ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Саранска 28 октября 2023 года
Судья Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия Бондаренко Наталья Петровна, рассмотрев вопрос о принятии к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Заводова Виталия Александровна, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>,
установил:
26 октября 2023 года полицейским-водителем 1 р ОБ ППСП УМВД России по го Саранск У. в отношении Заводова В.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) по тем основаниям, что 26 октября 2023 в 18 часов 10 минут Заводов В.А., находясь в общественном месте г.Саранска на ул.Лихачева в коридоре общего пользования общежития №33, в состоянии опьянения оказал неповиновение сотруднику полиции, находящемуся при исполнением своих обязанностей по охране общественного порядка, а именно отказался пройти для составления первоначального материала по ст.116 КоАП РФ в А/П 851 несмотря на неоднократные законные требования сотрудника полиции, упирался ногами, цеплялся руками за ручку двери.
28 октября 2023 года указанный протокол об административном правонарушении с иными приложенными к нему материалами поступил в Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.
Частью первой статьи 19.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Заводову В.А. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, при обстоятельствах, указанных в протоколе об административном правонарушении.
Однако в нарушение требований части 2 статьи 28.2 КоАП РФ событие административного правонарушения в протоколе надлежащим образом не описано, в протоколе указано, что Заводов В.А. отказался пройти для составления первоначального материала по ст.116 КоАП РФ. Однако статьи 116 в КоАП РФ нет.
В протоколе об административном правонарушении не указано, в чем заключалась законность распоряжения сотрудника полиции по отношению к Заводову В.А. При описании события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении указаны лишь общие формулировки, воспроизводящие диспозицию части 1 статьи 19.3 КоАП РФ («оказал неповиновение сотруднику полиции»).
В других документах составленных полицейским-водителем 1 роты ОБ ППСП УМВД России по го Саранск У., а именно: двух рапортах, а также объяснениях З. и Р. указана аналогичная формулировка обстоятельств, изложенных в протоколе об административном правонарушении от 26 октября 2023 года.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние обвиняемого лица и формулируется обвинение, и в соответствии требованиями части 4 статьи 28.2 КоАП РФ обвиняемому лицу предоставляется возможность ознакомления с протоколом, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о событии административного правонарушения (ненадлежащее описание события административного правонарушения) приводит к нарушению права обвиняемого лица на защиту, лишает его возможности объективно возражать и представлять доказательства по существу предъявленного ему обвинения, что недопустимо.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Таким образом, протокол не отвечает требованиям, предъявляемым к содержанию протокола, и имеет существенный недостаток.
Выявленные недостатки протокола об административном правонарушении не могут быть устранены при рассмотрении дела.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, а также правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания статьи 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, протокол об административном правонарушении и представленные материалы дела об административном правонарушении содержат существенные недостатки, которые препятствуют принятию к производству судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия дела об административном правонарушении в отношении Заводова В.А.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
возвратить материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Заводова Виталия Александровича в отдел полиции №1 УМВД России по городскому округу Саранск для устранения выявленных недостатков.
На определение могут быть поданы жалоба лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, протест прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия или непосредственно в верховный суд республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.П. Бондаренко