Дело №12-22/2022
УИД 19RS0008-01-2022-000503-18
РЕШЕНИЕ
п. Копьево 10 октября 2022 г.
Судья Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия Строкова С.А.,
при секретаре Улановой О.Д.,
рассмотрел жалобу И.о. главы администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия Тихоновой О.К. на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Орджоникидзевского районного отделения УФССП России по Республике Хакасия Шкалиной А.С. от ../../.. г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия (№..-ИП ФИО1.),
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения - старшим судебным приставом Орджоникидзевского районного отделения УФССП России по Республике Хакасия Шкалиной А.С. от 12.07.2022 администрация Орджоникидзевского района Республики Хакасия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере ... рублей.
И.о. главы администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия Тихонова О.К. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, объявить устное замечание. Указывает на необоснованность привлечения администрации района к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, поскольку юридическим лицом принимались и принимаются исчерпывающие меры, направленные на исполнение решения суда. Обращает внимание на то, что у администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия отсутствовала возможность исполнения решения суда и требований судебного пристава-исполнителя в установленный им срок, так как на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот республиканским бюджетом предусмотрена определенная сумма, которой недостаточно для исполнения вынесенных судебных решений. Указывая при этом, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, в частности, по приобретению детям-сиротам жилых помещений, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия. У администрации Орджоникидзевского района свободный жилищный фонд отсутствует. Согласно закону Республики Хакасия от 17.12.2021 №1160-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия на 2022 год всего выделено ... рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 7 642 500 рублей, за счет средств республиканского бюджета - ... рублей. На выделенные средства приобретены 5 жилых помещений, которые предоставлены по договорам специализированного найма лицам из числа детей-сирот, из них 4 жилых помещения расположены в г. ..., 1 жилое помещение расположено в п. .... По состоянию на ../../.. остаток денежных средств, которые Правительством Республики Хакасия запланировано выделить администрации Орджоникидзевского района составляет ... рублей. Администрацией района на данные денежные средства запланировано приобрести 3 жилых помещения в г. ... и 2 жилых помещения в п. .... Жилое помещение по судебному решению администрацией района предоставляется в порядке очередности. Составленная на 2022 год очередь предоставления жилого помещения ФИО1. - ....
Администрации района необходимы дополнительные субвенции для приобретения жилых помещений всем лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, у которых возникло право на обеспечение жильем. В связи с чем, в адрес Министерства образования и науки Республики Хакасия неоднократно направлялись письма и списки-детей о необходимости изыскать возможность предоставления Орджоникидзевскому району Республики Хакасия дополнительного финансирования для решения вопроса исполнения имеющихся судебных решений об обеспечении лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями в полном объеме. Также было направлено письмо Председателю Правительства Республики Хакасия с информацией о недостаточности средств, предоставляемых из республиканского бюджета в виде субвенций на исполнение переданных полномочий, а также о сложившейся ситуации по приобретению жилых помещений для детей-сирот. Однако, несмотря на все предпринимаемые администрацией Орджоникидзевского района Республики Хакасия меры, до настоящего времени дополнительных субвенций в необходимом объеме из республиканского бюджета Республики Хакасия в бюджет администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия на выполнение полномочий по приобретению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа не поступало, что не позволяет своевременно исполнить решение суда.
Из дополнения к жалобе следует, что в 2020 году администрацией района приобретено 11 жилых помещений для предоставления лицам из числа детей-сирот. На ../../.. на чете в администрации района состояло ... человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в предоставлении жилых помещений, из них у ... лиц, право на обеспечение жильем возникло и не реализовано.
В 2021 году администрацией района были реализованы все средства ... рублей, которые были выделены из федерального и республиканского бюджетов на приобретение 10 жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа, а также детей, находящихся под опекой (попечительством).
На ../../.. на учете в администрации района состоит ... человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в предоставлении жилых помещений, из них у ... лиц, право на обеспечение жильем возникло и не реализовано. В 2022 году реализованы все выделенные средства из федерального и республиканского бюджетов (... рублей) на приобретение не менее 10 жилых помещений. По состоянию на ../../.. приобретено 5 жилых помещений, на оставшиеся ... рублей запланировано приобрести еще 5 жилых помещений до ../../...
В судебное заседание участники процесса не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом. Глава администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия Тайченачев А.И. просил провести судебное заседание в отсутствие представителя администрации района.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы и дополнения к жалобе, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ч. 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно положениям ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
По смыслу ст. 1.5 КоАП РФ во взаимосвязи с нормами ст. 26.1, 29.1, 29.9 Кодекса, совокупность ряда достаточных и неопровержимых доказательств виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть представлена и всесторонне исследована до принятия постановления в порядке, установленном главой 29 КоАП РФ, в данном случае - до вынесения постановления должностным лицом.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Как усматривается из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя Орджоникидзевского районного отделения судебных приставов от ../../.. возбуждено исполнительное производство №..ИП в отношении администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия на основании исполнительного листа от ../../.. по делу №.., выданного Орджоникидзевским районным судом Республики Хакасия, о возложении на администрацию Орджоникидзевского района Республики Хакасия обязанности предоставить ФИО1. ../../.. года рождения по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенным жилым помещением на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным для договоров социального найма.
Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства от ../../.. должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения должником копии постановления.
../../.. постановлением заместителя начальника Орджоникидзевского районного отделения судебных приставов УФССП по Республике Хакасия было вынесено постановление о взыскании с администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия исполнительского сбора в размере ... рублей.
../../.. судебным приставом-исполнителем Орджоникидзевского районного отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия вынесено требование об обязании администрации Орджоникидзевский район в срок до 09 часов 00 минут ../../.. предоставить документы о предоставлении ФИО1. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным для договоров социального найма. Предоставить выписку из бюджетной сметы доходов и расходов за период 2021-2022 год с расшифровкой статей доходов и подтверждающих документов о расходовании данных денежных средств.
В установленный срок требования исполнительного документа не исполнены.
../../.. в отношении администрации Орджоникидзевский район был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении начальника отделения - старшего судебного пристава Орджоникидзевского районного отделения УФССП России по Республике Хакасия Шкалиной А.С. от ../../.. администрация Орджоникидзевского района Республики Хакасия признана виновной в совершении данного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с ч. 2 ст. 2.1, со ст. 26.1 названного Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Порядок предоставления жилых помещений, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, из специализированного жилищного фонда определен Законом Республики Хакасия от 10.12.2012 №107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 4 вышеуказанного Закона Республики Хакасия жилые помещения предоставляются гражданам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абз. 2, 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда муниципального района (городского округа) Республики Хакасия.
Частью 1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Пунктом 3 ст. 3 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 №85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также установлено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий.
Таким образом, расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, в частности по приобретению детям-сиротам жилых помещений, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами, что на ../../.. на учете в администрации района состоит ... человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в предоставлении жилых помещений, из них у ... лиц, право на обеспечение жильем возникло и не реализовано.
В 2021 году администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия распределены субвенции на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями по договору найма в размере ... рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - ... рублей, за счет средств республиканского бюджета - ... рублей, что позволило приобрести 10 жилых помещений.
На ../../.. на учете в администрации района состоит ... человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в предоставлении жилых помещений, из них у ... лиц, право на обеспечение жильем возникло и не реализовано.
В 2022 году администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия распределены субвенции на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями по договору найма в размере ... рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - ... рублей, за счет средств республиканского бюджета - ... рублей. По состоянию на ../../.. приобретено 5 жилых помещений, на оставшиеся ... рублей запланировано приобрести еще 5 жилых помещений до ../../...
Жилое помещение по судебному решению предоставляется администрацией Орджоникидзевского района в порядке очередности. Составленная на 2022 год очередь предоставления жилого помещения ФИО1. - ...
Должником в адрес Министерства образования и науки Республики Хакасия неоднократно направлялись письма о необходимости изыскать возможность предоставления Орджоникидзевскому району Республики Хакасия дополнительного финансирования для решения вопроса исполнения имеющихся судебных решений об обеспечении лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями в полном объеме. Также направлялось письмо Председателю Правительства Республики Хакасия с информацией о недостаточности средств, предоставляемых из республиканского бюджета в виде субвенций на исполнение переданных полномочий, а также о сложившейся ситуации по приобретению жилых помещений для детей-сирот.
Таким образом, действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а именно обеспечение категорий лиц жилыми помещениями, требуют значительных затрат. Вместе с тем, несмотря на все предпринимаемые должником меры для исполнения решения суда, до настоящего времени дополнительных субвенций из бюджета Республики Хакасия в бюджет Орджоникидзевского района Республики Хакасия на выполнение государственных полномочий по приобретению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не поступало.
Кроме того, поскольку администрация Орджоникидзевского района Республики Хакасия реализует полномочия в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, приобрести жилые помещения самостоятельно возможности не имеет.
С учетом приведенных обстоятельств, оценивая все доказательства и установленные на их основании обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях администрации муниципального образования Орджоникидзевский район Республики Хакасия состава вмененного административного правонарушения в связи с тем, что решение суда и требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены администрацией муниципального образования Орджоникидзевский район Республика Хакасия по независящим от нее обстоятельствам. При этом администрацией муниципального образования Орджоникидзевский район Республики Хакасия были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
При таких обстоятельствах, суд считает жалобу И.о. главы администрации муниципального образования Орджоникидзевский район Республики Хакасия Тихоновой О.К. обоснованной.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Орджоникидзевского районного отделения УФССП России по Республике Хакасия Шкалиной А.С. от ../../.. г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение 10 суток с даты получения копии настоящего решения.
Судья С.А. Строкова