Дело № 2-63/2023 (59RS0002-01-2022-003655-65)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 февраля 2023 года
Индустриальный районный суд города Перми
в составе председательствующего Судаковой Н.Г.,
при секретаре Фридрицкой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми 22 февраля 2023года
гражданское дело по иску Шубиной Ю. Ю. к МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми», администрации города Перми, Шумкову Д. С., Шумковой Л. Д. о возложении обязанности демонтировать канализационную трубу,
установил:
Шубина Ю.Ю. обратилась в Индустриальный районный суд г. Перми с иском (с учетом уточнений, л.д. 57-8) к МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми», администрации города Перми, Шумкову Д. С., Шумковой Л. Д. о возложении солидарной обязанности в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу, демонтировать незаконно установленную канализационную трубу в жилом помещении, площадью 17,6 кв.м. по адресу: <адрес>
В обоснование исковых требований указано что Шубиной Ю.Ю. принадлежит на праве собственности нежилое помещение, площадью 140,7 кв.м. по адресу: <адрес> (1 этаж). В декабре 2021 года произошло затопление указанного помещения. Причиной затопления являлся пролив канализационных стоков из жилого помещения №, находящегося на втором этаже. Канализационные стоки проникали в помещение в течение нескольких дней. Вода проникла в электропроводку, светильники на потолке, произошло отключение автоматов (акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ). Помещение <адрес> включено в реестр муниципального имущества г.Перми. В данной комнате прописаны ответчики - Шумков Дмитрий Сергеевич, Шумкова Лапа Дмитриевна, несовершеннолетний Шумков Андрей Дмитриевич. МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» в отзыве на исковое заявление указали, что в жилом помещении №8 Шумков Д.С. с членами семьи проживает на условиях договора социального найма. Истцом после затопления была направлена жалоба в ИГЖН г.Перми, приглашены специалисты, дом был отключен от водоснабжения в течение нескольких дней. Специалистами ИГЖН проведен осмотр и составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому при осмотре коридора первого этажа в районе квартиры № обнаружено: проходит канализационная труба под потолком коридора (замотана скотчем). Причиной повреждения помещения Шубиной Ю.Ю. было отсутствие герметичности соединения незаконно установленных канализационных труб из помещения № и иных помещений расположенных выше. При анализе технического паспорта многоквартирного дома следует, что каких-либо общедомовых коммуникаций в виде системы канализации в каждом жилом помещении не предусмотрено, так как дом является общежитием с отдельными жилыми помещениями, общими кухнями и санузлами на этаже. ДД.ММ.ГГГГ Шубина Ю.Ю. обратилась с заявлением в МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» (далее по тексту - Управление) о проведении работ по демонтажу незаконного установленных канализационных труб в жилом помещении №, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию г.Пермь, в целях предотвращения затопления жилого помещения Шубиной Ю.Ю. ДД.ММ.ГГГГ Управлением дан ответ, согласно которому специалист управления выходил по адресу, в ходе которого не смог провести осмотр помещения по причине отсутствия доступа. Нанимателю жилого помещения оставлено предупреждение о соблюдении правил проживания, предоставлении доступа в жилое помещение сотрудникам управления и привидении жилого помещения в нормативное состояние в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Также управление сообщило, что в случае непринятия мер по устранению указанных в предупреждении нарушений, учреждением в отношении нанимателя будут приняты меры воздействия в судебном порядке. ДД.ММ.ГГГГ Шубина Ю.Ю. вновь обратилась в управление с запросом о выполнении работ по демонтажу незаконного установленной канализационной трубы. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ управление сообщило, что провести осмотр жилого помещения не представилось возможным из-за отсутствия доступа. Основной целью деятельности МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми», является в том числе контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений муниципального жилищного фонда требованиям законодательства. Наличие незаконно установленной канализационной трубы в помещении №, находящемся в муниципальной собственности, создает угрозу жизни и здоровью всех жителей дома (угроза пожарной безопасности в случае протечки трубы), приводит к аварийным ситуациям (затоплению жилого помещения Шубиной Ю.Ю), чем нарушены права истца как собственника.
Истец Шубина Ю.Ю. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просит провести судебное заседание в ее отсутствие, на иске настаивает в полном объеме. Дополнительно указала, что в ходе судебного заседания, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, Шумков Д. С. пояснил, что согласен с заявленными требованиями, подтвердил наличие канализационной трубы в комнате №, указал, что демонтирует трубу, но над ним еще три этажа и там установлены канализационные трубы и они будут топить. ДД.ММ.ГГГГ представителем МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» с участием Шумкова Д.С. составлен акт обследования жилого помещения - комнаты № в доме по <адрес> согласно которому - стояк канализации в комнате расположен внутри вентиляционной шахты, справа от входной двери. По словам Шумкова Д.С. протекание канализации было около года назад. Таким образом, факт наличия незаконной канализационной трубы установлен документально и подтвержден пояснениями ответчика Шумкова Д. С.. Наличие незаконно установленной канализационной трубы (учитывая также её установку в вентиляционной шахте) в помещении №, находящемся в муниципальной собственности, создает угрозу жизни и здоровью всех жителей дома. Кроме того, что из - за незаконной самовольной установки в комнатах многоквартирного дома систем водоснабжения (в том числе раковин) и водоотведения, ДД.ММ.ГГГГ вновь произошел залив нежилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности. Собственник комнаты № Ребикова Н.М. на период отключения в доме ХВ и ГВ, ушла из комнаты и не закрыла кран с горячей водой, после возобновления подачи воды, произошел залив, что подтверждается актом осмотра помещения. По данному факту истцом направлена жалоба в ИГЖН.
Представитель МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просит провести судебное заседание в отсутствие своего представителя, направил в суд отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Учреждение образовано на основании распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № и действует в рамках полномочий, указанных в Уставе и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Учреждение согласно Уставу уполномочено выполнять функции наймодателя от имени собственника жилых помещений - муниципального образования город Пермь, по оформлению и заключению договоров социального найма и договоров найма на жилые помещения специализированного муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования город Пермь. Учреждение не является балансодержателем муниципального жилищного фонда. В силу своего организационно-правового статуса Учреждение не обладает правами на жилые помещения, входящие в состав имущества муниципальной собственности. В соответствии со ст. 24 Федерального Закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» казенное учреждение вправе осуществлять только те виды деятельности, которые определены его учредительными документами. Уставом учреждения функции по демонтажу канализационной трубы не предусмотрены МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» является ненадлежащим ответчиком. В жилом помещении, расположенном но адресу: <адрес> проживают граждане на условиях договора социального найма, зарегистрированы: Шумков Д.С. с ДД.ММ.ГГГГ, Шумкова Л.Д. с ДД.ММ.ГГГГ, Шумков А.Д. с ДД.ММ.ГГГГ. Лицевой счет на данное жилое помещение открыт с ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 3 ст. 67 ЖК РФ определен круг обязанностей нанимателей жилого помещения и в порядке, предусмотренном п. 2 ст.71 ЖК РФ, членов его семьи к которым относится, в том числе использование жилого помещения по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом: обеспечивать сохранность жилого помещения: поддерживать надлежащее состояние жилого помещения. При этом, постановлением правительства РФ от 23.05.2005 № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения» закреплена обязанность нанимателей не производить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения без получения соответствующего согласования, предусмотренного жилищным законодательством РФ в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.05.2021 №292/пр. Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170. Пунктом 1.7.4. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 наниматель, допустивший самовольное переустройство жилого и подсобного помещения, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан привести это помещение в прежнее состояние. Актом проверки от 22.12.2021 №10603, составленном в отношении ТСЖ «Вильямса. 69», установлено, что по результатам осмотра коридора первого этажа в районе квартиры № 108 обнаружена канализационная труба под потолком коридора, которая замотана скотчем. По результатам проверки вынесено предписание от 22.12.2023 № 10603, согласно которому ТСЖ «Вильямса, 69» необходимо устранить нарушение по отсутствию герметичности внутридомовых инженерных коммуникаций системы в срок до 03.03.2022, поскольку канализационная труба находится в местах общего пользования. Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170). Согласно абз.2 п.5 разд.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыков соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. Поскольку ТСЖ «Вильямса, 69» является организацией, обслуживающей многоквартирный <адрес>, то налицо факт ненадлежащего исполнения последней обязательств но содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, в частности по обслуживанию системы водоотведения (канализации). В рамках действующего законодательства управляющая организация должна осуществлять осмотры общего имущества два раза в год: весной и осенью, производить профилактическую прочистку сетей канализации не реже одного раза в три месяца, а также разъяснять (информировать) потребителям о правилах пользования водопроводом и канализацией. Наниматель также несет ответственность по содержанию, как жилого помещения, так и общего имущества, в том числе при использовании системы водоотведения (канализации). Исходя из вышеизложенного, управляющая организация не представила документы, свидетельствующие о надлежащем исполнении обязательств но содержанию общего имущества - акты осмотра общего имущества, документы о проведении профилактических работ на водоотведении, размещения памяток о правилах пользования водопроводом и канализацией и т.д.
Представитель ответчика администрации города Перми в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просит провести судебное заседание в отсутствие своего представителя, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, настаивает на доводах, изложенных в ранее направленном письменном отзыве на исковое заявление, из содержания которого следует, что администрация города Перми является ненадлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, согласно пункту 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, содержание, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий. В соответствии с частью 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является привлекаемое собственником в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо. Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ. В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасно защите прав потребителей. Статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность товарищества собственников жилья, в частности: осуществление управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса, выполнять в порядке, предусмотренном законодательством обязательства по договору, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме. Согласно абз. 2 п. 5 разд. 1 Правил № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стык соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. В данном случае обязанность по содержанию указанных элементов вышеуказанного дома возложена на организацию, обслуживающую многоквартирный дом, ТСЖ «Вильямса - 69». Администрация города Перми не устанавливала канализационную трубу в доме по адресу: <адрес>. В соответствии с Уставом г. Перми администрация города Перми не осуществляет функции по демонтажу канализационных труб. В удовлетворении заявленных требований Шубиной Ю.Ю. просит отказать в полном объеме.
Ответчики Шумков Д.С., Шумкова Л.Д. Перми в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ранее в судебном заседании Шумков Д.С. пояснял, что согласен с заявленными требованиями, подтвердил наличие канализационной трубы в комнате №, нанимателем которой он является, указал, что согласен демонтировать трубу, но над ним еще три этажа и там установлены канализационные трубы и они будут топить.
Представитель ТСЖ «Вильямса -69» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, мнения по иску не представил.
Представитель администрации Орджоникидзевского района г.Перми, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть заявленные требования в свое отсутствие, из представленного ранее отзыва следует, что администрация района является территориальным органом администрации Перми, создана для обеспечения управления внутригородской территорией в пределах Орджоникидзевского района и осуществления исполнительно-распорядительных функций в различных сферах деятельности в пределах, установленных Типовым положением о территориальном органе администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской от 29.01.2013 № 7 (далее - Типовое положение). Полномочиями по управлению и распоряжению имуществом, а также по предоставлению жилого помещения по договору социального найма администрация района не наделена. Администрация района согласно Типового положения в сфере строительной деятельности осуществляет перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, согласовывает переустройство и/или перепланировку помещений в многоквартирном доме (п.п. 3.2.3.6. Типового положения). За согласованием перепланировки, переустройства в помещении № 8 дома № 69 по ул. Вильямса, г. Перми в администрацию района собственники помещений, арендаторы не обращались. Акты осмотра спорного помещения от ИГЖН по Пермскому краю, от иных организаций, уполномоченных на проведение проверок, в администрацию района не поступали.
Представитель третьего лица ИГЖН Пермского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть заявленные требования в свое отсутствие, из письменного отзыва следует, что Инспекцией на основании распоряжения от 17 декабря 2021 г. № 10603 в отношении товарищества собственников жилья «Вильямса-69», инициирована внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований к содержанию общего имущества. В ходе проверки выявлены нарушения требований пунктов 5.8.1, 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроем от 27 сентября 2003 г. № 170. Товариществу выдано предписание об устранении нарушений в срок до 1 марта 2022 г.
Суд, исследовав материалы дела, технический паспорт на домовладение в Орджоникидзевском районе по ул.Вильямса,69, приходит к следующему.
Согласно статье 8 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 210 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, а если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме; собственник жилого помещения обязан поддерживать данное жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу частей 1, 5 - 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав (статья 28 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации: самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность; наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Порядок проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
Согласно п. 1.7.4 указанных Правил наниматель, допустивший самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан привести это помещение в прежнее состояние.
Из частей 1 2,4 статьи 29 Жилищного кодекса РФ следует, что самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1.7.2 Правил переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Согласно п. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г., в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п. 13 названных «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Судом установлено, что Шубина Ю.Ю. является собственником нежилого помещения, площадью 140,7 кв.м., расположенного на 1 этаже многоквартирного дома по <адрес>, кадастровый №, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-12).
ТСЖ «Вильямса, 69» на основании Устава осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: <адрес>.
Согласно акту осмотра от 15.12.2021г, составленному комиссией в составе: Шубиной Ю.Ю., председателя ТСЖ «Вильямса, 69» Югова П.Г., проведено обследование помещения с кадастровым номером 59.01.2912502:398, расположенного на 1 этаже, собственником которого является Шубина Ю.Ю., которым было установлено затопление указанного помещения, наличие запаха канализационных стоков, по стене бежит вода с верхних этажей. Причиной затопления являлся пролив канализационных стоков из жилого помещения №, находящегося на втором этаже, в связи с тем, что нарушена герметичность в соединении труб, залив происходил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Вода проникла в электропроводку, светильники на потолке, произошло отключение автоматов. Имеются следующие повреждения: намокание стен (разбух гипсокартон), разводы на стенах, пятна на плитке, поврежден 1 светильник, разбухла дверная коробка, в санузле не закрывается дверь. По стояку, где последней была комната № был затоп, где при аварии неверно установили трубу (л.д. 6).
Жилое помещение № 8 адресу: г.Пермь, ул. Вильямса, 69 площадью 17,6 кв.м. включено в реестр муниципального имущества г.Перми, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества города Перми (л.д. 13). Таким образом собственником жилого помещения <адрес> является муниципальное образование город Пермь в лице Администрации города Перми.
В данном жилом помещении проживают на условиях договора социального найма и зарегистрированы в нем Шумков Д.С. с ДД.ММ.ГГГГ, Шумкова Л.Д. с ДД.ММ.ГГГГ, Шумков А.Д. с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми №-Ю от ДД.ММ.ГГГГ. Лицевой счет на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. 8, открыт с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
ДД.ММ.ГГГГ Шубина Ю.Ю. обратилась в ИГЖН г.Перми с жалобой о проведении проверки (обращение 45-15-01-вх-1496).
ИГЖН <адрес> вынесено распоряжение о проведении внеплановой проверки в отношении ТСЖ «Вильямса, 69» (л.д. 42, 48-50).
Актом проверки, проведенной специалистом ИГЖН г.Перми, от ДД.ММ.ГГГГ №, составленным в отношении ТСЖ «Вильямса, 69», установлено, что по результатам осмотра коридора первого этажа в районе квартиры № обнаружена канализационная труба под потолком коридора, которая замотана скотчем. На момент проверки течи не обнаружено. Отсутствует система инженерного оборудования дома. В ходе проверки выявлены нарушения требований пунктов 5.8.1, 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроем от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 4-5, 44-4,51-53).
По результатам проверки в адрес ТСЖ «Вильямса, 69» вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому ТСЖ «Вильямса, 69» необходимо устранить нарушение по отсутствию герметичности внутридомовых инженерных коммуникаций системы канализации в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22,45,54-55).
Из технического паспорта многоквартирного дома следует, что каких-либо общедомовых коммуникаций в виде системы водоснабжения и водоотведения в каждом жилом помещении не предусмотрено, так как дом является общежитием с отдельными жилыми помещениями, общими кухнями и санузлами на этаже.
ДД.ММ.ГГГГ Шубина Ю.Ю. обратилась с заявлением в МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» о проведении работ по демонтажу незаконно установленных канализационных труб в жилом помещении №, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию г.Пермь, в целях предотвращения затопления жилого помещения Шубиной Ю.Ю.
ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» адрес истца направлен ответ № 059-11/1-01-18о/2-698, согласно которому указанное в обращении жилое помещение, являющееся собственностью муниципального образования город Пермь, было предоставлено нанимателю и членам его семьи по договору социального найма. Специалист управления выходил на адрес, в ходе которого не смог провести осмотр помещения по причине отсутствии доступа. Нанимателю жилого помещения оставлено предупреждение о соблюдении правил проживания, предоставлении доступа в жилое помещение сотрудникам управления и привидении жилого помещения в нормативное состояние в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» с запросом о выполнении работ по демонтажу незаконного установленной канализационной трубы (л.д. 8). На данное обращение МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» сообщило, что провести осмотр жилого помещения не представилось возможным из-за отсутствия доступа.
В соответствии с пунктом 1.7.2 Правил переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд приходит к выводу о незаконности переустройства, перепланировки и реконструкции, незаконности установления системы водоснабжения и водоотведения в жилом помещении по адресу: <адрес> принадлежащего муниципальному образованию г. Пермь в лице Администрации города Перми при отсутствии документа, являющегося основанием проведения переустройства жилого помещения, а также согласия всех собственников помещений многоквартирного дома на проведение такого рода работ.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, с учетом правильного распределения бремени доказывания, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, конкретные обстоятельства данного дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Шубиной Ю.Ю. о возложении на собственника жилого помещения муниципальное образование г. Пермь в лице Администрации города Перми, как на собственника жилого помещения по адресу: <адрес> помещение 8 обязанности демонтировать незаконно установленную канализационную трубу в силу следующего.
Согласование с органом местного самоуправления и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома. Доказательств такого согласования ответчиком суду не представлено, в ходе судебного разбирательства не установлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд не усматривает правовых оснований для возложения обязанности на МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми», Шумкова Д. С., Шумкову Л. Д. демонтировать канализационную трубу, поскольку они не являются собственниками жилого помещения по адресу:. Пермь <адрес> пом. 8. Кроме того, являясь собственником данного помещения, установив указанные нарушения, выдав нанимателю помещения соответствующее предписание об устранении нарушений, администрация г. Перми исполнение данного предписания не проконтролировала.
Доводы ответчика о том, что в данном случае обязанность по содержанию канализационной трубы возложена на организацию, которая осуществляет обслуживание многоквартирного дома- ТСЖ «Вильямса - 69», являются несостоятельными, доказательств того, что данная труба (водопровод) является общедомовым имуществом материалы дела не содержат, напротив согласно материалам проверки ИГЖН Пермского края система и инженерного оборудования дома отсутствует, указанные доводы администрации г. Перми не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела и правового значения при рассмотрении настоящего дела не имеют, поскольку положения ч. 3 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагают обязанность по устранению самовольной перепланировки (переустройства) на собственника жилого помещения. Таким образом, Администрация г. Перми как собственник жилого помещения принимает на себя соответствующую ответственность и обязательства совершить действия по приведению помещения в прежнее состояние, либо согласованию сохранения в настоящем виде. Ответчик, будучи собственником спорного жилого помещения в настоящее время, обязан принять меры к устранению нарушений прав других собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Суд учитывает, что наличие незаконно установленной канализационной трубы в помещении № 8, находящемся в муниципальной собственности создает наличие аварийных ситуаций в виде коммунальных аварий, которые несут угрозу затопления квартир, принадлежащих другим собственникам многоквартирного дома, повреждения общего имущества дома.
Истцом также заявлено об установлении срока для демонтажа канализационной трубы в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Суд на основании части 1 статьи 206 ГПК Российской Федерации считает возможным установить в решении данный срок, поскольку доказательств невозможности осуществить демонтаж в указанный срок, суду ответчиком не представлено.
При определении срока исполнения ответчиком возложенной на него обязанности суд полагает возможным назначить ответчику срок для демонтажа канализационной трубы в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу, полагая его разумным, объективно достаточным для совершения действий по демонтажу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Возложить на Администрацию города Перми обязанность в течение 15 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу, демонтировать незаконно установленную канализационную трубу в жилом помещении <адрес>.
В удовлетворении исковых требований Шубиной Ю. Ю. к МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми», Шумкова Д. С., Шумкову Л. Д. о возложении обязанности в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу, демонтировать незаконно установленную канализационную трубу в жилом помещении, площадью 17,6 кв.м. по адресу: <адрес> помещение № - отказать.
Заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии решения может быть подано ответчиками в Индустриальный районный суд г.Перми. Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Н.Г. Судакова