Дело 46RS0024-01-2023-000135-03
№2-101/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июля 2023 г. п. Тим
Тимский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Плотниковой С.В.,
при секретаре Арцыбашевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тимского района Курской области в защиту неопределенного круга лиц к МКОУ «Волобуевская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности провести мероприятия по специальной оценке условий труда, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тимского района Курской области обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к МКОУ «Волобуевская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности провести мероприятия по специальной оценке условий труда в отношении 59 рабочих мест в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения трудового законодательства в части охраны труда и производственного травматизма, в ходе которой установлено, что работодателем для лиц, осуществляющих трудовую деятельность в образовательном учреждении в нарушение положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», ст. 212 ТК РФ не выполнены мероприятия, направленные на специальную оценку условий труда, которая проводилась 15.03.2018. Несоблюдение требований трудового законодательства в области охраны труда в условиях производства создает угрозу повышенного производственного травматизма, что непосредственно затрагивает права и законные интересы работников данного учреждения.
Представитель истца прокурор района Сенчук И.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МКОУ «Волобуевская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил и не ходатайствовал об отложении судебного заседания.
Представитель третьего лица администрации Тимского района Курской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил и не ходатайствовал об отложении судебного заседания.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 и ст. 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. (ст. 37 Конституции РФ)
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.
Работник имеет право в том числе на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (ст. 21 ТК РФ)
Указанным правам работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (ст.ст.22, 214 ТК РФ)
Так, в силу ст. 214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Работодатель обязан обеспечить: соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. (ч.ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункты 1 - 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ предусмотрено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению, утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. №33н.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ. Заключение же гражданско-правового договора от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда по общему правилу осуществляется с соблюдением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Судом установлено и следует из материалов деда, что прокуратурой Тимского района Курской области проведена проверка исполнения трудового законодательства в части охраны труда и производственного травматизма в образовательных организациях, в ходе которой установлено, что в штатном расписании МКОУ «Волобуевская СОШ» предусмотрено 59 рабочих места, однако мероприятия по специальной оценке условий труда на рабочих местах не проведены. Специальная оценка условий труда проводилась 15.03.2018.
Согласно сообщению №206 от 14.04.2023 начальника Управления образования администрации Тимского района Курской области денежные средства на проведение специальной оценки условий труда в 2023 году в соответствии с заявками руководителей образовательных организаций выделены.
Между тем, до настоящего времени мероприятия по организации проведения специальной оценки труда работодателем не выполнены, что создает угрозу повышенного производственного травматизма и непосредственно затрагивает права и законные интересы работников данного учреждения.
Вышеуказанные обстоятельства ответчиком не оспорены.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора Тимского района Курской области обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Тимского района Курской области в защиту неопределенного круга лиц к МКОУ «Волобуевская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности провести мероприятия по специальной оценке условий труда, удовлетворить.
Возложить на МКОУ «Волобуевская средняя общеобразовательная школа» обязанность по организации мероприятия по специальной оценке условий труда в отношении 59 рабочих мест в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Тимский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 24.07.2023.
Председательствующий судья: