Дело №
50RS0001-01-2023-002366-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2023 г. г. Балашиха Московской области
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кулаковой А.Л.,
при помощнике Гумашвили М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдулгашимова Руслана Курбановича к Министерству социального развития Московской области о признании решения незаконным, признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания,
УСТАНОВИЛ:
Истец Абдулгашимов Р.К. обратился в суд с иском к ответчику, указав, что он проходит военную службу в воинской части 98568 (территориальной) дислоцированной в городе Балашихе Московской области. За период прохождения воинской службы он принимал участие в боевых действия на территории Сирийской Арабской Республики, что подтверждается выданным ему удостоверением ветерана боевых действий, в связи с чем, имеет право на получение мер социальной поддержки как ветеран боевых действий. 05.07.2012 г. на основании части 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» он и члены его семьи были зарегистрированы по адресу войсковой части: ФИО5. 08 апреля 2021 года 77 АГ ФИО10 истцу и членам его семьи предоставлено служебное жилое помещение, расположено по адресу: ФИО11 30. С момента предоставления служебного жилого помещения, истец и его семья проживают по указанному адресу, ежемесячно оплачивают коммунальные услуги за указанное жилое помещение, на имя истца открыт лицевой счет. 21.08.2020 истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки как ветерану боевых действий, предусмотренных п. 54 ч. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Решением Министерства социального развития Московской области от 03.03.2021 истцу отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки. Истец просит суд признать незаконным отказ Министерства социального развития Московской области от 14.01.2021 в назначении компенсации расходов по оплате жилого помещения в размере 50 процентов, установленной ст. 16 п. 1 пп. 5 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»; признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренной п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» по месту проживания по адресу: ФИО12 30; обязать Министерство социального развития Московской области предоставить мне и членам моей семьи меру социальной поддержки, предусмотренную пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО13 30, с момента обращения 24.12.2021 в Министерство социального развития Московской области.
В судебное заседание истец Абдулгашимов Р.К. не явился, извещен, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области в судебное заседание не явился, направил письменные возражения, в которых просил в иске отказать.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1-4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14-19, 21 Федерального закона РФ «О ветеранах» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 10).
В соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона РФ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14-19, 21 закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Действовавшие в период возникновения спорных правоотношений (обращение с заявлением 15.03.2021) условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области,, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме определяются Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в М.О., утвержденным 19.12.2017 N 1082/46.
Данное постановление утратило силу.
Постановлением Правительства Московской области от 29 марта 2022 года № 299/12 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее - Порядок предоставления мер социальной поддержки).
Согласно п. 2 указанного выше Порядка предоставления мер социальной поддержки следует, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по их оплате по месту жительства получателя (далее - компенсация).
В соответствии с п. 20 указанного выше Порядка решение о назначении компенсации либо об отказе в ее назначении принимается в течение 7 рабочих дней со дня обращения за компенсацией. Компенсация назначается с месяца наступления права на ее назначение, но не более чем за два месяца до подачи Заявления.
Как следует из п. 21 указанного выше Порядка, основаниями для отказа в назначении компенсации являются: отсутствие у получателя права на получение компенсации; представление получателем неполных и (или) недостоверных сведений; представление заявления и документов с противоречивыми сведениями; противоречие представленных получателем документов сведениям, поступившим в порядке межведомственного взаимодействия; представление документов, не соответствующих по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации; подача заявления лицом, не имеющим полномочий представлять интересы получателя; получение компенсации получателем по такому же или другому основанию; отзыв заявления по инициативе получателя; некорректное заполнение обязательных полей в Заявлении; наличие у получателя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
Из материалов дела следует, что истец Абдулгашимов Р.К. по настоящее время проходит военную службу в воинской части 98568, имеет статус ветерана боевых действий, что подтверждается удостоверением серии ВВ №0139913, выданным Министерством обороны Российской Федерации.
Абдулгашимов Р.К. и члены его семьи, зарегистрированы по адресу: ФИО6.
07.12.2021 между Абдулгашимовым Р.К. и Министерством обороны Российской Федерации, действующего от имени собственника жилого помещения- Российской Федерации, в лице Мушенко Сергея Петровича - заместителя начальника филиала «Московский» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации Абраменковым В.В. был заключен договор найма служебного жилого помещения № 64-МО/4863-2021, согласно которому истцу и членам его семьи было представлено служебное жилое помещение расположенное по адресу: ФИО14 30.
Истец 28.08.2020, 22.09.2020, 16.02.2021,25.05.2021 обращался в управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации по оплате за жилое помещение по адресу: ФИО19
26.05.2021 истцу была назначена вышеуказанная мера.
23.12.2021 истец обратился в Министерство социального развития Московской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации по оплате за жилое помещение по адресу: ФИО15 30.
24.12.2021 решениями Министерства социального развития Московской области истцу отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки по причине несоответствия документов, необходимых для получения Государственной услуги по форме или содержанию требованиям законодательства РФ (адрес регистрации не совпадает с адресом фактического проживания).
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения (платы за содержание жилого помещения и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) ветеранов боевых действий является непосредственно действующим, распространяется как на ветерана боевых действий, так и на членов его семьи, совместно с ним проживающих, рассчитывается исходя из занимаемой общей площади жилых помещений. Необходимым условием реализации ветераном боевых действий указанного права является предоставление им соответствующего удостоверения, подтверждающего его статус. Иных требований к составу документов, необходимых для реализации права на получение мер социальной поддержки, и к периодичности их предоставления федеральное законодательство не содержит.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии у истца, как ветерана боевых действий, права на получение в Московской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
При рассмотрении дела судом установлено, что регистрация истца по адресу: ФИО7, обусловлена прохождением военной службы и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих, п.106 Административного регламента, и в силу ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, с учетом положений приведенного федерального законодательства, а, также принимая во внимание, что истец и члены его семьи фактически проживают по адресу: ФИО16 30, на основании заключенного в установленном законом порядке договора найма служебного жилого помещения № 64-МО/4863-2021 от 07.12.2021 истец и совместно проживающие с ним члены семьи не могут быть лишены предоставленного им положениями Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий и членам их семей только по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании ответчика предоставить истцу меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах» по месту его фактического жительства.
Судом также учитывается, что подобными мерами социальной поддержки по адресу: ФИО8 истец не пользуются, с заявлением о предоставлении компенсации истец обратился в 23.12.2021.2021, т.е. компенсация подлежит предоставлению ему с 01 декаюбря 2021 года, что подтверждено представленными в дело письменными доказательствами, и не опровергнуто ответчиком.
Иных возражений со стороны ответчика не поступило.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в указанной выше части ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании. Тем самым, ответчик не представил суду доказательств, в соответствии с которыми рассматриваемый иск не подлежал бы удовлетворению.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами истца в части признании незаконным отказа Министерства социального развития Московской области от 24.12.2021 № 547225.
Согласно п. 5 Порядка для назначения компенсации необходимы следующие документы и сведения: заявление получателя на имя руководителя территориального подразделения Министерства о выплате компенсации с указанием способа ее получения по форме, утвержденной Министерством социального развития Московской области; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность получателя в соответствии с законодательством Российской Федерации; документ, подтверждающий место жительства получателя в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность; удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие право на получение компенсации, за исключением лиц, которым установлена инвалидность; копия финансового лицевого счета или иной документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства получателя; документ, подтверждающий право собственности получателя на жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства; согласие субъектов персональных данных, указанных в заявлении, на обработку персональных данных (далее - согласие на обработку персональных данных); сведения о наличии (отсутствии) подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.
Ответчик, являясь исполнительным органом государственной власти, действовал в рамках своей компетенции, в соответствии с Порядком назначения за занимаемую общую площадь жилого помещения.
Из копии паспорта истца следует, что он зарегистрирован по месту жительства по адресу: ФИО9.
При таких обстоятельствах, Управление социальной защиты населения г. Балашиха не имело возможности сделать вывод о том, что истец постоянно проживает по иному адресу, нежели указанному в паспортных данных. Кроме того, орган социальной защиты в соответствии с требованиями Порядка предоставления компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017 N 1082/46, не вправе требовать от заявителя иных документов, кроме тех, которые предусмотрены п. 5 данного Порядка (п. 12). Ответчик, являясь исполнительным органом государственной власти, действовал в рамках своей компетенции, в соответствии с указанным Порядком предоставления компенсации по оплате жилого помещения, и ему не предоставлено право оценки каких-либо дополнительных документов, из которых бы по совокупности следовал вывод о том, что гражданин не проживает по адресу постоянной регистрации, а проживает по иному адресу.
На основании изложенного, требования Абдулгашимова Р.К. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа начальника Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха Министерства социального развития Московской области, удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Абдулгашимова Руслана Курбановича удовлетворить частично.
Признать за Абдулгашимовым Русланом Курбановичем право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с положениями подп.5 п.1 ст.16 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» по месту фактического проживания по адресу: ФИО17 30.
Обязать Министерство социального развития населения Московской области предоставить Абдулгашимову Руслану Курбановичу в соответствии с положениями подп.5 п.1 ст.16 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки по адресу: ФИО18 30, с 01 декабря 2021 года.
В удовлетворении исковых требований Абдулгашимова Руслана Курбановича к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа Министерства социального развития Московской области от 24.12.2021 № 547225 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Л. Кулакова
Решение в окончательной форме принято 26 июня 2023 года.
Судья А.Л. Кулакова