Дело № 2-602/2023
УИД 42RS0011-01-2022-004126-55
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Чеплыгиной Е.И.
при секретаре Филимоновой Н.В.,
с участием помощника прокурора г.Ленинск-Кузнецкого Пузиковой О.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Ленинске-Кузнецком
11 сентября 2023 года
гражданское дело по иску Кабардина А. П. к Громову А. И., Громову А. А., Громову Е. А. о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Кабардин А.П. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам Громову А.И., Громову А.А., Громову Е.А., мотивируя свои требования тем, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата> он является собственником жилого дома по адресу: <адрес>; ответчики зарегистрированы в доме по месту жительства, при этом, в доме не проживают, членами семьи истца не являются, каких-либо договорных обязательств между истцом и ответчиками не существует, расходов по содержанию дома ответчики не несут. Просит признать Громова А.И., Громова А.А., Громова Е.А утратившими право пользование жилым помещением по адресу: <адрес>, обязать УФМС по Кемеровской области снять ответчиков с регистрационного учета по указанному адресу
Истец Кабардин А.П. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, основываясь на доводах, изложенных в исковом заявлении.
Ответчики Громов А.И., Громов А.А., Громов Е.А. в судебном заседании исковые требования признали.
Представитель третьего лица МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий» в подготовку к рассмотрению дела не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав истца, ответчиков, свидетелей, помощника прокурора, полагавшего исковые требования истца, подлежащими удовлетворению частично, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание является не только правом, но и обязанностью родителей.
Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Судом установлено, что собственником жилого дома по адресу: <адрес>, является истец Кабардин А.П., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от <дата> (л.д. 10), выпиской из ЕГРН (л.д.9), материалами наследственного дела после смерти Н. (л.д. 64-75).
На момент рассмотрения настоящего гражданского дела в указанном жилом помещении по месту жительства зарегистрированы ответчики Громов А. А., <дата> г.р., Громов Е. А., <дата> г.р., что подтверждается адресными справками (л.д.53), ответчик Громов А. И., <дата> г.р., состоял на регистрационном учете по указанному адресу с <дата> по <дата> (л.д. 54).
Свидетели Т., Б. в судебном заседании пояснили, что ответчики в доме истца не проживают, вещей их в доме не имеется.
У суда нет оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, поскольку они предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний, показания свидетелей согласуются между собой и с показаниями истца, письменными материалами дела, заинтересованности в исходе дела свидетеля судом не установлено, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно п. п. 1, 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Пункт 1 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Согласно п. 2 ч. 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Части 2 и 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы, как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из содержания приведенных положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению следует, что о принадлежности названных в ней лиц к семье собственника жилого помещения свидетельствует факт их совместного проживания.
В силу части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, бывшими членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны лица независимо от степени их родства с собственником при условии прекращения между ними семейных отношений.
Применительно к спорному жилищному правоотношению правовое значение имеет наличие семейных отношений между сторонами.
Судом установлено, что ответчики ранее являлись членами семьи собственника жилого дома Н., зарегистрированы в указанном жилом доме по месту жительства бывшим собственником, ответчики в доме не проживают, членами семьи настоящего собственника дома не являются, согласие собственника жилого помещения на пользование ответчиками спорным жилым помещением отсутствует, соглашение о сохранении за ответчиками права пользования спорным жилым помещением между истцом как собственником дома и ответчиками не заключено, доказательств обратного суду не представлено, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих о возможности сохранения за ответчиками права пользования спорным жилым помещением на определенный срок.
Суд считает, что с вступления истца в права наследования и регистрации прав собственности истца на указанное жилое помещение в Учреждении Росреестра по КО, право пользования ответчиков указанным жилым помещением было прекращено, истец приобрел право собственности на указанное жилое помещение, так как в силу ст.218 ч.2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 25.04.1995 года № 3-П по делу о проверке конституционности ч.ч. 1 и 2 ст. 54 ЖК РСФСР регистрация (прописка) или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, включая право на жилище.
По смыслу данного нормативного акта наличие у ответчиков регистрации в спорном жилом помещении само по себе не имеет определяющего правового значения для признания за ними права на жилое помещение.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства дела, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд, согласно ст.304 ГК РФ, считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению и полагает возможным защитить право собственности истца на спорное жилое помещение, признать ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, поскольку, как установлено судом ответчики членами семьи собственника жилого помещения не являются, соглашения об условиях проживания ответчиков в спорном жилом помещении между ответчиками и собственником дома не заключено.
Что касается требований истца о снятии ответчиков с регистрационного учета, суд считает данные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.31 «Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета; а также, в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства в случае признания его утратившим (прекратившим) право пользования жилым помещением является компетенцией органов регистрационного учета и не входит в компетенцию суда. Кроме того, ответчик Громов А.И. на регистрационном учете по адресу спорного жилого помещения на момент рассмотрения настоящего дела не состоит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░ ░. ░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░ ░. ░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░░ 2023░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-602/2023 ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.