Дело № 5-1702/2020 ............
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 сентября 2020 года город Пермь
Судья Орджоникидзевского районного суда г. Перми Костенко Т.Н.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Орджоникидзевского районного суда г. Перми дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении:
Вахрушева А.А., дата года рождения, уроженца <адрес>, гражданина ............, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 20.07.2020, составленному УУП ОП № 5 (дислокация Орджоникидзевский район) Управления МВД России по г. Перми ФИО4, 20 июля 2020 года в 14:30 часов Вахрушев А.А., находясь в общественном месте у дома по адресу: <адрес> без средств индивидуальной защиты (маска и перчатки) не выполнил Правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Пермского края, нарушив требования п.10 ст. 4.1, ст. 28 Федерального Закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ, п.2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239, п.п.1,3,4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 417, п.5.2, 5.3 Указа врио губернатора Пермского края от 29 марта 2020 года № 23 в части самоизоляции по месту проживания в период угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
Указанные действия Вахрушева А.А. квалифицированы должностным лицом по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В судебное заседание Вахрушев А.А. не явился, будучи извещенным судом о места и времени судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания по делу не заявлял. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Вахрушева А.А., признав его явку в суд необязательной.
Исследовав письменные документы, имеющиеся в материалах дела, прихожу к следующему выводу.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 6.3 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
На основании п.2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечена разработка и реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: определена в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; установлен особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
В силу положений п.1, 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в п.8 и 9 ст. 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять: действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Пермском крае распоряжением председателя Правительства Пермского края № 5-рпп от 14 марта 2020 года для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС Пермского края введен режим функционирования «Повышенная готовность» и установлен региональный уровень реагирования с 00:00 часов 15 марта 2020 года ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции.
В связи с введением в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в соответствии с п.5.1, 5.2, 5.3 Указа Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 года № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» физические лица, находящиеся на территории Пермского края обязаны, в том числе не покидать места проживания (пребывания) и перейти на режим самоизоляции, который должен быть обеспечен по месту проживания (пребывания) указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах, соблюдать дистанцию до других физических лиц не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование) в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; использовать средства индивидуальной защиты (маски, перчатки) при нахождении в общественных местах, общественном транспорте.
Ограничения, установленные п.5 данного Указа, не распространяются, в частности на случаи следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с п.2 настоящего Указа, при наличии разрешения, выданного в соответствии с п.10.1 настоящего Указа, а также при следовании к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг (в том числе почтовых и банковских), реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим Указом, а также в иных, предусмотренных данным Указом, случаях.
Согласно положениям п.9 Указа Губернатора Пермского края от 08 мая 2020 года № 60 «О внесении изменений в Указ Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 года № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» ограничения, установленные п.5 Указа Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 года № 23, не распространяются также на случаи: одиночных прогулок либо прогулок совместно проживающих лиц (за исключением прогулок на детских площадках) в общественных местах, включая доступные для посещения парки, сады, скверы, улично-дорожную сеть, предназначенную для движения пешеходов; занятия спортом одиночно либо с совместно проживающими лицами в общественных местах, включая доступные для посещения парки, сады, скверы, улично-дорожную сеть, предназначенную для движения пешеходов».
При этом пункт 5.3 Указа Губернатора Пермского края (в редакции от 20.07.2020 N 107) изложен в следующей редакции «обязать физических лиц, находящихся на территории Пермского края: использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного и автомобильного транспорта (железнодорожные вокзалы, автовокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), в легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, а также в других общественных местах, где невозможно соблюдение социальной дистанции более 1,5 метра.
В соответствии с положениями ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут, в том числе административную ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В подтверждение виновности Вахрушева А.А. в совершении изложенного в протоколе об административном правонарушении административного правонарушения представлены в суд административным органом следующие письменные доказательства: протокол об административном правонарушении от 20 июля 2020 года, в котором изложено существо допущенного Вахрушевым А.А. нарушения, в объяснениях к которому он указал, что с протоколом согласен; рапорт УУП ОП № 5 УМВД России по г. Перми ФИО4 о том, что Вахрушев А.А. находился в общественном месте у <адрес> без маски и перчаток, и не выполнил правила поведения режима повышенной готовности на территории Пермского края, нарушив требования п.10 ст. 4.1, ст. 28 Федерального Закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ, п.2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239, п.п.1,3,4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 417, п.5.2, 5.3 Указа врио губернатора Пермского края от 29 марта 2020 года № 23 в части самоизоляции по месту проживания в период угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19); объяснения Вахрушева А.А. о том, что он находился в общественном месте без маски и перчаток; справка на физическое лицо, согласно которой Вахрушев А.А. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>
Исследовав представленные доказательства по делу, оценив их в совокупности, проанализировав на предмет относимости, допустимости и достаточности для принятия решения прихожу к тому, что вывод должностного лица административного органа о наличии в действиях Вахрушева А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, нельзя признать обоснованным по следующим обстоятельствам.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 указанного Кодекса).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьями 1.5, 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), а также виновность данного лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Положения ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет первостепенное значение для разрешения вопроса о возможности применения к нему административного наказания.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Между тем, ни одно из представленных в материалы дела с протоколом об административном правонарушении доказательство не подтверждает факт незаконности нахождения Вахрушева А.А. без средств индивидуальной защиты в общественном месте, и нарушение им режима самоизоляции, в смысле, придаваемом этому значению пунктами 5.2, 5.3 Указа Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 года № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» (в редакции от 20.07.2020 N 107), разрешающих одиночные прогулки либо прогулки совместно проживающих лиц (за исключением прогулок на детских площадках) в общественных местах, включая доступные для посещения парки, сады, скверы, улично-дорожную сеть, предназначенную для движения пешеходов; занятия спортом одиночно либо с совместно проживающими лицами в общественных местах, включая доступные для посещения парки, сады, скверы, улично-дорожную сеть, предназначенную для движения пешеходов, а также обязывающих физических лиц, находящихся на территории Пермского края использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного и автомобильного транспорта (железнодорожные вокзалы, автовокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), в легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, а также в других общественных местах, где невозможно соблюдение социальной дистанции более 1,5 метра.
Доказательств нахождения Вахрушева А.А. в изложенном в п.5.3 Указа Губернатора общественном месте, где невозможно соблюдение социальной дистанции более 1,5 метра, что обязывало бы его использовать средства индивидуальной защиты, а также незаконности его нахождения в общественном месте, недалеко от места его проживания, суду не представлено, как не представлено и доказательств нарушения им режима самоизоляции по месту проживания, учитывая факт обнаружения должностным лицом Вахрушева А.А. вблизи дома по месту его постоянного проживания.
В силу положений п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия в действиях лица состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
С учетом изложенного, прихожу к выводу об отсутствии в действиях Вахрушева А.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Вахрушева А.А. на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Вахрушева А.А. прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении 59 07 №.
На постановление может быть подана жалоба в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми.
Судья подпись Т.Н. Костенко
............: судья Т.Н. Костенко
Подлинный документ подшит
в административном деле № 5-1702/2020
Орджоникидзевского районного
суда г. Перми
УИД 59RS0006-01-2020-002065-32