43RS0039-01-2020-000434-84
№ производства 5-123/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
06 октября 2020 года г. Уржум
Судья Уржумского районного суда Кировской области Ускова Е.А.,
при секретаре Рябовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Уржумского районного суда Кировской области по адресу: Кировская область, Уржумский район, г. Уржум, ул. Советская, 22, дело об административном правонарушении в отношении:
Дряхлых А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ФИО2 <адрес>, индивидуального предпринимателя, зарегистрированного по адресу: <адрес> проживающего по адресу: <адрес>, имеющего на иждивении двоих несовершеннолетних детей,
привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ФИО2 <адрес> в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ при проведении внеплановой выездной проверки в отношении индивидуального предпринимателя Дряхлых А.А. в ходе осмотра магазина <данные изъяты> по адресу: ФИО2 <адрес> А установлено, что имеются нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения - нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период режима повышенной готовности и при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих и в период осуществления на территории Кировской области ограничительных мероприятий (карантина), введенных ФИО2 <адрес> «О введении режима повышенной готовности» от 17.03.2020 №44 и Постановлением Правительства Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории ФИО2 <адрес>».
В нарушение ст. ст.11, 15, 29, 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. п. 1.2, 1.3, 2.1, 2.6, 2.7, 2.8, 17.6. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний», п. п. 4.4, 6.1, 6.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COV1D-19)» не проводятся мероприятия, предотвращающие передачу инфекции:
- не обеспечено использование оборудования по обеззараживанию воздуха; согласно протоколу, ДД.ММ.ГГГГ выявленное правонарушение устранено;
- на момент проверки отсутствуют данные об осуществлении контроля температуры тела работника при входе работника на предприятие и в течение рабочего дня (по показаниям) с применением контактных и бесконтактных аппаратов для измерения температуры тела; согласно протоколу, выявленное правонарушение устранено;
- дезинфекционный режим в магазине проводится ненадлежащим образом и не обеспечивает проведение качественных противоэпидемических мероприятий - для уборки используются санитарно - гигиенические средства «Sanfor» универсал и «Пемолюкс», не обладающие вирулицидными свойствами;
- мероприятия по уборке и дезинфекции помещения магазина проводятся некачественно - в торговом зале на полках имеются пыль и грязь, на подоконниках – пыль;
- на момент проверки не проводится дезинфекция уборочного инвентаря - емкости для замачивания или погружения уборочного инвентаря отсутствуют.
Деяние Дряхлых А.А. квалифицировано по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Уржумском районе своего представителя в судебное заседание не направил, наказание оставляет на усмотрение суда.
Дряхлых А.А. в судебном заседании с протоколом не согласился, считает, что в его действиях состав вменяемого правонарушения отсутствует.
Представил возражения с обоснованием своей позиции, согласно которым оборудование по обеззараживанию воздуха с ДД.ММ.ГГГГ в магазине используется; документ, подтверждающий контроль температуры тела продавца на момент проверки существовал, но не был представлен проверяющим. Указывает, что состав средства «Sanfor» унивесал содержит в своем составе гипохлорит кальция (натрия) больше 5%, но
меньше 15%, таким образом, данное средство подходит для обработки коронавирусной инфекции. Указывает также, что в магазине есть в наличии и другие дезинфицирующие средства: сульфохлорантин Д, входящий в список зарегистрированных в РФ
вируцидных дезинфицирующих средств, Эстеллар, Хлоргексидин биглюконат и Goodhim, обладающие вирулицидными свойствами. Считает, что соблюдение рекомендаций Роспотребнадзора по применению химических групп строится на началах добровольности, а не общеобязательности, и конечный выбор средства дезинфекции остается за приобретателем. Обращает внимание суда, что утвержденный к обязательному использованию список дезинфицирующих средств для проведения уборки помещения отсутствует.
Также указывает, что согласно журналу уборка помещения проводится регулярно. Пыль, которая была однократно обнаружена представителем Управления Роспотребнадзора, была обнаружена только на шкафу и могла появиться в связи с открытыми окнами и дверьми для проветривания помещения согласно Рекомендациям по профилактике новой коронавирусной инфекции на предприятиях торговли. Кроме того, в магазине непосредственно перед проверкой происходила выгрузка вновь поступившего товара, соответственно, после выгрузки товара и проверки Роспотребнадзора последствия выгрузки товара были устранены.
Указывает, что емкости для уборки в магазине присутствуют, что было зафиксировано сотрудниками Роспотребнадзора путем фотосъемки. В момент проверки дезинфицирующий раствор, находящийся в емкости, спустя 30 минут замачивания был слит для последующей дезинфекции помещения.
Просит производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия в действиях состава административного правонарушения либо ввиду его малозначительности.
Частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие),
совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, наложение штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, а под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных
заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны
своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (п. 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические)мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 данного Федерального закона (п. 3).
Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица,
осуществляющие федеральный государственный санитарно-
эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Положениями ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ установлено, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (п. 1). Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (п. 2). Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3).
Как следует из содержания п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением вр.и.о. главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 г. № 65 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» (далее - Правила),
В соответствии с п. 1.2 Правил они устанавливают требования к
комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации.
В силу п. 1.3 Правил их соблюдение является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
Согласно п. 1.4. Правил контроль за их выполнением обеспечивают органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п. 2.1 Правил в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Как следует из п. 2.2 Правил, организацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки или при угрозе ее возникновения обеспечивают органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пункт 2.6 Правил предусматривает, что санитарно-
противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Пунктом 2.7 Правил установлено, что в случае опасности распространения инфекционных болезней в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации на территории Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации, в городских и сельских населенных пунктах, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности вводятся меры, предусматривающие особые условия и режимы хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (карантин).
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.13597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COV1D-19)» (далее - Правила).
Согласно п.4.4 Правил, мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;
- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
В силу п.6.1 Правил, с целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне (п.6.2).
Согласно ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении режима повышенной готовности», на территории Кировской области введен режим повышенной готовности.
В судебном заседании установлено и индивидуальным предпринимателем Дряхлых А.А. не оспаривается, что оборудование по обеззараживанию воздуха на момент проверки в магазине отсутствовало. При этом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ указанное нарушение устранено.
Также суд считает установленным и доказанным, что на момент проведения проверки журнал контроля температуры тела работников магазина Дряхлых А.А. проверяющим не представил.
Вместе с тем, достоверных, допустимых и достаточных доказательств нарушения предпринимателем дезинфекционного режима, некачественного проведения мероприятий по уборке и дезинфекции помещения суду не представлено.
Виновность Дряхлых А.А. в совершении вменяемого ему правонарушения подтверждается письменными материалами дела: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Действия индивидуального предпринимателя Дряхлых А.А. суд квалифицирует по ч. 2 ст. 6.3. КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Проверка проведена в пределах компетенции проверяющих лиц, протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований закона, сроки и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Согласно ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Соответственно, учитывая, что совершенное правонарушение представляет угрозу причинения вреда здоровью людей, предупреждение в данном случае применено быть не может.
Вместе с тем, согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств, учитывая, что нарушение законодательства индивидуальным предпринимателем устранено до составления акта проверки, суд приходит к выводу, что существенная угроза общественным отношениям в рассматриваемом случае отсутствует, что является основанием для применения статьи 2.9 КоАП РФ с освобождением Дряхлых А.А. от административной ответственности, ограничиваясь вынесением устного замечания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 2.9 ░░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░