Дело №2-479/23
УИД 50RS0022-01-2023-000347-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 апреля 2023 года г.Лобня
Московской области
Лобненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Озеровой Е.Ю.,
при секретаре Доброй С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцевой Л.П. к Администрации г. Лобня, Управлению Росреестра по Московской области об обязании рассмотреть обращение в установленном порядке, принять решение о переводе нежилого здания в жилое, внести изменения в назначение объекта,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с данным иском, указав, что является собственником нежилого здания магазина с к/н № по адресу: ................, земельного участка по указанному адресу к/н № из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования – ИЖС. Спорное здание расположено в границах принадлежащего ей земельного участка. В 2022 г. она произвела перепланировку указанного здания в соответствии с изготовленным по ее заказу проектом ООО «ИнТехПроект», техническим заключением которого подтверждается, что объект соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, его безопасная эксплуатация возможна, также произведена техническая инвентаризация объекта. 00.00.0000 обратилась в Администрацию г. Лобня с заявлением о переводе нежилого здания в жилое, приложив вышеуказанную техническую документацию, 00.00.0000 ей направлен ответ, согласно которому Администрация г. Лобня осуществляет перевод нежилых помещений в жилые только в отношении помещений, расположенных в многоквартирных домах. С учетом уточнения требований иска указала, что данные действия ответчика не отвечают требованиям постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Просит обязать Администрацию г. Лобня создать комиссию для оценки здания для решения вопроса о его переводе из нежилого в жилое, рассмотреть результаты проверки, принять решение в отношении спорного объекта о переводе его в жилое помещение, обязать Управление Росреестра МО внести изменения в назначение и наименование объекта, зарегистрировать его как жилое здание, жилой дом.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Закаблуков А.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Лобня по доверенности Московчук В.В. в судебном заседании иск не признала по доводам письменных возражений.
Представитель ответчика Управления Росреестра по МО в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что на основании постановления Главы г. Лобня от 00.00.0000 № Зайцевой Л.П. предоставлен в собственность за плату принадлежавший ей на праве аренды земельный участок к/н № площадью 940 кв.м. по адресу: ................ из категории земель населенных пунктов с разрешенным видом использования – территория магазина, о чем с ней заключен договор купли – продажи №, также ей принадлежит на праве собственности расположенное на указанном участке нежилое здание магазина площадью 315,8 кв.м.
В 00.00.0000 на основании соответствующего ходатайства Зайцевой Л.П. Министерством имущественных отношений МО вид разрешенного использования земельного участка к/н № площадью 940 кв.м. по вышеуказанному адресу изменен с «территория магазина» на «для индивидуального жилищного строительства» за плату в порядке ст.ст. 3, 4 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ст.5 Закона Московской области от 07.06.1996 №23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", о чем внесены соответствующие сведения в ЕГРН.
Согласно представленному истцом техническому заключению ООО «ИнТехПроект» по результатам проведенного инженерного обследования перепланировка здания магазина, принадлежащего Зайцевой Л.П., для перевода здания в жилой фонд технически возможна, безопасна и не противоречит требованиям действующих нормативных документов (л.д.92-128); указанной организацией разработан проект переустройства (перепланировки) здания в жилой дом (л.д.23-91).
Согласно техническому паспорту по состоянию на 00.00.0000 спорное здание имеет общую площадь помещений 308 кв.м., состоит из основного строения, цокольного этажа, мансарды, холодной пристройки (л.д.132-143).
00.00.0000 Зайцева Л.П. обратилась в Администрацию г. Лобня с заявлением, в котором просила принять решение о переводе объекта недвижимости – здания магазина по вышеуказанному адресу из нежилого в жилой дом, приложив вышеуказанные проект, техническое заключение, правоподтверждающие документы на здание и земельный участок (л.д.129-130).
Обращение истца оставлено без рассмотрения, поскольку решение об изменении вида разрешенного использования объекта недвижимости (перевода из нежилого в жилое) предоставляется только в отношении помещений, расположенных в многоквартирных домах (л.д.131).
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Таким образом, нормами жилищного права установлен внесудебный (административный) порядок перевода нежилых помещений в жилые, что исключает подмену судебным решением соответствующих действий и решений органа местного самоуправления об изменении целевого назначения помещения.
Представленное истцом техническое заключение ООО «ИнТехПроект», из которого следует, что нежилое здание (магазин) находится в удовлетворительном состоянии и пригодно к эксплуатации по своему функциональному назначению как жилой дом, его основные строительные конструкции обладают достаточной прочностью, несущей способностью и устойчивостью, что свидетельствует о технической возможности перевода здания в жилой фонд, не может быть принят в качестве доказательства соответствия спорного объекта требованиям, предъявляемым к жилым домам, поскольку такое заключение не может заменить заключение межведомственной комиссии по вопросу о пригодности жилого помещения для проживания.
Согласно ч.2 ст.23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо обращается с заявлением в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Решением Совета депутатов г. Лобня от 26.12.2017 №446/22 «Об утверждении перечня услуг, необходимых и обязательных для предоставления муниципальных услуг Администрацией г. Лобня Московской области» муниципальная услуга «Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» утверждена в качестве необходимой и обязательной для предоставления Администрацией г. Лобня.
Указанная муниципальная услуга была включена в перечень муниципальных услуг, оказываемых на территории города Лобня Московской области, постановлением главы г. Лобня от 00.00.0000 №, действовавшим на момент обращения истца в Администрацию г. Лобня с соответствующим заявлением.
Порядок рассмотрения вопросов и принятия решений о переводе жилых помещений в нежилые, а также нежилых в жилые помещения установлен Положением о межведомственной комиссии по строительству и реконструкции объектов недвижимости в г.о. Лобня, утвержденным решением Совета депутатов г. Лобня от 00.00.0000 №, которое до настоящего времени является действующим.
Основания для оставления обращения Зайцевой Л.П. без рассмотрения, изложенные в ответе от 00.00.0000 , о том, что полномочия органа местного самоуправления ограничиваются разрешением вопроса по переводу жилых помещений в нежилые помещения только в многоквартирном жилом доме, основаны на неверном толковании норм материального права.
Положения главы 3 ЖК РФ, регулируя перевод нежилого помещения в жилое, действительно не содержат такого понятия как "нежилое здание", оперируя лишь понятием "нежилое помещение".
Однако в ситуации, когда ставится вопрос о переводе нежилого здания в индивидуальный жилой дом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилой дом, часть жилого дома относятся к жилым помещениям.
Таким образом, понятия "нежилого помещения" и "нежилого здания" применительно к процедуре перевода нежилого здания в индивидуальный жилой дом, имеют идентичное значение, поскольку результатом данной процедуры является изменение назначения объекта.
Исходя из анализа оспариваемого ответа, Администрацией г. Лобня решение об отказе в приеме заявления истца не принималось; приняв заявление Зайцевой Л.П., Администрация г. Лобня обязана была принять одно из решений в соответствии с положениями ч.4 ст.23 ЖК РФ или ст. 24 ЖК РФ, содержащей закрытый перечень оснований для отказа в переводе нежилого помещения в жилое с обязательной ссылкой на нарушения.
Оспариваемый ответ от 00.00.0000 ссылки на нормы действующего законодательства не содержит, основания для отказа в переводе помещения, предусмотренные ст. 24 ЖК РФ, не приведены, что свидетельствует о незаконности действий Администрации г. Лобня и нарушении прав истца.
Отсутствие административного регламента по предоставлению муниципальной услуги не означает отсутствия функций органа власти и не препятствует предоставлению соответствующей ей услуги. Являясь подзаконными актами, административные регламенты устанавливают состав, последовательность, сроки выполнения административных процедур и иные вопросы, связанные с предоставлением услуги, но не подменяют собой регулирование, установленное федеральными законами для каждой государственной или муниципальной услуги.
С целью восстановления нарушенных прав суд считает необходимым возложить на Администрацию г. Лобня обязанность по рассмотрению заявления Зайцевой Л.П. о переводе нежилого здания в жилое от 00.00.0000 в соответствии с требованиями ст.ст.22,23 ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», Положения о межведомственной комиссии по строительству и реконструкции объектов недвижимости в г.о. Лобня, утвержденного решением Совета депутатов г. Лобня Московской области от 00.00.0000 №№
Иск в части обязания принять решение о переводе нежилого здания в жилое, внести изменения в назначение объекта удовлетворению не подлежит, поскольку решение указанного вопроса относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления и суд не вправе подменять своим решением соответствующие действия и решения органа местного самоуправления об изменении целевого назначения помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зайцевой Л.П. – удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Лобня рассмотреть заявление Зайцевой Л.П. о переводе нежилого здания в жилое от 00.00.0000 в соответствии с требованиями ст.ст.22,23 ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», Положения о межведомственной комиссии по строительству и реконструкции объектов недвижимости в г.о. Лобня, утвержденного решением Совета депутатов г. Лобня Московской области от 00.00.0000 №.
В удовлетворении требований об обязании принять решение о переводе нежилого здания в жилое, внести изменения назначения объекта к Администрации г. Лобня, Управлению Росреестра по Московской области – отказать.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 10 апреля 2023 года и обжаловать его в апелляционном порядке в Московский областной суд через Лобненский городской суд в течение 1 месяца.
Судья Е.Ю. Озерова