76RS0011-01-2019-001478-20
Решение в окончательной форме вынесено 02.03.2020г.
Дело № 2-67/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18.02.2020 г. г. Углич
Угличский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Долгощиновой О.В.,
при секретаре Тихоновой Е.В.,
с участием помощника Угличского межрайонного прокурора Шурыгиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного казённого учреждения «4-й отряд федеральной противопожарной службы по Ярославской области» к Рощину Сергею Александровичу о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением и выселении, взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
у с т а н о в и л:
Федеральное государственное казённое учреждение «4 отряд федеральной противопожарной службы по Ярославской области» обратилось в Угличский районный суд с исковым заявлением к Рощину С.А. о признании его утратившим право пользования служебным жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, выселении и взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за период с декабря 2017г. по октябрь 2019г. в размере 36 869, 48 руб., пеней за период с декабря 2017г. по июнь 2019г. в размере 5 421, 83 руб., возврате оплаченной при подаче иска госпошлины в сумме 7 364 руб.
В иске указано, что данное жилое помещение было предоставлено Рощину С.А. в связи с прохождением ответчиком внутренней службы в 2001г., для временного проживания. В соответствии с приказом №151-НС от 07.12.2016г. Рощин С.А. с 08.12.2016г. уволен со службы по основаниям п.2 ч.1 ст.83 ФЗ «О службе в ФПС ГПС» ( по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в ФПС). На учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения или на получение субсидии для строительства или приобретения жилого помещения в МЧС России ответчик не состоит. При увольнении со службы предоставленное ему служебное жилое помещение ответчик в добровольном порядке не освободил, регистрации в нем не имеет. Спорное жилое помещение находится в оперативном управлении истца, в связи с чем им и заявлены требования о признании ответчика утратившим право пользования данным жилым помещением и выселении по основаниям ст.93 ЖК РФ. Кроме того, за период проживания, у ответчика образовалась задолженность по оплате за коммунальные услуги в размере 36869, 48 руб., которую истец просил взыскать с ответчика в соответствии со ст.ст.678, 682 ГК РФ, ст.67 ЖК РФ, а также пени в размере 5 421,83 руб. в соответствии со ст.155 п.14 ЖК РФ и возврат госпошлины- 7 364 руб.
В ходе рассмотрения дела, определением Угличского райсуда от 27.01.2020г. произведена замена стороны истца- ФГКУ «4 отряд ФПС по Ярославской области» на его правопреемника- ГУ МЧС России по Ярославской области.
В судебное заседание представитель истца не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Указал, что согласно Акта от 06.01.2020г. ответчик Рощин С.А. добровольно освободил занимаемое служебное жилое помещение, передал ключи от него представителю истца, его имущества в квартире нет. Задолженность по оплате коммунальных услуг до настоящего времени не погашена, в связи с чем заявленные исковые в указанной части истец поддерживает в полном объеме.
Ответчик Рощин С.А. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с отдаленностью места работы. По телефону сообщил, что служебное жилое помещение освободил добровольно 06.01.2020г., передал ключи представителям истца.
Также не оспаривал наличие задолженности по оплате коммунальных услуг в вышеуказанном размере и свою обязанность по её погашению.
Заслушав прокурора, полагавшего исковые требования в части выселения Рощина С.В. из спорного жилого помещения не подлежащими удовлетворению, в связи с отсутствием спора в указанной части, ввиду освобождением жилья ответчиком добровольно, отсутствием у него регистрации в нем, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
Служебное жилое помещение, являясь одним из видов помещений категории специализированного жилого фонда, имеет сугубо целевое назначение, содержание которого раскрыто в ст. 93 ЖК РФ, в соответствии с которой служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность исключения служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда на основании соответствующего решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Поэтому данные помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем и могут передаваться только по договорам найма, предусмотренным ЖК РФ (п. 3 ст. 92, п. 1 ст. 99 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 101 ЖК РСФСР, действовавшей на момент предоставления спорной квартиры, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу статьи 105 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
Учитывая целевое назначение служебных жилых помещений как непосредственно связанное с выполнением гражданами трудовых или служебных обязанностей, федеральный законодатель предоставил федеральным органам исполнительной власти возможность формировать специализированный жилищный фонд, в составе которого служебные жилые помещения подлежат распределению среди сотрудников этих органов, признанных в установленном порядке нуждающимися в их предоставлении.
Решением исполкома Угличского городского Совета народных депутатов № 175 от 13.05.1977г. жилая площадь пожарного депо признана ведомственно-служебной, предназначенной для общежития. Решением исполкома Угличского городского Совета народных депутатов от 05.04.1989 г. № 198 квартиры с номерами с 1 по 6 в доме № 36а по Рыбинскому шоссе признаны служебными для проживания работников пожарной охраны, а комнаты с 1 по 20 – общежитием для проживания одиноких мужчин, сотрудников пожарной охраны.
В соответствии с распоряжением руководителя ТУ Министерства имущественных отношений РФ по Ярославской области № 64 от 24.02.2005 г. "О закреплении федерального имущества" здание пожарного депо, расположенное по адресу: Ярославская обл., г. Углич, Рыбинское ш., 36а, является федеральной собственностью и было закреплено за 4-м отрядом ФПС по ЯО, правопреемником которого является истец, на праве оперативного управления.
В соответствии с ч. 2 ст. 101 ЖК РФ наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения.
Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.
В силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Таким образом, утрата нанимателем и членами его семьи права пользования жилым помещением и возможность их выселения из жилого помещения является следствием расторжения или прекращения договора найма служебного жилого помещения.
На основании ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
Приведенные обстоятельства в совокупности позволяют суду прийти к выводу о том, что на момент предоставления спорного служебного жилого помещения Рощину С.А. оно находилось в федеральной собственности, продолжает там находиться и сейчас. Факт пребывания этого жилого помещения в федеральной собственности, принадлежность на праве оперативного управления истцу, исключают возможность отнесения этого жилого помещения к жилищному фонду социального использования и предоставления этого жилого помещения ответчику местной администрацией на условиях договора социального найма. Таким образом, спорная квартира является служебной и в качестве таковой была предоставлена ответчику в 2001г. Доказательств перевода или исключения спорной квартиры из специализированного жилищного фонда в жилищный фонд социального использования в материалах дела не имеется.
Право пользования Рощиным С.В. спорным служебным помещением сохранялось до тех пор, пока он находился с истцом в трудовых правоотношениях. С 2016г. трудовые отношения между сторонами прекращены, что влечет утрату ответчиком права пользования спорным служебным помещением.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 42). Судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР (п. 43).
Согласно сведениям, предоставленным Администрацией городского поселения Углич от 27.11.2019г. Рощин С.А. на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма, не состоит. Не состоял он на таком учете и у работодателя. С учетом данных обстоятельств, требования истца о признании Рощина С.А. утратившим право пользования служебным помещением являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В связи с добровольным освобождением ответчиком спорного жилого помещения, что подтверждено документально и не оспаривается истцом, требования о выселении ответчика удовлетворению не подлежат.
Требования о взыскании с ответчика задолженности по оплате коммунальных услуг основаны на положениях ст.ст. 678,682 ГК РФ, ст.ст.67, п.14 ст.155 ЖК РФ, подтверждены документально представленными истцом в материалы дела договорами на предоставление конкретных видов коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями. Расчет задолженности представлен истцом, не оспорен ответчиком, который в указанной части заявленные требования признал. В Акте приема-передачи служебного жилого помещения от 06.01.2020г. Рощин С.А. указал, что задолженность в общей сумме 42 570,85 руб. признает, обязуется оплатить в течение 6 месяцев.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц ООО «Хартия», ООО «Ростелеком», ООО «Угличский сыродельно-молочный завод», ПАО «ТНС энерго Ярославль» ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, возражений по иску не имеют, представили документы, подтверждающие факт заключения договоров с истцом на оказание коммунальных услуг, факт оплаты истцом данных услуг в полном объеме. С учетом изложенного, требования о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по оплате коммунальных услуг в общей сумме 36 869, 48 руб., пеней в сумме 5 421,83 руб. подлежат удовлетворению. Также, в силу ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию возврат госпошлины, оплаченной истцом при обращении с иском в суд в сумме 7 364 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 36 869, 48 ░░░., ░░░░- 5 421,83 ░░░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░- 7 364 ░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░