Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-67/2023 ~ М-55/2023 от 07.02.2023

Дело №2-67/2023

УИД 87RS0002-01-2023-000064-66

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Угольные Копи                            6 апреля 2023 года

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Рузавина М.С.,

при помощнике судьи Ухановой М.А.,

с участием помощника Анадырского межрайонного прокурора               Гапченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-67/2023 по исковому заявлению Анадырского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Марково Анадырского муниципального района о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Анадырский межрайонный прокурор в порядке ст.45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Анадырский районный суд Чукотского автономного округа к Администрации сельского поселения Марково Анадырского муниципального района о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование исковых требований Анадырский межрайонный прокурор привел следующие обстоятельства.

В ходе проведенной Анадырской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выявлен ряд объектов недвижимого имущества (инженерные сети водоснабжения), которые администрацией сельского поселения Марково в муниципальную собственность до настоящего времени не приняты, в реестре муниципального имущества не зарегистрированы, а именно:

- водозабор Марковского месторождения пресных подземных вод;

- водовод от водозабора Марковского месторождения пресных подземных вод до ТП57.

Вышеперечисленные объекты недвижимого имущества эксплуатируются ГП Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз».

При этом в реестрах федерального, государственного имущества Чукотского автономного округа, муниципального имущества они не числятся, что подтверждается сведениями Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе и администраций Анадырского муниципального района и сельского поселения Марково.

Поскольку вышеуказанные объекты недвижимого имущества не имеют собственника, то являются бесхозяйными, а также ввиду того, что они расположены на территории сельского поселения Марково Анадырского муниципального района, с учётом предоставленных федеральным законодательством полномочий органу местного самоуправления, постановка на учет данных объектов в качестве бесхозяйных является обязанностью администрации сельского поселения Марково.

В нарушение требований закона до настоящего времени администрацией сельского поселения Марково не принято мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по вопросу постановки выявленных в ходе прокурорской проверки объектов недвижимого имущества на учёт как бесхозяйного.

Ввиду того, что вышеуказанные объекты относятся к водоснабжению и являются бесхозяйными, надлежащее содержание данного недвижимого имущества не обеспечено, что в свою очередь может привести к возникновению аварийных ситуаций и нарушению прав неопределенного круга лиц – потребителей коммунальных услуг, проживающих на территории сельского поселения Марково, по бесперебойному обеспечению данными услугами в необходимых потребителям объемах.

Просит суд возложить на администрацию сельского поселения Марково Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по спорным объектам недвижимого имущества.

Определением Анадырского районного суда от 28.02.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация Анадырского муниципального района.

Представитель ответчика – глава Администрации сельского поселения Марково Анадырского муниципального района К.В,А.. в судебное заседание не явилась, об отложении судебного заседания не ходатайствовала, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в её отсутствие. В отзыве на исковое заявление Анадырского межрайонного прокурора указала, что с исковыми требованиями не согласна, поскольку на основании ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.10-12 Устава сельского поселения Марково, в виду отсутствия технической документации на спорные объекты недвижимого имущества, эксплуатации спорных объектов недвижимого имущества ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» полагает, что Администрация сельского поселения Марково Анадырского муниципального района не является надлежащим ответчиком по делу, постановка спорных объектов недвижимого имущества не входит в полномочия муниципального образования сельского поселения Марково.

Представитель третьего лица – Администрации Анадырского муниципального района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица - ГП Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» в судебное заседание не явился, в заявлении разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», когда нарушены праваи свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Ввиду того, что вышеуказанные объекты относятся к водоснабжению и являются бесхозяйными, не обеспечено надлежащее содержание данного недвижимого имущества, что в свою очередь может привести к возникновению аварийных ситуаций и неблагоприятной обстановке, угрожающей жизни и здоровью людей, суд полагает, что имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц – потребителей коммунальных услуг по водоснабжению, проживающих на территории сельского поселения Марково Анадырского муниципального района, по бесперебойному обеспечению данными услугами в необходимых потребителям объемах. Указанные обстоятельства позволяют прокурору обратиться в суд в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно подпункту 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учёт в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Как следует из пунктов 5, 5.2 и 5.2.29 постановления Правительства РФ от 5 июня 2008 года № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» Министерство экономического развития Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Пунктами 5, 5.26 (7) и 5.26 (7.14) Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года № 457, определено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты о порядке принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Пунктами 1 и 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931, установлено, что настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, в силу приведённых выше положений нормативных актов, правом на обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей наделены органы местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, на территории которого это имущество находится, а на межселенных территориях - органы местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, в том числе в сельских поселениях, а правовую основу местного самоуправления согласно статье 4 данного федерального закона составляет также Гражданский кодекс Российской Федерации.

Исходя из положений статей 2, 10, 11 приведенного федерального закона сельское поселение имеет свою территорию и границы, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, а применительно к муниципальному району, объединяющему несколько сельских поселений или поселений и межселенных территорий, в границах общей территории местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.

Статьёй 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ определены вопросы местного значения городского, сельского поселения.

Так, в соответствии с взаимосвязанными положениями п.3 ч.1 ст.14 и ч.3 ст.14 названного федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

    В силу требования п. 5 ч. 1 ст. 43 Устава Анадырского муниципального района Администрация Анадырского муниципального района при управлении имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района осуществляет постановку на учет в регистрирующем органе только бесхозяйное недвижимое имущество, находящегося на территории муниципального района, не входящее в границы поселений, входящих в состав муниципального района, признание в суде в установленном законом порядке права муниципальной собственности на бесхозяйное движимое и недвижимое имущество, находящееся на территории муниципального района, не входящей в границы поселений (т.1 л.д.186-247).

В ходе судебного заседания и исследованными материалами дела (рабочей схемой расположения инженерных сетей водоснабжения в с. Марково, перечнем водных объектов, находящихся в пользовании ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», предоставленными ГП Чукотского АО «Чукоткоммунхоз» по требованию суда и Анадырской межрайонной прокуратуры (т.1 л.д.10-12, 17, 154), актами осмотра водозабора Марковского месторождения пресных подземных вод и водовода от водозабора Марковского месторождения пресных подземных вод от 26.08.2022, предоставленными Анадырской межрайонной прокуратурой (т.1 л.д.15-16, 18-21), ответами Администрации Анадырского муниципального района от 13.10.2022 и Администрации сельского поселения Марково от 20.01.2023 (т.1 л.д.8, 28, 62), информацией из Реестра государственного имущества Чукотского автономного округа, предоставленной 20.03.2023 Комитетом имущественных отношений Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (т.1 л.д.179), информацией из Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе от 17.03.2023 (т.1 л.д.180)) подтверждено, что бесхозяйные недвижимые объекты имущества, перечень которых указан в исковом заявлении, находятся на территории сельского поселения Марково Анадырского района Чукотского АО, к числу объектов, имеющих межселенческий характер, не относятся, предназначены исключительно для удовлетворения нужд жителей сельского поселения Марково в водоснабжении.

Учитывая указанные обстоятельства во взаимосвязи с системным толкованием положений пунктов 1 и 5 Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, пунктов 1 и 3 статьи 225 ГК РФ, подпункта 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статей 2, 10, 11, пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд приходит к выводу об отнесении вопроса принятия на учёт бесхозяйственных недвижимых объектов имущества, расположенных в пределах территории с.п. Марково, к ведению Администрации сельского поселения Марково.

Суд полагает установленным, что выявленные Анадырской межрайонной прокуратурой в с. Марково бесхозяйные недвижимые объекты имущества в реестре государственного имущества Чукотского автономного округа, в реестре федерального имущества не числятся и администрацией сельского поселения Марково Анадырского муниципального района в муниципальную собственность до настоящего времени не приняты, что подтверждается следующими доказательствами:

- информацией, предоставленной Администрацией сельского поселения Марково от 20.01.2022 за №23/02-22, согласно которой техническая документация на водозабор Марковского месторождения пресных подземных вод и водовод от водозабора Марковского месторождения пресных подземных вод в Администрации сельского поселения Марково отсутствует. По получении технической документации Администрацией сельского поселения Марково планируется произвести работу по постановке на учёт бесхозяйного имущества, указанного в иске (т.1 л.д.8);

- информацией, предоставленной Администрацией Анадырского муниципального района от 13.10.2022 за №01-09/3407, согласно которой в Реестре муниципального имущества Анадырского муниципального района водозабор Марковского месторождения пресных подземных вод и водовод от водозабора Марковского месторождения пресных подземных вод не числится (т.1 л.д.28);

- информацией, предоставленной Управлением финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района от 31.03.2023 за №07/01-15/459, согласно которой право собственности на земельный участок под водозабором Марковского месторождения пресных подземных вод зарегистрировано за Администрацией Анадырского муниципального района. В случае определения собственника водозабора Марковского месторождения пресных подземных вод, земельный участок, расположенный под водозабором, будет передан правообладателю объекта недвидимости. Водозабор Марковского месторождения пресных подземных вод и водовод от водозабора Марковского месторождения пресных подземных вод, расположенные в границах сельского поселения Марково, в реестре муниципального имущества Анадырского муниципального района по состоянию на 31.03.2023 не числится (т.2 л.д.1-5);

- информацией из Реестра государственного имущества Чукотского автономного округа, предоставленного Комитетом имущественных отношений Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, согласно которой по состоянию на 28.02.2023 перечисленные в иске объекты недвижимого имущества в Реестре государственного имущества Чукотского автономного округа не числятся (т.1 л.д.179);

- информацией из Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе от 17.03.2023, согласно которой сведения в реестре федерального имущества в отношении перечисленных в иске объектов недвижимого имущества отсутствуют (т.1 л.д.180);

- информацией из филиала ППК «Роскадастр» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от 20.03.2023, согласно которой сведения в Едином государственном реестре недвижимости в отношении перечисленных в иске объектов недвижимого имущества отсутствуют (т.1 л.д.174-178).

    В соответствии с Перечнем муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений и имущества Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа, передаваемых в собственность сельского поселения Марково, утвержденным Законом Чукотского автономного округа от 21 декабря 2007 года №164-ОЗ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Анадырским муниципальным районом Чукотского автономного округа и отдельными поселениями, входящими в его состав», бесхозяйственные недвижимые объекты имущества, указанные в иске, сельскому поселению Марково не передавались.

Исходя из анализа приведенных норм права, доказательств, представленных сторонами в обоснование своей позиции по делу, учитывая, что спорное имущество находится исключительно в границах сельского поселения Марково Анадырского муниципального района, с учётом содержания п. 5 ч. 1 ст. 43 Устава Анадырского муниципального района (т.1 л.д.220), п.3 ч.1 ст.10, п.5.1 ч.1 ст.12 Устава сельского поселения Марково Анадырского муниципального района, согласны которых к вопросам местного значения сельского поселения Марково относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления сельского поселения Марково обладают полномочиями в сфере водоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация сельского поселения Марково, в связи с чем полагает возможным удовлетворить исковые требования Анадырского межрайонного прокурора Чукотского автономного округа и возложить на Администрацию сельского поселения Марково Анадырского муниципального района обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества по указанным в иске объектам недвижимого имущества в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Довод Главы Администрации сельского поселения Марковов обоснование своей позиции, что Администрация Анадырского муниципального района является надлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия по организации водоснабжения в границах сельского поселения возложены законом на Администрацию Анадырского муниципального района, суд полагает несостоятельным, поскольку в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении», на который ссылается представитель, не регулируются вопросы в отношении бесхозяйного имущества, а регулируется обязанность органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения на соответствующих территориях.

    В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

    Суд полагает, что указанный прокурором шестимесячный срок исполнения решения суда с учётом количества объектов бесхозяйного недвижимого имущества является достаточным и обоснованным. Увеличение указанного срока в случае необходимости по объективным причинам возможно на стадии исполнения решения суда.

    В соответствии с п.9, 19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, Анадырский межрайонный прокурор Чукотского автономного округа, ответчик Администрация сельского поселения Марково Анадырского муниципального района освобождены от уплаты государственной пошлины.

Суд, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

исковые требования Анадырского межрайонного прокурора Чукотского автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Марково Анадырского муниципального района о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Возложить на Администрацию сельского поселения Марково Анадырского муниципального района обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по следующим объектам недвижимого имущества:

- водозабор Марковского месторождения пресных подземных вод;

- водовод от водозабора Марковского месторождения пресных подземных вод до ТП57.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Анадырский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                 М.С. Рузавин

В окончательной форме решение суда составлено 06.04.2023.

2-67/2023 ~ М-55/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Анадырский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация муниципального образования сельского поселения Марково
Другие
Администрация Анадырского муниципального района
ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз"
Суд
Анадырский районный суд Чукотского автономного округа
Судья
Рузавин Михаил Сергеевич
Дело на сайте суда
anadyr--chao.sudrf.ru
07.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2023Передача материалов судье
08.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2023Подготовка дела (собеседование)
17.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2023Судебное заседание
06.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2023Дело оформлено
23.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее