Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-13128/2023 от 19.10.2023

Судья: Подусовская В.В.             Гр. дело № 33-13128/2023

№ 2-2278/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 ноября 2023 года     г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе:

председательствующего Туляковой О.А.,

судей Топтуновой Е.В., Куршевой Н.Г.

при секретаре Бережном Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Дорогойченковой Т.М. на решение Красноглинского районного суда г. Самара от 12 сентября 2023 г., которым постановлено:

«Исковые требования Дорогойченковой Т.М. к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» о возложении обязанности произвести перерасчет задолженности по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами – оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Топтуновой Е.В.,
судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Дорогойченкова Т.М. обратилась в суд с иском к ООО «ЭкоСтройРесурс», в котором просила:

- обязать ООО «ЭкоСтройРесурс» внести в квитанцию, выставляемую для оплаты услуг по обращению с ТКО задолженность в размере 14094,10 рубля, образовавшуюся по состоянию на 01.07.2023;

- аннулировать задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО в размере 37947,40 рублей, образовавшуюся за период с 01.01.2019 по 30.06.2023.

В обоснование исковых требований указано, что она является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадь данного жилого помещения составляет 146 кв.м, и исходя из данной площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН, ответчик производит начисление платы за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Истец не согласен с размером выставляемой к оплате платы за усулгу по обращению с ТКО, поскольку в площадь жилого дома включена площадь подвала, который фактически является нежилым подсобным помещением, и его площадь не должна быть учтена при расчете платы за услугу по обращению с ТКО. Ответчик отказывается произвести перерасчет выставленной к оплате задолженности.

По результатам рассмотрения дела судом постановлено решение, резолютивная часть которого представлена выше.

Не согласившись с принятым судебным актом, Дорогойченкова Т.М. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

При этом указала, что судом первой инстанции при вынесении решения нарушены нормы материального права, а также не приняты во внимание доводы истца.

В заседании судебной коллегии Дорогойченкова Т.М. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить. Настаивала на том, что площадь принадлежащего ей жилого дома, принимаемую для расчета платы за обращение с ТКО следует уменьшить на площадь подвала, поскольку проживать в нем невозможно, весной его затапливает.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

Судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со статьей 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (пункт 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, собственник жилого дома, обязанный его содержать, обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В силу пункта 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

При этом офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (пункт 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (пункт 1 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее также Правила обращения с твердыми коммунальными отходами) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами на основании договоров, заключенных с потребителями.

Из содержания пункта 8(17) раздела I(1) указанных Правил следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Порядок оказания и оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируется разделом XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

В пункте 148(34) Правил от 6 мая 2011 г. №354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148(36) Правил от 6 мая 2011 г. № 354).

Аналогичное положение содержится в пункте 56(2) указанных Правил, в силу которых при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Содержание приведенных положений, рассматриваемое в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, вполне определенно предполагает, что непроживание собственника жилого помещения в этом помещении (в том числе по причине регистрации и постоянного проживания в ином жилом помещении) - при отсутствии иных постоянно или временно проживающих в этом помещении граждан - не освобождает его, по общему правилу, от обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества собственников такого помещения.

Пункты 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов - как сами по себе, так и в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации - предусматривают такое правовое регулирование, которое практически основано на презумпции постоянного использования этих помещений их собственниками, призванной, в свою очередь, восполнить возможное отсутствие или сложность получения сведений о постоянно и временно проживающих в жилых помещениях гражданах (в том числе по причине отсутствия у них регистрации в указанных помещениях).

Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов определены в приложении №2 к Правилам от 6 мая 2011 г. №354 и применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Согласно Правилам расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9(1) приложения №2 к данным Правилам (абзац пятнадцатый пункта 2, абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из материалов дела следует, что 01.11.2018 в целях организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО «ЭкоСтройРесурс» заключено Соглашение «Об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области».

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области №846 от 18.12.2018 первоначально установлен единый предельный тариф на услугу регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» по обращению с ТКО для населения: в размере 598,16 руб. на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 и в размере 619,32 руб. на период с 01.07.2019 по 31.12.2019.

Впоследствии приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области №95 от 28.03.2019 указанный тариф для населения на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 был изменен и составил 598,16 руб.

Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области №781 от 19.12.2019 на период 2020 года оказания населению услуг регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» утвержден тариф в размере 598,16 руб.

Норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв. м общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов (0,091 куб. метров в год) утвержден Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области №1023 от 29.12.2018, принятым в рамках полномочий органа государственной власти Самарской области, предусмотренных п. 4(1) Постановления Правительства РФ №857 от 27.08.2012.

Приказ № 1023 от 29.12.2018 также опубликован на официальном портале (сайте) Правительства Самарской области в сети Интернет (www.pravo.samregion.ru), а также в официальном печатном издании Правительства Самарской области – «Волжская коммуна»(« 2 (30585) и распространяется на правоотношения, возникшие после 01.01.2019.

Согласно выписке из ЕГРН истец Дорогойченкова Т.М. является собственником 1/2 доли на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>; общая площадь объекта недвижимости составляет 146 кв. м.

Право собственности на указанный объект недвижимости не прекращено. Объект недвижимости с регистрационного учета не снят. В особых отметках также не содержится сведений, подтверждающий иной статус данного жилого дома.

С 01.01.2019 истец приступил к оказанию услуги по обращению с ТКО: принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение.

При обращении в суд истец указала, что не согласна с расчетом платы за услугу по обращению с ТКО, который применяет ООО «ЭкоСтройРесурс», и полагает необходимым изменить расчет путем исключения из площади жилого дома, сведения о которой содержатся в ЕГРН, площадь подвала, которая составляет 74 кв.м.

В соответствии с предоставленными ППК «Роскадастр» сведениями, согласно данных архивного фонда, находящегося на хранении в Самарском областном отделении Средне-Волжского филиала ППК «Роскадастр», жилой дом по адресу: <адрес> по состоянию на 26.01.2006 имеет следующие технические характеристики: общая площадь – 146 кв.м, жилая площадь – 56,6 кв.м, площадь подвала – 74,0 кв.м.

В соответствии с полученной по запросу суда выпиской из ЕГРН в отношении жилого дома с кадастровым номером 63:01:0340002:964, расположенного по адресу: <адрес>, площадь данного здания составляет 146 кв.м.

Именно данная площадь - 146 кв.м используется ООО «ЭкоСтройРесурс», при начислении платы за услугу по обращению с ТКО, которая производится в соответствии с формулой 9(1) приложения №2 к Правилам расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, (абзац пятнадцатый пункта 2, абзац первый пункта 148(30)), где расчетной единицей указана общая площадь жилых помещений.

Обращаясь в суд с иском, истец указывает на право перерасчета размера платы за услугу по обращению с ТКО в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением правительства № 354 от 06.05.2011.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался приведенными выше положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 №641»,Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, учитывая, что ООО «ЭкоСтройРесурс» при начислении платы за услугу по обращению с ТКО, которая производится в соответствии с формулой 9(1) приложения №2 к Правилам расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, (абзац пятнадцатый пункта 2, абзац первый пункта 148(30)), где расчетной единицей указана площадь жилых помещений, использует сведения о площади жилого дома с кадастровым номером 63:01:0340002:964, которые содержатся в ЕГРН, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Дорогойченковой Т.М. об обязании ответчика произвести перерасчет начисленной платы за услугу по обращению с ТКО, путем исключения из площади жилого дома площади подвала, а также об аннулировании сведений о размере задолженности в размере, соответствующем перерасчету платы.

Судебная коллегия с указанными выводами соглашается.

Доводы апелляционной жалобы о том, что из расчет стоимости оплаты за обращение с ТКО необходимо исключить 25 кв.м. от общей площади дома, в связи с тем, что указанная площадь засыпана землей не могут являться основанием для отмены правильного решения, поскольку в обоснование указанных доводам доказательств не представлено, согласно выписки из ЕГРН в отношении жилого дома с кадастровым номером 63:01:0340002:964, расположенного по адресу: <адрес>, площадь данного здания составляет 146 кв.м., иных документов о площади указанного дома в материалы дела стороной истца не представлено.

При изложенных выше обстоятельствах, начисления за спорный период произведены региональным оператором правомерно.

Поскольку судом не было установлено нарушений прав истца со стороны ответчика, исковые требований о компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов обосновано оставлены без удовлетворения.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с истца постановленным решением по основаниям, которые являлись предметом судебного рассмотрения суда первой инстанции. Эти доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную субъективную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда первой инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красноглинского районного суда г. Самара от 12 сентября 2023 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Дорогойченковой Т.М. - оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-13128/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дорогойченкова Т.М.
Ответчики
ООО ЭкоСтройРесурс
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
19.10.2023[Гр.] Передача дела судье
16.11.2023[Гр.] Судебное заседание
28.11.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2023[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее