Дело № 12-43/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
об административном правонарушении
п. Медведево 04 февраля 2021 года
Судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл Чикризова Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Марий Эл» Редькина С.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл № 08-15-07/2020-32 от 01 декабря 2020 года, которым
начальник Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Марий Эл» ФИО6, <...> года года рождения, уроженец ... ..., зарегистрированный и проживающий по адресу: ... Эл, ...,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителяУправления Федерального казначейства по Республике Марий Эл № 08-15-07/2020-32 от 01 декабря 2020 года начальник Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Марий Эл» (далее ФКУ ИК-4 УФСИН России по РМЭ) Редькина С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Редькина С.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что на основании закона, действовавшего на момент совершения административного правонарушения, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный специальной нормой ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ, составляет один год и истек 05 декабря 2019 года, тогда как постановление вынесено 01 декабря 2020 г. Также просит применить ст. 2.9 КоАП РФ и признать административное правонарушение малозначительным.
В судебном заседании защитник Редькина С.В. по доверенности Мимеева Е.С. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл Боев О.Л. в судебном заседании разрешение жалобы оставил на усмотрение суда, указал, что вопрос о сроке давности привлечения к административной ответственности должностного лица учреждения по ст. 15.14 КоАП РФ является спорным. В данном случае административный орган пришел к выводу о том, что срок давности составляет 2 года, так как административное наказание в виде дисквалификации не применялось.
Изучив доводы жалобы, материалы административного дела, судья приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность по ст.15.14 КоАП РФ наступает за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Согласно ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Статья 38 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Из материалов дела следует, что по 5 расходным расписаниям от 10.01.2017 г. № 00133230/005 на сумму 300000 руб., от 26.03.2018 г. № 00133230/032 на сумму 300000 руб., от 02.04.2018 г. № 00133230/038 на сумму 15000000 руб., от 14.09.2018 г. № 133230/092 на сумму 384000 руб., от 18.10.2018 г. № 00133230/106 на сумму «минус» 50000 руб. распорядителем Управлением Федеральной службы исполнений наказания по Республике Марий Эл доведены лимиты бюджетных обязательств на общую сумму 15934000 руб. ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл по КБК 320 0305 4230890049 243 на проведение капитального ремонта объектов недвижимого имущества.
ФКУ ИК-3 УФСИН России в 2018 г. исполнены бюджетные обязательства в размере 100% от доведенных лимитов бюджетных назначений, т.е. в сумме 15934000 руб. Их них по объекту капитальный ремонт административного здания товарного цеха с целью создания изолированного участка, функционирующего как исправительный центр (далее УФИЦ) на сумму 14900001 руб.
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл заключен государственный контракт от 31.05.2018 г. № 40 с ФГУП СМУ-13 ФСИН России на выполнение работ по капитальному ремонту помещений административного здания товарного цеха с целью создания УФИЦ. На сумму 12983000 руб. Согласно соглашению о расторжении контракта от 10.12.2018 г. № 1 контракт исполнен на сумму 5433717 руб.
Средства федерального бюджета в сумме 5433717 руб. по КБК 320 0305 4230890043 243 перечислены на расчетный счет ФГУП СМУ-13 ФСИН России, в том числе по заявке на кассовый расход от 05.12.2018 г. № 2789 в сумме 1538817 руб.
В ходе проведения проверки результатов выполненных работ, отраженных в акте приемки выполненных работ ф. № КС-2 от 27.11.2018 г. № 1, в том числе на сумму 1538817 руб. по контракту от 31.05.2018 г., произведения контрольных замеров и осмотра установлено, что по состоянию на 27.02.2020 г. по вышеуказанному объекту произведено изменение параметров здания, возведено два кирпичных пристроя общей площадью 10,56 кв.м., а также изменено функциональное назначение административного здания товарного цеха на изолированный участок, функционирующий как исправительный центр. В здании имеется 15 жилых комнат для осужденных, 4 комнаты для сотрудников, комната проведения воспитательной работы, прачечная с подсобными помещениями, комната для приготовления пищи, отдельная комната для приема пищи, на каждом этаже здания расположены общие туалеты и душевые. В здании проложены новые сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, вентиляции. Здание полностью электрофицировано.
На основании положений п. 14, п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)), утверждённого приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое ССР от 23.11.1988 г. № 312, Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утверждённого постановлением Госстроя ССР от 29.12.1973 г. № 279, административный орган пришел к выводу, что при выполнении работ по капитальному ремонту помещений административного здания товарного цеха ФКУ ИК-3 УФСИН России по РМЭ фактически выполнена реконструкция указанного здания.
Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (далее - Указания), действующие на момент подписания заявки на кассовый расход.
Согласно разделу 5.2 Указаний в 2018 году по виду расходов 413 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа» отражаются расходы федерального бюджета по государственным контрактам на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства федеральной собственности, на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимися объектами работ, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства (реставрации), заключаемым в рамках государственного оборонного заказа.
По бюджетному учету ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл расходы по КБК 320 0305 4230890049 243 по созданию УФИЦ в ноябре 2018 года в полном объеме отнесены как капитальный ремонт административного здания на счет 401.20 «Расходы текущего финансового года», что следует из карточки счета 302.25 за 2018 г.
Заявка на кассовый расход от 05 декабря 2018 года № 00002789 подписана начальником ФКУ ИК-3 УФСИН России по РМЭ Редькиным С.В., который осуществляет непосредственное управление учреждением, осуществляет общее руководство деятельностью учреждения, несет персональную ответственность за ее результаты, несет ответственность за целевое использование выделенных бюджетных средств.
Указанные обстоятельства выявлены в ходе плановой выездной проверки предоставления и использования средств федерального бюджета в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Марий Эл за 2018-2019 г., в ходе которой должностным лицом Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эд установлен факт нецелевого использования средств федерального бюджета в декабре 2018 года по коду бюджетной классификации 320 0305 4230890049 243 в сумме 1538817 руб., что послужило основанием для вынесения постановления № 08-15-07/2020-32 от 01 декабря 2020 года о привлечении Редькина С.В. к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п. 6 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению по истечению сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ составляет два года.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения), установлен срок привлечения к ответственности за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации – один год.
Федеральным законом от 26.07.2019 N 220-ФЗ "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" часть 3 указанной статьи изложена в следующей редакции «если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, - со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения."
Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Часть 3 ст. 4.5 КоАП РФ в редакции от 26.07.2019 г. вступила в силу после совершения вменяемого Редькину С.В. административного правонарушения (правонарушение было совершено 05 декабря 2018 г.).
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Согласно части 3 статьи 1.7 КоАП РФ производство по делу осуществляется на основании закона, действующего во время производства по делу. Однако давность привлечения к ответственности не относится к нормам о производстве по делу.
Таким образом, поскольку часть 3 статьи 4.5 КоАП РФ установила иной порядок исчисления срока давности привлечения к административной ответственности, увеличив такой срок и ухудшив таким образом положение лица, привлекаемого к административной ответственности, то ее положения не могут быть применены к правоотношениям, возникшим до ее вступления в законную силу.
Системный анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, в данном случае в соответствии со специальной нормой, содержащейся в ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ (действовавшей на момент совершения административного правонарушения), составляет один год.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Редькина С.В. настоящего дела об административном правонарушении, имели место 05 декабря 2018 года. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение должен исчисляться в соответствии с положениями части 3 статьи 4.5 КоАП РФ в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 26.07.2019 N 220-ФЗ, то есть в настоящем деле годичный срок давности истек 05 декабря 2019 г., тогда как постановление вынесено 01 декабря 2020 г., т.е. за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, неправильное применение положений статьи 4.5 КоАП РФ административным органом привело к необоснованному вынесению постановления о привлечении Редькина С.В. у административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, обсуждаться не может.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл № 08-15-07/2020-32 от 01 декабря 2020 годао признании Редькина С.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению по основаниям п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл № 08-15-07/2020-32 от 01 декабря 2020 годао признании Редькина С.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.Б. Чикризова