31RS0025-01-2023-001748-45 Дело №2-1487/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИМИ
31 октября 2023 года г. Строитель
Яковлевский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи - Загинайловой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания - Проскуриной М.С.,
в отсутствие извещенных в соответствии со ст. ст.113 ГПК РФ представителя истца и представителя ответчика - администрации Яковлевского городского округа Белгородской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яковлевского района Белгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Яковлевского городского округа Белгородской области, о понуждении к совершению действий,
установил:
прокурор Яковлевского района Белгородской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яковлевского городского округа Белгородской области, в котором просил о возложении обязанности в срок до 01.12.2023 года оформить технические паспорта автомобильных дорог местного значения в границах Яковлевского городского округа и произвести паспортизацию дорог, в соответствии с требованиями ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», п.п.4 п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденного приказом Приказом Минтранспорта РФ № 402 от 16.11.2012 (ред. от 12.08.2020).
В обоснование иска указал, что в ходе выполнения прокурорской проверки законодательства в сфере безопасности дорожного движения установлено, что на автомобильные дороги местного значения, в границах Яковлевского городского округа отсутствуют технические паспорта. Согласно положений законодательства, регулирующих правоотношения в данной сфере, технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, что напрямую влияет на безопасность дорожного движения и затрагивает интересы граждан.
Прокурор Яковлевского района Белгородской области просит суд возложить на ответчика обязанность в срок до 01.06.2024 года оформить технические паспорта автомобильных дорог местного значения в границах Яковлевского городского округа и произвести паспортизацию дорог в соответствии с требованиями ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», Приказом Минтранспорта РФ №402 от 16.11.2012 (ред. от 12.08.2020) провести паспортизацию автомобильных дорог местного значения в границах Яковлевского городского округа, находящихся в собственности и на балансе администрации Яковлевского городского округа, по адресу: <адрес> протяженностью 900 м.
В судебное заседание представитель истца - помощник прокурора Яковлевского района Белгородской области Осетров М.Ю. не явилась, в своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержав заявленные требования, просил иск прокурора удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации Яковлевского городского округа Белгородской области (ответчика) в судебное заседание не явился. О времени и месте разбирательства извещены в соответствии со ст.113 ГПК РФ. В заявлении представитель по доверенности Левусенкова В.Н. просила дело рассмотреть в свое отсутствие, в удовлетворении иска прокурору Яковлевского района отказать за несостоятельностью и необоснованностью требований по ранее заявленным возражениям.
Суд рассмотрел дело в отсутствие сторон в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав обстоятельства по представленным в дело доказательствам, суд приходит к следующему.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 10.12. 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В силу ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.11.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты».
Согласно п. 6 ст. 3 названного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 данного Федерального закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 11 ст. 5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно ч. 4 ст. 17 указанного Федерального закона в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
В соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, классификация дорог по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации (п. 1). В состав работ по содержанию автомобильных дорог входят, в том числе, паспортизация автомобильных дорог, оценка их технического состояния (п. п. 4, 5 п. 9).
Присвоение категорий автомобильным дорогам регламентировано Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 767.
Согласно п. 6 названных Правил классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации, в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.
Согласно Порядку проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденному Приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288 состав и периодичность работ по определению владельцами автомобильных дорог соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов (п.1). Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации (п.2). Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог (п.3). При оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования: первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования (п.п.1 п.4); повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится) пп.2 п.4).
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 7 устава к вопросам местного значения Яковлевского городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в силу требований п. 6 ст. 13 Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Дорожная деятельность, согласно п. 6 ст. 3 Закона это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Судом установлено и подтверждено материалами гражданского дела, а также признается сторонами, что автомобильные дороги, указанные в исковых заявлениях, являются дорогами общего пользования местного значения Яковлевского городского округа Белгородской области, находятся в собственности муниципального образования и относятся к V категории.
Распоряжением главы администрации Яковлевского городского округа Белгородской области № 1791-р от 10.12.2019 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования и обозначенные выше автомобильные дороги общего пользования, переданы в оперативное управление МБУ «Благоустройство Яковлевского городского округа».
В соответствии с подп. 4 п. 9 раздела IV Приказа Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проведения прокуратурой Яковлевского района проверки, установлено отсутствие технических паспортов на автомобильные дороги местного значения Яковлевского городского округа, что не оспаривалось представителем администрации Яковлевского городского округа Белгородской области в ходе рассмотрения дела в суде.
Как указано выше, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения на дорогах муниципального образования затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих на территории данного поселения, так и жителей иных населенных пунктов, пользующихся указанными автомобильными дорогами.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно Уставу Яковлевского городского округа администрация Яковлевского городского округа - это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законами Белгородской области.
Учитывая, что спорные автомобильные дороги расположены на территории Яковлевского городского округа, то и проведение паспортизации дороги должен осуществить ответчик – администрация Яковлевского городского округа Белгородской области.
Ранее Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности и в отношении автомобильных дорог.
Применительно к настоящему спору, учитывая, что спорные дороги расположены в границах Яковлевского городского округа Белгородской области, являются собственностью городского округа, отнесены к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, изложенное означает, что поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов городского округа относится к вопросам местного значения округа, постольку работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией городского округа, в административных границах которого имеются автомобильные дороги местного значения, то есть в данном случае администрацией Яковлевского городского округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Заявление прокурором Яковлевского района подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Требования прокурора о возложении обязанности по проведению паспортизации автомобильных дорог не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в нормотворческой деятельности, направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить, возложенные на него законом обязанности, поэтому не могут быть расценены как вмешательство в компетенцию в области муниципального управления.
Не может быть принято во внимание и то, что паспортизация автомобильных дорог предполагает значительное расходование денежных средств из бюджета администрации Яковлевского городского округа, поскольку само по себе отсутствие у городского округа необходимых денежных средств не является основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей, так как законодательство не связывает реализацию соответствующих полномочий органов местного самоуправления с их наличествующими финансовыми возможностями.
Проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит выводу об обоснованности заявленных прокурором Яковлевского района Белгородской области требований к администрации Яковлевского городского округа Белгородской области, поскольку технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и несоблюдение администрацией Яковлевского городского округа требований законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности создает угрозу безопасности дорожного движения, и, как следствие этого, ведет к нарушению прав граждан.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд-
решил:
исковые требования прокурора Яковлевского района Белгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Яковлевского городского округа Белгородской области, о понуждении к совершению действий – удовлетворить.
Обязать администрацию Яковлевского городского округа Белгородской области провести в срок до 01.06.2024 года паспортизацию автомобильных дорог на территории Яковлевского городского округа по адресу: <адрес>, протяженностью 900 м.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Яковлевский районный суд Белгородской области.