№... Дело № 2-3683/2024
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Олейника И.И.,
при секретаре Ванеевой Н.Н.,
с участием представителя прокуратуры ФИО9 О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
11 апреля 2024 года гражданское дело по иску прокурора г.Сыктывкара в интересах Российской Федерации в лице Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Территориальный фонд обязательного медицинского страховая Республики Коми» к ФИО10 Степану Андреевичу о возмещении расходов на лечение,
установил:
Прокурор г.Сыктывкара обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации в лице ГУ ТФОМС Республики Коми к ФИО11 С.А. о возмещении расходов, затраченных на лечение потерпевшего ФИО1 ФИО1 в размере 176995,15 руб. В обоснование исковых требований указано, что в результате действий ответчика потерпевшему ФИО1 ФИО1 был причинен вред здоровью средней тяжести; на оказание последнему медицинской помощи были затрачены денежные средства на общую сумму 176995,15 руб. Постановлением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** ФИО12 С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 КоАП РФ. При изложенном, со ссылкой на положения ст. 1064 ГК РФ и нормы Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", прокурор просит взыскать с ФИО13 С.А. в пользу ГУ ТФОМС Республики Коми денежные средства в указанном размере.
В судебном заседании представитель прокуратуры настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ГУ ТФОМС Республики Коми в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом; в представленном суду отзыве заявленные прокурором требования поддержал и просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Фонда.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание также не явились; извещались надлежащим образом.
Исходя из положений ст.233 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения представителя прокуратуры, исследовав письменные материалы дела, обозрев дело об административном правонарушении №..., суд приходит к следующему.
В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации).
К числу признанных и защищаемых Конституцией Российской Федерации прав относятся, прежде всего, право на жизнь (статья 20, часть 1) как высшую социальную ценность, охраняемую законом, которое является основным, неотчуждаемым и принадлежащим каждому от рождения, и право на охрану здоровья (статья 41) как неотчуждаемое благо. Возлагаемая на Российскую Федерацию обязанность по обеспечению реализации и защите названных конституционных прав предполагает как необходимость разрабатывать и осуществлять комплекс мероприятий, создающих условия, при которых исключалась бы какая-либо опасность для жизни людей и предотвращалось бы причинение вреда здоровью, так и необходимость принимать меры к возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью.
Установлено, что ** ** ** в 08 часов 29 минут, напротив ... водитель ФИО14 С.А., управляя автомашиной ..., в нарушение п. 13.1, 14.1 ПДД РФ при повороте налево не уступил дорогу пешеходу - ФИО1 переходящему проезжую часть дороги по нерегулируемому пешеходному переходу, где далее совершил на него наезд, причинив этим телесные повреждения.
В результате действий ответчика (согласно заключения эксперта №... ГБУЗ РК «<данные изъяты> ФИО1 ФИО1 причинены следующие телесные повреждения: .... Повреждения по признаку длительности расстройства здоровья свыше 21-го дня квалифицируются как вред здоровью средней тяжести.
Вступившим в законную силу постановлением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** по делу об административном правонарушении №... ФИО15 С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении", в силу части 4 статьи 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом. Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения. В решении суда об удовлетворении иска, помимо ссылки на приговор по уголовному делу, следует также приводить имеющиеся в гражданском деле доказательства, обосновывающие размер присужденной суммы (например, учет имущественного положения ответчика или вины потерпевшего).
На основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, по аналогии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
Таким образом, определяя размер подлежащих взысканию денежных средств, суд руководствуется следующим.
В силу ст. 13 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.Постановлением Правительства РК от 24.06.2011 № 276 утверждено "Положение о государственном бюджетном учреждении Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми", в соответствии с п. 7 раздела III которого территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории Республики Коми, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории Республики Коми, а также решения иных задач, установленных Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", настоящим положением, законом о бюджете территориального фонда.
Пунктом 8 раздела III установлено, что территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в Республике Коми, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам медицинскими организациями, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации и находящимися за пределами территории Российской Федерации;
В свою очередь, страховая медицинская организация оплачивает медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования за счет целевых средств (ст. 38 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Размер расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью определяется страховой медицинской организацией на основании реестров счетов и счетов медицинской организации (ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Согласно представленным ГБУЗ РК «<данные изъяты> ГБУЗ РК «<данные изъяты> ГБУ РК «<данные изъяты>» документам (справки-реестры о стоимости фактических затрат за оказанные медицинские услуги) общий размер расходов на лечение ФИО1 ФИО1 за счет средств ГУ ТФОМС Республики Коми составил 176995,15 руб.
Из приказов от ** ** ** №...о, от ** ** ** №...о, от ** ** ** №...о, от ** ** ** №...о, от ** ** ** №...о, от ** ** ** №...о, от ** ** ** №...о, от ** ** ** №...о, от ** ** ** №...о, от ** ** ** №...о, от ** ** ** №...о, от ** ** ** №...о следует, что ГУ ТФОМС Республики Коми принял на себя обязанности по финансовому обеспечению деятельности Сыктывкарского филиала АО «СК <данные изъяты>» в сфере обязательного медицинского страхования на ** ** **
В связи с тем, что потерпевший ФИО1 ФИО1 застрахован в Сыктывкарском филиале АО «СК «...», страховая компания за счет средств Фонда оплатила его лечение, что подтверждается представленными суду копиями платежных документов.
Между тем, расходы, осуществленные страховой медицинской организацией, на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью (за исключением расходов на оплату лечения застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве) подлежат возмещению лицом, причинившим вред здоровью застрахованного лица (ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Согласно ст. 1081 ГК РФ, лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом
Из вышеприведенных норм права следует, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми при несении расходов на оказание медицинской помощи застрахованному лицу имеет право регрессного требования непосредственно к лицу, причинившему вред.
Представленный стороной истца расчет расходов на лечение потерпевшего является обоснованным, верным. Сведений о ненадлежащем оказании медицинских услуг, а также доказательств иного размера расходов на оказание медицинской помощи, не имеется. Собственного расчета расходов на лечение стороной ответчика не представлено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о взыскании с ФИО16 С.А. в пользу ГУ ТФОМС Республики Коми расходов на лечение основаны на законе и обоснованны, подлежат удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Следовательно, с учетом требований ст. 333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета в размере 4739,90 руб.
Руководствуясь ст.ст.233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г.Сыктывкара в интересах Российской Федерации в лице Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Территориальный фонд обязательного медицинского страховая Республики Коми» к ФИО17 Степану Андреевичу о возмещении расходов на лечение удовлетворить.
Взыскать с ФИО18 Степана Андреевича (...) в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми» (...) денежные средства в размере 176995 рублей 15 копеек.
Взыскать с ФИО19 Степана Андреевича (...) в доход бюджета 4739 рублей 90 копеек государственной пошлины.
Мотивированное решение составлено ** ** **
Ответчик вправе подать в Сыктывкарский городской суд Республики Коми заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий И.И.Олейник