копия
Дело № 12-102/2022
УИД: 89RS0005-01-2022-000962-57
РЕШЕНИЕ
04.04.2022 г. Ноябрьск
Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Бажева Е. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица общества с ограниченной ответственностью «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» ФИО2 на постановление от ДД.ММ.ГГГГ № заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Кудрина В. В. по делу об административном правонарушении по ст.8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении № заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Кудрина В. В. от 03.02.2022 должностное лицо ООО «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» ФИО1 И. В. подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении обязанности по своевременной подаче сведений по актуализации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (код объекта НВОС№П).
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо ФИО1 И. В. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу, применив нормы о малозначительности правонарушения. В обоснование жалобы указано, что 20.08.2021 завершилась реорганизация Общества путем присоединения к нему АО «Новатэк-Пур», последним днем подачи сведений для актуализации объекта приходится на 19.09.2021, однако так как данная дата является выходным днем, то днем окончания считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 20.09.2021. Заявление об актуализации направлено 21.09.2021 со статусом «Ожидает отправки», сама заявка зарегистрирована 22.09.2021. Данный факт подтвержден актом проверки от 23.09.2021, а 21.10.2021 Обществу выдано свидетельство об актуализации сведений об объекте НВОС. Нарушение срока незначительно, не наносит ущерба окружающей среде, вреда охраняемым общественным отношениям и государству, не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Должностное лицо ФИО1 И. В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Иные участники производства по делу об административном правонарушении в суд не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы по существу, поскольку о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом. Должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, представлено подлинное дело и надлежащим образом заверенные копии дела об административном правонарушении.
Судья полагает возможным рассмотреть жалобу при данной явке и, исследовав материалы дела и доводы жалобы, приходит к следующем.
В соответствии со ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и прекращения производства по делу по основаниям, указанным в ст.24.5 и 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушений (ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Указанная конституционная обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года № 12-П).
Федеральный закон «Об охране окружающей среды», закрепляя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, устанавливает обязанность юридических лиц, имеющих источники негативного воздействия на окружающую среду, поставить их на учет в уполномоченный орган путем подачи соответствующей заявки (п.1 и 2 ст.69.2).
Данная правовая обязанность представляет собой один из элементов механизма защиты окружающей среды и тем самым направлена на обеспечение реализации права каждого на благоприятную окружающую среду.
Статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается и никем не оспаривается, что ООО «ФИО1» в своей хозяйственной деятельности использует объект негативного воздействия на окружающую среду, расположенный на территории Берегового НГКМ в Пуровском районе ЯНАО (далее – объект). Данный объект представляет собой Установку комплексной подготовки газа – валанжин (УКПГ-В) и прошел соответствующий государственный учет с присвоением ему кода №П.
20.08.2021 завершена реорганизация владельца объекта АО «Новатэк-Пур» путем его присоединения к ООО «Новатэк-ЮНГ», что подтверждается размещенной на официальном сайте ФНС в ИТКС «Интернет» выпиской из ЕГРЮЛ в отношении учреждения. Из данной выписки также следует, что Общество является правопреемником АО «Новатэк-Пур».
Указанное обстоятельство требует актуализации сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду в соответствующем реестре.
Так, согласно абз.2 ч.6, 7-9 ст.69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в том числе в связи с представлением юридическими лицами сведений о реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения). Такие сведения представляются юридическими лицами в уполномоченный орган в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений, и подтверждаются следующими документами: о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.
Согласно этим методическим рекомендациям актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется в порядке, предусмотренном Законом № 7-ФЗ, Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 572. Документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, подаются в тот территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором был поставлен на государственный учет указанный объект НВОС.
В соответствии с п.35 Правил заявку о постановке объекта на учет, сведения и документы, представляемые для актуализации учетных сведений об объекте или снятия объекта с государственного учета, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или официального сайта Службы в сети «Интернет».
Последний день срока предоставления Обществом сведений об изменении владельца (собственника) источника НВОС с кодом 71-0189-000176-П (не позднее, чем через тридцать дней со дня регистрации, который при исчислении этого срока по правилам ст.191 ГК РФ начинается с 21.08.2021) приходится на понедельник 20.09.2021.
Как указано в самом обжалуемом постановлении и акте от 23.09.2021, данный факт выявлен в ходе проверки, проведенной в соответствии с решением заместителя руководителя Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора от 07.09.2021 года № 97-рш. В ходе той же проверки установлено, что нарушение устранено путем подачи должностным лицом Общества ФИО1 И.В. заявления от 22.09.2021 № 5167542 соответствующего содержания. 21.10.2021 Обществу выдано свидетельство об актуализации.
Документы на актуализацию сведений поданы должностным лицом с нарушением срока на два календарных дня.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что после реорганизации Общество занималось и регистрацией прав на спорный объект НВОС. Из представленной выписки из ЕГРН подтверждается, что право собственности ООО «Новатэк-ЮНГ» на Установку комплексной подготовки газа – валанжин (УКПГ-В) зарегистрировано 22.09.2021, у объекта имеется кадастровый номер, который присвоен ему 18.11.2013. В тот же день (22.09.2021должностным лицом Общества ФИО1 И. В. поданы документы для актуализации сведений об объекте НВОС.
21.10.2021 выдано свидетельство об актуализации сведения об объекте 71-0189-000176-П, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, из которого следует, что владельцем объекта является ООО «Новатэк-ЮНГ».
Протокол об административном правонарушении по ст.8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества составлен 21.12.2021, обжалуемое постановление вынесено 03.02.2022.
Таким образом, допущенное нарушение было устранено должностным лицом задолго до возбуждения дела.
Приказом №665-к от 06.10.2020 начальник отдела ФИО1 И. В. принят на работу.
В соответствии с должностной инструкцией заместителя главного инженера по природопользованию и охраны окружающей среды - начальник отдела природопользования и охраны окружающей среды (утвержденной 18.06.2020 генеральным директором ООО «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» ФИО6) на ФИО2 возлагаются сведущие должностные обязанности:
В части организации и планирования работы отдела ПП и ООС АУП:
Организует и координирует работу по оформлению, согласованию и получению разрешительной и иной документации в области обращения с отходами, выбросами, на пользование недрами, водными объектами, а также другой документации по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов.
Согласовывает в установленном порядке условия природопользования и охраны окружающей среды в федеральных органах исполнительной власти (в пределах компетенции), органах исполнительной власти субъекта Российской федерации - Ямало- Ненецкого АО и Красноярского края, органах власти местного самоуправления, хозяйственных, общественных и других организациях.
В части организации планирования и проведения производственного контроля и мониторинга в области природопользования и охраны окружающей среды на всех объектах Общества:
Организует и обеспечивает проведение экологического мониторинга на объектах Общества.
Обеспечивает контроль за выполнением нормативных требований по охране окружающей природной среды, соответствием нормативным требованиям экологической безопасности технологических процессов, технического состояния и правильной эксплуатации машин и оборудования, зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 5 Заместитель главного инженера по природопользованию и охране окружающей среды - начальник отдела ПП и ООС АУП несёт ответственность за: невыполнение или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией (п. 5.2.); Несоблюдение законодательства Российской Федерации, внутренних документов и локальных нормативных актов Общества при выполнении своих должностных обязанностей (п. 5.3.).
В ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения должностным лицом ФИО1 И. В. требований ч.7 ст.69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Следовательно, событие и состав предусмотренного ст.8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного правонарушения со стороны должностного лица имеют место.
Срок привлечения к административной ответственности должностного лица к моменту рассмотрения дела не истек.
В соответствии со ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. При этом малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Необходимые документы направлены должностным лицом в надлежащий государственный орган с крайне незначительным нарушением срока. Искажение существа представляемой информации места не имело.
Совокупность указанных выше обстоятельств свидетельствует о том, что, хотя формально совершенное должностным лицом Общества ФИО1 И. В. деяние содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имелись основания для признания административного правонарушения малозначительным и прекращения производства по ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица от 03.02.2022 подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения с объявлением ФИО1 И. В. устного замечания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу должностного лицо общества с ограниченной ответственностью «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» ФИО2 удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Кудрина В.В. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении по ст.8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лицо общества с ограниченной ответственностью «ФИО1 ФИО3 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Объявить должностному лицу общества с ограниченной ответственностью «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» ФИО2 устное замечание.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения (вручения) его копии в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
Судья (подпись) Е. В. Бажева
Подлинник находится в Ноябрьском городском суде в деле №12-102/2022