарушения: при включении системы оповещения и управления эвакуацией людей при возникновении пожара происходит наложение речевых сообщений (передаются несинхронно); не предусмотрено отключение систем вентиляции и кондиционирования в помещениях пищеблока столовой при поступлении сигнала пожара; срок службы системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией составляет более 10 лет. Установлен срок устранения нарушения требований пожарной безопасности до 01.08.2023 (л.д.7-8).
23.08.2023 и.о. прокурора Омутнинского района Кировской области в адрес главы МО Омутнинский муниципальный район Кировской области внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства о противопожарной безопасности (л.д.9-11).
В ответ на представление и.о. главы администрации Омутнинского района указал, что нарушения, указанные в предписании не устранены. В отношении МКОУ СОШ *** планируется заказ проекта монтажа пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре, на основании подготовленного проекта будет составлена смета (л.д.16).
Согласно положениям Устава МКОУ СОШ ***, учредителем и собственником имущества образовательной организации является муниципальное образование Омутнинский муниципальный район Кировской области, функции и полномочия которого осуществляет администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (п.1.2). Тип муниципального учреждения - казенное, тип образовательной организации - общеобразовательная организация (п. 1.5). Имущество за образовательной организацией закреплено учредителем (п.5.1). Источниками формирования имущества образовательной организации являются имущество и денежные средства, переданные учредителем, поступления от приносящей доход деятельности, платных образовательных услуг, безвозмездные поступления и иные источники (п.5.3) (л.д.12-15).
Представителем ответчика МКОУ СОШ *** представлен проект автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, разработанный КОО ООО ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» в 2020.
В 2024 в указанный проект внесены изменения в соответствии с решением заказчика об установке дополнительного оборудования в связи с установкой принудительной вытяжной вентиляции в помещении кухни.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений.
Как следует из п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества..
В силу ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем.
В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В силу ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Исходя из изложенных правовых норм, установленных обстоятельств дела, суд с учетом возложения законом обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности на соответствующие муниципальные казенные учреждения и их учредителей, как собственников имущества образовательного учреждения, а также по обеспечению финансирования казенных учреждений, в том числе по вопросам обеспечения содержания зданий, доказанности факта нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и, как следствие, нарушения права неопределенного круга лиц на безопасное пребывание в образовательном учреждении, приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований и обязании МКОУ СОШ *** провести работы по устранению нарушений пожарной безопасности. При определении срока устранения нарушений суд принимает во внимание доводы ответчиков, объем подлежащих выполнению работ, полагая разумным и достаточным установить данный срок до 01.09.2025.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Омутнинского района удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа *** г. Омутнинска Кировской области (ИНН ***) в срок до 01 сентября 2025 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании образовательного учреждения, расположенном по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ:
- установить новую систему пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- обеспечить возможность отключения системы вентиляции и кондиционирования в помещениях пищеблока столовой при пожаре.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца после его принятия в окончательной форме, через Омутнинский районный суд Кировской области.
Судья А.В. Костин
Мотивированное решение вынесено 02.05.2024