УИД 48RS0001-01-2023-006563-27
Дело №2-523/2024
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2024 года г.Липецк
Советский районный суд г.Липецка в составе:
председательствующего судьи Устиновой Т.В.
при секретаре Мещеряковой В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Областного Бюджетного Учреждения «Центр социальной защиты населения Липецкой области» к Некрасовой Екатерине Александровне о взыскании задолженности, возникшей в результате одностороннего расторжения социального контракта,
У С Т А Н О В И Л:
ОБУ «Центр социальной защиты населения Липецкой области» обратилось в суд с иском к Некрасовой Е.А. о взыскании социальной выплаты в сумме 270 000 руб., сославшись на то, что на основании социального контракта ответчику предоставлено единовременное пособие в размере 270 000 руб. на ведение предпринимательской деятельности по организации маникюрного салона, пресстерапии. По условиям контракта ответчик обязана выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, встать на учет в установленном законодательством порядке для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, приобрести в соответствии с условиями контракта основные средства, необходимые для осуществления деятельности и представить в учреждение социальной защиты населения подтверждающие документы, представлять по запросу учреждения социальной защиты населения сведения об осуществлении деятельности в течении 3 лет со дня окончания срока действия контракта. Однако после получения денежных средств ответчик указанных обязанностей не выполнил, следовательно, обязан произвести возврат денежных средств.
Представитель истца по доверенности Пузаков А.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на требования, изложенные в иске. Не возражал против вынесения по делу заочного решения.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Дело рассмотрено в заочном порядке.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ"О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь оказывается в целях:
поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
адресного использования бюджетных средств;
усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
снижения уровня социального неравенства;
повышения доходов населения.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий (пункт 1 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ"О государственной социальной помощи").
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ"О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
В соответствии со ст. 4.1 Закона Липецкой области от 29 марта 2005 г. N 179-ОЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется семьям и одиноко проживающим гражданам, являющимся гражданами Российской Федерации и проживающим на территории области, имеющим среднедушевой доход, размер которого по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленной Правительством области для соответствующих социально-демографических групп населения, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Порядок учета доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для предоставления им государственной социальной помощи определяется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Финансирование затрат, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта, осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и областного бюджета.
Согласно пп.2 ст. 4 Закона Липецкой области от 29 марта 2005 г. N 179-ОЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности предоставляется при одновременном соблюдении следующих условий:
а) неполучения заявителем выплат на организацию собственного дела в рамках реализации государственных программ в течение 2 лет, предшествующих году обращения за социальным контрактом;
б) отсутствия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя заявителя в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за социальным контрактом.
Пунктом 6 ст. 4.3. Закона Липецкой области от 29 марта 2005 г. N 179-ОЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что Социальный контракт досрочно расторгается в одностороннем порядке по следующим основаниям:
1) в связи с выездом получателя (семьи) на новое место жительства за пределы территории Липецкой области;
2) в случае смерти получателя;
3) в случае предоставления недостоверной информации в ходе исполнения социального контракта получателем;
4) в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не указанным в части 7 настоящей статьи.
В случае досрочного расторжения социального контракта, с месяца, следующего за месяцем расторжения социального контракта, учреждение социальной защиты населения прекращает предоставление денежных выплат и (или) возмещение расходов.
Согласно пункту 8 ст. 4.3 Закона Липецкой области от 29 марта 2005 г. N 179-ОЗ "О государственной социальной помощи" учреждение социальной защиты населения по месту жительства осуществляет ежемесячный контроль за выполнением заявителем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта в порядке, установленном нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти области в сфере социальной защиты населения.
Полученная государственная социальная помощь на основании социального контракта должна быть использована получателем на выполнение мероприятий программы социальной адаптации и в сроки, предусмотренные программой социальной адаптации.
В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) заявителем мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными, с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства, учреждение социальной защиты населения по месту жительства прекращает предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также досрочно расторгает с таким заявителем социальный контракт.
В случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности по собственной инициативе в период действия социального контракта, а также в случае выявления органом социальной защиты населения по месту жительства факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, выплаченная сумма подлежит возврату получателем в добровольном порядке путем перечисления денежных средств на единый счет областного бюджета в срок не позднее 30 календарных дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности, а также со дня установления факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В случае отказа получателя от добровольного возврата указанных средств учреждение социальной защиты населения по месту жительства обеспечивает их взыскание в судебном порядке.
Установлено, что 1 ноября 2022 года между учреждением социальной защиты и Некрасовой Е.А. заключен социальный контракт на оказание социальной помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
В соответствии с программой социальной адаптации Некрасовой Е.А. выплачено единовременное социальное пособие в сумме 270 000 руб.
По условиям социального контракта Некрасова Е.А. обязана была выполнить программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации;
встать на учет в установленном законодательством порядке для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности,
приобрести в соответствии с условиями контракта основные средства, необходимые для осуществления деятельности и представить в учреждение социальной защиты населения подтверждающие документы,
представлять по запросу учреждения социальной защиты населения сведения об осуществлении деятельности в течении 3 лет со дня окончания срока действия контракта.
Ответчик является налогоплательщиком. Согласно программы социальной адаптации и бизнес концепции на открытие собственного дела: «Маникюрный салон, прессотерапия» ответчик не предоставил отчет по целевому использованию денежных средств социального контракта, должен ежемесячно предоставлять отчет о полученном доходе от деятельности и осуществлять деятельность в г. Липецке. Также не сообщил об уважительных причинах невыполнения программы социальной адаптации.
16 мая 2023 г. были направлены уведомления о необходимости предоставления отчета по целевому использованию денежных средств.
30 июня 2023 года организован выезд на место предполагаемого осуществления предпринимательской деятельности (<адрес>) для проверки ведения деятельности. По указанному адресу деятельность не ведется, организации по предоставлению услуг маникюрного салона и прессотерапии не находится.
Из материалов дела следует, что 19 июля 2023г. социальный контракт с ответчиком был расторгнут в одностороннем порядке на основании приказа от 19 июля 2023 года №1585 во исполнение закона Липецкой области от 29.03.2009 №179-03 «О государственной социальной помощи» в связи с неисполнением мероприятий программы социальной адаптации.
Уведомление №3991-291-02 о досрочном расторжении социального контракта и необходимости возврата денежных средств до 21.08.2023г. направлено в адрес ответчика, однако оставлено без исполнения.
Таким образом, до настоящего времени ответчик не сообщил о причинах невыполнения программы социальной адаптации и не предоставил документы, подтверждающие целевое использование выделенных денежных средств.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Установлено, что при обращении в суд с иском истцом оплачена государственная пошлина в сумме 5900 руб.
В связи с тем, что заявленные истцом требования удовлетворены судом, понесенные по делу судебные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ОБУ «Центр социальной защиты населения Липецкой области» (ИНН 4825096854) к Некрасовой Екатерине Александровне, ДД.ММ.ГГГГ (ИНН №) о взыскании социальной выплаты удовлетворить.
Взыскать с Некрасовой Екатерины Александровны, ДД.ММ.ГГГГ (ИНН №) в пользу областного бюджетного учреждения «Центр социальной защиты населения Липецкой области» социальную выплату в сумме 270 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5 900 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Т.В. Устинова
Мотивированное решение изготовлено 6 февраля 2024 года.