Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 20 октября 2023 года
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Цицкиева Р.Б., при секретаре Гиреевой Х.А. с участием истца Дзейгова М.А., представителя ОСФР по <адрес> Плиева Р.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дзейгова М. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения о прекращении выплаты пенсии незаконным, возложении обязанности возобновить выплату пенсии и включить периоды работы в трудовой стаж,
УСТАНОВИЛ:
Истец Дзейгов М.А. обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит с учетом уточненных исковых требований признать незаконным решение ОПФР по РИ об обнаружении ошибки и прекращении выплаты пенсии в отношении Дзейгова М.А., обязать ОПФР по РИ возобновить досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, включить в спциальный стаж, уточняющий особый характер работы и условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающие постоянную занятость на льготной работе для назначения пенсии по старости в период работы на Грозненском радиотехническом заводе «Синтар» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве прессовщика изделий и пластмасс, обязать ОПФР по РИ засчитать сведения о заработной плате, учитываемые при исчислении пенсии согласно справке ЧР <адрес>, Грозненский радиотехнический завод «Синтар» от ДД.ММ.ГГГГ, засчитать полный трудовой стаж деятельности по трудовой книжке AT-V № и обратить решение суда к немедленному исполнению.
Исковое заявление Дзейгова М.А. мотивировано тем, что решением ОПФР по РИ ему была назначена пенсия по ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», назначении был учтен льготный период работы на Грозненском радиотехническом заводе «Синтар», в качестве прессовщика изделий из пластмасс с 12.09.1989г. по 28.09.1999г. После назначении пенсии и производившейся выплаты в течении длительного времени, выплата пенсии была приостановлена (прекращена) с 01.12.2022г., по причине неправомерного установления.
В деле имеется справка от 20.12.1999г. № уточняющая особые условия труда, необходимые для льготной пенсии, считает действия пенсионного органа незаконными.
В судебном заседании истец Дзейгов М.А. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ОСФР по РИ Плиев Р.М. просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Соответчик ОСФР по <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил
Выслушав мнения участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 56 ГПК РФ установлена обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 указанного закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Таким образом, Федеральный? закон № 400-ФЗ предусматривает порядок сохранения пенсионных прав на досрочное назначение трудовой? пенсии по старости, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается также: 1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"; 2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; 3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности; 4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
При этом, согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Пунктом 3 части 1 статьи 25 закона № 400-ФЗ предусмотрено, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчётов, - полностью исключить невозможно.
Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова", далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению.
Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учёт интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе, на конституционных принципах правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения.
В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учётом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвёртый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Приведённая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчёта кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты (абзац второй пункта 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), <адрес> и жалобами ряда граждан").
Из приведённых норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчёте размера пенсии.
При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчёту пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства, как указано Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ22-11-К7.
Тем самым, как указано высшей судебной инстанцией, при разрешении подобных споров недопустимо применение формального подхода, а бремя доказывания правомерности принятого пенсионным органом решения о прекращении выплаты пенсии, таким образом, ложится на пенсионный орган, выступающий ответчиком в рамках настоящего спора.
В судебном заседании установлено, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № Дзейгову М.А. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.1 ч.1. ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ, бессрочно.
Из письма ОСФР по РИ от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в ответ на обращение Дзейгова М.А. по вопросу пенсионного обеспечения, следует, что Дзейгов М.А. являлся получателем досрочной страховой пенсии по старости (особые условия – список 1), которая была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ на основании неправомерного установления и выплаты досрочной страховой пенсии по старости и в связи с особыми и тяжелыми условиями труда.
Вместе с тем, согласно материалам пенсионного дела Дзейгова М.А., при назначении пенсии, органом пенсионного обеспечения был учтен стаж – обычные условия в соответствии со ст. 8 Закона №400-ФЗ, а также льготный стаж не менее 10 лет.
Периоды работы Дзейгова М.А. подтверждаются сведениями из трудовой книжки АТ-V №, являющейся основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору (п. 6 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), а также соответствующими справками с мест работы.
Сведения о трудовой деятельности, указанные в трудовой книжке истца, дающие право на досрочную страховую пенсию по старости, также подтверждаются представленной работодателем «Грозненский радиотехнический завод «СИНТАР» справкой, уточняющей особый характер работы от ДД.ММ.ГГГГ за исх. номером № подтверждающей стаж работы истца полный рабочий день в качестве прессовщика изделий из пластмасс с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Грозненском радиотехническом заводе – то есть не менее 10 лет.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно подпункту "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются:
- Список № производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список № производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку период работы истца, дающий право на назначение льготной пенсии, имели место как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после, подлежат применению оба вышеуказанных Списка №.
Согласно разделу XI Списка № Постановления, утвержденного постановлением Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ №, под названием «Электротехническое производство и ремонт электротехнического оборудования», №а-17008, работа «прессовщики изделий из пластмасс, работающие с фторопластом в горячем состоянии» также отнесена к работам с вредными условиями труда.
Помимо этого, при назначении истцу страховой пенсии по старости также учитывалась справка Грозненского радиотехнического завода «Санитар» о заработной плате истца за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Наличие у Дзейгова М.А. права на досрочную страховую пенсию по старости на момент ее назначения исчерпывающе подтверждается исследованными материалами дела.
Суд также принимает во внимание срок, прошедший с момента назначения Дзейгову М.А. пенсии до момента ее прекращения, возраст, длительность получения пенсии, материальное положение и право на пенсионное обеспечение в соответствии с принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Между тем ответчиками, доказательств правомерности осуществленных им действий по прекращению выплаты Дзейгову М.А. пенсии не приведено. Все доводы ответчиков сводятся к тому, что документы Дзейгова М.А. вызвали сомнение у работников пенсионного фонда, проводивших проверку пенсионного дела получателя досрочной страховой пенсии по старости. При этом недостоверность документов никакими официальными документами (заключение эксперта, решение суда и т.д.) не подтверждена.
Таким образом, добросовестность действий Дзейгова М.А. презюмируется в силу закона (ст. 10 ГК РФ) и именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что при назначении пенсии недостоверные сведения были представлены именно Дзейговым М.А. (определения Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, от ДД.ММ.ГГГГ по делу №).
При таких обстоятельствах, оценивая приведенные выше доказательства в совокупности со сведениями, имеющимися в трудовой книжке, пенсионном деле Дзейгова М.А., с учетом положений приведенных выше нормативно-правовых актов, а также правовых позиций, изложенных в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П от ДД.ММ.ГГГГ №-П, суд находит решение ответчика не соответствующим нормам действующего законодательства, в связи с чем считает требования Дзейгова М.А к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению пенсионного и социального страхования по <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по ходатайству истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Рассматривая ходатайство истца об обращении решения по настоящему делу к немедленному исполнению, суд также находит его подлежащим удовлетворению, поскольку необоснованный отказ в назначении страховой пенсии истцу пенсии фактически лишило его средств к существованию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Дзейгова М. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения о прекращении выплаты пенсии незаконным, возложении обязанности возобновить выплату пенсии и включить периоды работы в трудовой стаж, удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о прекращении выплаты страховой пенсии Дзейгову М. А. с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> возобновить Дзейгову М. А. выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> включить в специальный стаж, уточняющий особый характер работы, для назначении пенсии по старости период работы на Грозненском радиотехническом заводе «Синтар» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве прессовщика изделий из пластмасс и засчитать сведения о заработной плате, учитываемые при исчислении пенсии согласно справке выданной Грозненским радиотехническим заводом «Санитар» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> засчитать трудовой стаж Дзейгова М. А. по трудовой книжке AT-V №.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Магасского районного суда Р.Б. Цицкиев