Дело <номер>
УИД <номер>
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 июня 2022 года г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего Воропаева Д.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием:
и.о. прокурора Благовещенского района Амурской области ФИО3,
представителя третьего лица Министерства Российской Федерации делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий – ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ <номер>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Благовещенского района Амурской области в интересах ФИО1 к администрации Благовещенского района Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области об установлении факта проживания, признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Благовещенского района Амурской области, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Благовещенского района Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Благовещенского района Амурской области была проведена проверка по обращению ФИО5, в ходе которой установлено, что ФИО1 на момент возникновения чрезвычайной ситуации, введённой распоряжением губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области», проживала в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. В результате чрезвычайной ситуации имущество, принадлежащее истцам, было утрачено частично. При этом администрацией Благовещенского района Амурской области в оказании единовременной материальной помощи, было отказано ввиду отсутствия у ФИО1 регистрации по месту жительства. Вместе с тем, ФИО1 совместно со своей матерью ФИО5 в течение длительного времени проживает в указанном жилом помещении. В результате чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности истца, а принадлежащее ФИО8 имущество частично утрачено, в связи с чем, они нуждаются в особой социальной защите и помощи как пострадавшие.
Поскольку отказ в предоставлении выплат существенно нарушает права ФИО1 на защиту от чрезвычайных ситуаций, в связи с невозможностью получения единовременной материальной помощи в результате наводнения из-за отсутствия регистрации в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, постольку истцы, уточнив в судебном заседании заявленные требования, просил признать ФИО1 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, введённой распоряжением губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области»; признать за нею право на получение мер социальной поддержки в виде единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости в размере 50 000 рублей на человека, предусмотренных постановлением Правительства Амурской области от 29 июня 2021 года № 416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации», обязать администрацию Благовещенского района Амурской области включить ФИО1 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в размере 50 000 рублей на человека; обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести выплату в пользу истцов единовременной финансовой помощи в размере 50 000 рублей на человека.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, администрация <адрес> сельсовета Благовещенского района Амурской области, государственное казённое учреждение Амурской области «Управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району».
В судебном заседании и.о. прокурора Благовещенского района Амурской области ФИО3 на удовлетворении иска с учётом заявленных уточнений настаивала.
Представитель третьего лица Министерства Российской Федерации делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий – ФИО4 оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области, в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещённым о времени и месте судебного разбирательства, письменный отзыв относительно заявленных требований не представил.
Представитель ответчика администрации Благовещенского района Амурской области, в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещённым о времени и месте судебного разбирательства, письменный отзыв относительно заявленных требований не представил.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, на основании правил ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статья 45 ГПК РФ предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела видно, что основанием для заявления и.о. прокурора Благовещенского района явилось обращение ФИО5 о защите нарушенных социальных прав (а именно права на предоставление мер социальной поддержки) несовершеннолетней ФИО1, которая ввиду малолетства не может защищать свои права самостоятельно, в связи с чем прокурор обладает правом на обращение в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание, и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с приведёнными положениями закона устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 указанной статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, согласно которым федеральным и региональным законодательством предусмотрено оказание помощи пострадавшим гражданам в виде единовременной материальной помощь в размере 10 000 рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 000 рублей на человека; за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 000 рублей на человека.
Распоряжением губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» на территории Амурской области с 24 июня 2021 введён региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Благовещенского района.
Распоряжением губернатора Амурской области от 2 июля 2021 № 123-р установлены границы зоны чрезвычайной ситуации, в которые входит, в том числе, <адрес> Благовещенского района Амурской области.
29 июня 2021 года Правительством Амурской области принято постановление № 416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации», п. 5.1 которого предусматривает, что выплата пострадавшим гражданам осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации условий, одним из которых является регистрация в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации.
Распоряжением губернатора Амурской области от 13 июля 2021 № 130-р «О внесении изменений в распоряжение губернатора Амурской области от 2 июля 2021 года № 123-р» установлено, что <адрес> Благовещенского района является населённым пунктом Амурской области, на территории которого в связи с чрезвычайной ситуацией были подтоплены, затоплены домовладения.
Как видно из выписки из ЕГРН жилое помещение по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности ФИО6
Согласно свидетельству о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ <номер> ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, у ФИО5 иные жилые помещения, принадлежащие ей на праве собственности, а также каком-либо ином праве отсутствуют.
Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, у ФИО1 иные жилые помещения, принадлежащие ей на праве собственности, а также каком-либо ином праве отсутствуют.
Факт частичной утраты имущества граждан, проживающих в <адрес> подтверждается также соответствующим актом, утверждённым главой Благовещенского района ДД.ММ.ГГГГ, в котором в качестве пострадавшей указана ФИО5 и член её семьи – ФИО1
Согласно ответу Министерства социальной защиты населения Амурской области на судебный запрос от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, в ДД.ММ.ГГГГ года ФИО6 обратилась с заявлением о предоставлении выплаты на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам рассмотрения заявления принято решение о предоставлении выплаты на осуществление капитального ремонта.
При обращении ФИО5 в интересах ФИО1 в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением об оказании единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, ей был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, согласно которому администрацией было принято решение об отказе в удовлетворении заявления, о включении истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости по причине отсутствия у ФИО1 регистрации в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации.
В соответствии с положениями ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 2003 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-1) место жительства – жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Положения ст. 3 Закона № 5242-1 обязывают граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, указывая при этом на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, последующая регистрация ФИО1, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствие сведений о принадлежащих ФИО5, ФИО1 на каком-либо праве иных жилых помещений) позволяет суду сделать вывод о том, что ФИО7 совместно со своей матерью ФИО5 фактически проживает по адресу: <адрес>,, на момент возникновения чрезвычайной ситуации, послужившей основанием для введения Распоряжением губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года № 94-р режима чрезвычайной ситуации регионального характера с 24 июня 2021 года на территории Благовещенского района) ФИО1 совместно со своей матерью также фактически проживала в указанном жилом помещении и находилась по месту своего жительства.
При таких обстоятельствах суд полагает, что отсутствие у ФИО1 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на момент введения режима чрезвычайной ситуации не может препятствовать получению истцами социальной выплаты, а потому требования истцов подлежат удовлетворению.
Выплаты в пользу истца надлежит производить за счёт средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление и.о. прокурора Благовещенского района Амурской области в интересах ФИО1 к администрации Благовещенского района Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области об установлении факта проживания, признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности – удовлетворить полностью.
Признать ФИО1, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, введённой распоряжением Губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области».
Обязать администрацию Благовещенского района Амурской области включить ФИО1, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в размере 50 000 рублей на человека за счёт средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928.
Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ выплату единовременной финансовой помощи в размере 50 000 рублей на человека за счёт средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.В. Воропаев
Решение принято в окончательной форме 30 июня 2022 года.