Дело № 2-1175/2024
УИД 53RS0022-01-2023-010927-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 апреля 2024 года г. Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Новицкой Н.Н.,
при помощнике Лаврентьевой Н.С.,
с участием старшего помощника прокурора Великого Новгорода Клюевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Великий Новгород к Ульянову В.Н. о взыскании государственной социальной помощи на основании социального контракта,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора г. Великий Новгород (далее Прокурор) обратился в суд иском к Ульянову В.Н. о взыскании в пользу ГОКУ "Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат" (далее Учреждение) государственной социальной помощи, обосновав его тем, что Ульянову В.Н. по его заявлению об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта была предоставлена государственная социальная помощь в размере 350 000 руб. Поскольку ответчиком не выполнены мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, он был уведомлен о возврате сумм государственной помощи, однако по состоянию на 30 октября 2023 года денежные средства в размере 350 000 руб. не возращены, в связи с чем Прокурор просит о взыскании в пользу Учреждения указанной суммы в судебном порядке.
В судебном заседании помощник прокурора Великого Новгорода заявленные требования поддержал по мотивам, изложенным в иске.
В судебное заседание ответчик Ульянов В.Н. и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Учреждения не явились, о времени и месте судебного заседания извещались судом надлежащим образом, представитель Учреждения не сообщил суду об уважительности причин неявки, Ульянов В.Н. заказной почтой с уведомлением по адресу регистрации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 67, 68 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ", юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Учитывая, что ответчик неоднократно извещался судом по последнему известному адресу места жительства ответчика, т.к. по сведениям из адресной справки Ульянов В.Н. не значится зарегистрированным или снятым с регистрационного учета по месту жительства на территории Российской Федерации, однако от получения судебных повесток ответчик уклонился, исходя из вышеназванных разъяснений Пленума ВС РФ, суд полагает возможным считать его надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения настоящего дела, в связи с чем, признавая причины его неявки неуважительными, на основании ч. 3 ст.167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Обязательства вследствие неосновательного обогащения регулируются главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определен порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 178-ФЗ орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
На основании ст. 11 данного Федерального закона размер государственной социальной помощи, оказываемой в соответствии с настоящей главой, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная социальная помощь предоставляется на территории Новгородской области в соответствии с областным законом от 23 декабря 2019 года № 497-03 "О государственной социальной помощи на основании социального контракта в Новгородской области" и Порядком назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракт, размером и условиями её назначения, утвержденным постановлением Правительства Новгородской области от 30 апреля 2021 года № 121 (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Для получения государственной социальной помощи на основании социального контракта на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (далее - ПСА), по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности необходимо предоставить составленное и подписанное заявителем финансово-экономическое обоснование избранного вида деятельности (далее бизнес-план).
Из материалов дела следует, что 19 декабря 2022 года Ульянов В.Н. обратился в Учреждение с заявлением об оказании государственной социальной помощи для осуществления предпринимательской деятельности.
Ответчиком в Учреждение представлен бизнес-проект, согласно которому Ульянов В.Н. намеревался открыть бизнес по выполнению общестроительных работ, уплачивать налог на профессиональный доход.
На основании п. 16 Порядка 22 декабря 2022 года Учреждением принято решение о назначении Ульянову В.Н. государственной социальной помощи на реализацию мероприятий, предусмотренных ПСА, в форме денежной выплаты в размере 350 000 руб.
25 января 2023 года между Учреждением и Ульяновым В.Н. заключен социальный контракт № №, в соответствии с которым Ульянов В.Н. обязался: выполнять мероприятия, предусмотренные ПСА и социальным контрактом (п.п. 2.4.1); использовать по целевому назначению средства, полученные в соответствии с условиями социального контракта (п. 2.4.4); ежемесячно предоставлять документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий ПСА (п.п. 2.4.6).
Согласно представленным документам 06 февраля 2023 года Учреждение произвело Ульянову В.Н. выплату государственной помощи в сумме 350 000 руб. путем перечисления на счет.
Из материалов дела следует, что ответчиком не представлены в Учреждение документы, подтверждающие выполнение мероприятий, предусмотренных ПСА и социальным контрактом (п.п. 2.4.1); предоставление ежемесячной отчетности, подтверждающей реализацию мероприятий ПСА (п. 2.4.6); осуществление деятельности, предусмотренной бизнес-планом в качестве плательщика налога на профессиональный доход.
Согласно акту проверки выполнения условий социального контракта, составленного Учреждением 28 апреля 2023 года, ведение деятельности согласно представленному ответчиком бизнес-плану не ведется, заявитель на связь не выходит.
Приказом Учреждения от 02 мая 2023 года № № оказание Ульянову В.Н. государственной социальной помощи прекращено по причинам, не являющимися уважительными, в соответствии со ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и пунктов 6.4 и 7.2 социального контракта.
19 мая 2023 года Учреждением в адрес ответчика направлено уведомление № ЦСО-1227-И о возврате выплаченной суммы социальной помощи, которое оставлено без исполнения.
В силу пункта "б" пункта 7.2 социального контракта в случае невыполнения обязательств, предусмотренных ПСА, денежные средства, предоставленные заявителю Учреждением, подлежат возмещению.
С учетом обстоятельств дела и приведенного правового регулирования, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не выполнены условия социального контракта, в связи с чем исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, с ответчика в пользу Учреждения подлежат взысканию денежные средства в сумме 350 000 руб.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в сумме 6 700 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора г. Великий Новгород к Ульянову В.Н. о взыскании государственной социальной помощи на основании социального контракта, удовлетворить.
Взыскать с Ульянова В.Н. в пользу ГОКУ "Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат" денежные средства в сумме 350 000 руб.
Взыскать с Ульянова В.Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 700 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, 10 апреля 2024 года.
Председательствующий Н.Н. Новицкая