РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Р.п. Нововаршавка 26 декабря 2023 года.
Дело №2-576/2023
УИД № 55RS0024-01-2023-000719-63
Резолютивная часть решения оглашена 26.12.2023.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.12.2023.
Нововаршавский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Губер Е.В.
при секретаре Кошара Н.Г.,
с участием помощника прокурора Нововаршавского района Мирошник А.Д.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нововаршавского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Нововаршавского муниципального района Омской области «Каразюкская основная общеобразовательная школа» и Комитету по образованию и связям с профессиональной школой администрации Нововаршавского муниципального района Омской области, о возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Нововаршавского района Омской области обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Нововаршавского муниципального района Омской области «Каразюкская ООШ» и к Комитету по образованию и связям с профессиональной школой администрации Нововаршавского муниципального района Омской области, которым просит суд с учетом уточнения: обязать МБОУ «Каразюкская ООШ» создать резервы материально-технических, продовольственных, медицинских средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в срок до 01.09.2024; обязать Комитет по образованию и связям с профессиональной школой администрации Нововаршавского муниципального района Омской области обеспечить надлежащее финансирование МБОУ «Каразюкская ООШ» на создание резервов материально-технических, продовольственных, медицинских средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В обоснование иска прокурор сослался на то, что прокуратурой Нововаршавского района Омской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере гражданской обороны защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательства о защите прав несовершеннолетних в деятельности МБОУ «Каразюкская ООШ», по результатам которой установлено следующее. Образовательное учреждение является самостоятельным юридическим лицом – некоммерческой организацией, входит в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня. В результате проведенной проверки установлено, что в нарушение требований федерального законодательства в МБОУ «Каразюкская ООШ» определена номенклатура и объем резервов материальных ресурсов, но не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в виде: ...
С учетом изложенного прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБОУ «Каразюкская ООШ» внесено представление, которое в настоящее время рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, фактических действий по устранению выявленных нарушения не последовало, материальные резервы согласно номенклатуре не созданы. Наличие выявленных нарушений законодательства влечет за собой нарушение прав и законных интересов обучающихся образовательной организации, противоречит принципам государственной власти в области обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
В силу подпункта 3.1.6 пункта 3.1 Положения о Комитете по образованию и связям с профессиональной школой Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области, утвержденного постановлением главы Нововаршавского муниципального район Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-п, Комитет по образованию осуществляет от имени Нововаршавского муниципального района полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории Нововаршавского муниципального района.
К функциям Комитета по образованию согласно подпунктам 2.2.5, 3.2.26 Положения относится регулирование деятельности структурных подразделений, муниципальных образовательных организаций в пределах своей компетенции, а также обеспечение социальной защиты работников системы образования.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Нововаршавского района Омской области Мирошник А.Д. поддержала заявленные и уточненные прокурором исковые требования по изложенным в исковом заявлении доводам и просит суд их удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ «Каразюкская ООШ» - директор Сексембаева Ш.И. обратилась с заявлением о рассмотрении дела в её отсутствие, заявленные требования признает в полном объеме.
Представитель ответчика - Комитета по образованию и связям с профессиональной школой администрации Нововаршавского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, отзыв либо возражения относительно заявленных требований не представил.
Исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
В силу положений ст.28 ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", организации обязаны в том числе, планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст.4 указанного Федерального закона, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в том числе являются: осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.2, п.3, п.6, п.20 Положения, Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Как также, установлено в судебном заседании, по результатам проведенной прокуратурой района проверки в МБОУ «Каразюкская ООШ» выявлено, что в нарушение федерального законодательства не определены и не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В связи с чем, прокуратурой Нововаршавского района Омской области ДД.ММ.ГГГГ №... в адрес МБОУ «Каразюкская ООШ» внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.
Как следует из ответа директора МБОУ «Каразюкская ООШ» Сексембаевой Ш.И., представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено и признано обоснованным. На данный момент не создан необходимый объем резервов материально-технических, продовольственных, медицинских средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в связи с отсутствием финансирования. В Комитет по образованию направлено обращение на финансирование данного мероприятия.
Согласно Уставу МБОУ «Каразюкская ООШ» Нововаршавского муниципального района Омской области (редакция № 3), утвержденного приказом председателя Комитета по образованию и связям с профессиональной школой администрации Нововаршавского муниципального района Омской области, Учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п.1.3); Учредителем Учреждения и собственником его имущества является Нововаршавский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя от имени Нововаршавского муниципального района Омской области осуществляет Администрация Нововаршавского муниципального района в лице Комитета по образованию и связям с профессиональной школой Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области (п.1.2 Устава); учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Учреждение имеет право приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде (п.1.6 Устава).
Указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении образовательным учреждением требований федерального законодательства, в связи с чем, уточненные требования прокурора, заявленные к МБОУ «Каразюкская ООШ», подлежат удовлетворению.
При этом в силу подпункта 3.1.6 пункта 3.1 Положения о Комитете по образованию и связям с профессиональной школой администрации Нововаршавского муниципального района Омской области, утвержденного постановлением администрации Нововаршавского муниципального района Омской области от 18.02.2015 № 256-п. Комитет по образованию и связям с профессиональной школой администрации Нововаршавского муниципального района Омской области осуществляет от имени Нововаршавского муниципального района полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории Нововаршавского муниципального района.
К функциям Комитета по образованию согласно подпункту 2.2.5, 3.2.26 Положения относится регулирование деятельности структурных подразделений, муниципальных образовательных организаций в пределах своей компетенции, а также обеспечение социальной защиты работников системы образования.
С учетом того, что Комитет по образованию является учредителем и координатором деятельности образовательных организаций, входящих в его структуру и с учетом функций Комитета, суд находит заявленные прокурором требования к Комитету по образованию, также подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Ответчики являются муниципальными бюджетными учреждениями, учредителем которых является Нововаршавский муниципальный район, свою деятельность осуществляют за счет средств местного бюджета на основании планов финансово-хозяйственной деятельности, связи с чем, следует предоставить разумный срок для исполнения обязанности, как заявлено в иске – до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Прокурор при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно ГПК РФ, она подлежит взысканию с ответчиков.
Согласно п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера уплате подлежит госпошлина для организаций в размере 6 000 рублей.
На основании п. 2 ст. 333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Учитывая имущественное положение ответчиков, являющихся муниципальными учреждениями, учредителем которых является администрация Нововаршавского муниципального района Омской области, в бюджет которого администрируется госпошлина при её взыскании, суд полагает возможным освободить ответчиков в полном объеме от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.167 ч.ч.3,5, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненное исковое заявление прокурора Нововаршавского района Омской области - удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нововаршавского муниципального района Омской области «Каразюкская основная общеобразовательная школа», в срок до 01 сентября 2024 года, создать резервы материально-технических, продовольственных, медицинских средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в виде: ...
Обязать Комитет по образованию и связям с профессиональной школой администрации Нововаршавского муниципального района Омской области обеспечить надлежащее финансирование МБОУ Нововаршавского муниципального района Омской области «Каразюкская ООШ» на создание резервов материально-технических, продовольственных, медицинских средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Нововаршавский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Губер