Дело №
УИД 92RS0004-01-2023-004655-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(полный текст)
26 января 2024 года город Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи - Лемешко А.С.,
при секретаре - Стешенко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Мочаловой ФИО10, Голубева ФИО10, Литовки ФИО10, Жилиной ФИО10 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя, Дачно-строительный кооператив «Санбриз» о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Истцы Мочалова ФИО10., Голубев ФИО10., Жилина ФИО10., Литовка ФИО10 обратились в суд с исковым заявлением к ответчикам Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании за истцами право собственности на земельные участки №7/15, №7/51, №7/3, №7/37 соответственно, <адрес> площадью 0,0884 га (884 кв.м.) и о возложении обязанности по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о данных земельных участках, как о ранее учтенных и регистрации права собственности.
Требования обоснованы тем, что истцам на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №319-р от 15.02.2010, распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №462-ОД от 21.10.2013, предоставлены в собственность земельные участки № соответственно, <адрес> площадью 884 кв.м. каждому. С целью постановки земельного участка на кадастровый учет и регистрации права собственности, как на ранее учтенный объект недвижимости, истцы неоднократно обращались в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с соответствующими заявлениями, предоставив распоряжение №319-р от 15.02.2010 со списком членов ОК ДСК «Санбриз», распоряжение №462-ОД от 21.10.2013, приложения к данным распоряжениям, архивную выписку из списка граждан-членов ОК ДСК «Санбриз».
Однако в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности истцам было отказано на том основании, что техническая документация землеустройства по установлению границ земельного участка в натуре (на местности), была изначально изготовлена с нарушением действующего на тот момент законодательства Украины. Отказ в государственной регистрации права и во внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о земельном участке как ранее учтенном был основан и на том, что в силу п. 2 ст. 6.1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС (в редакции от 11.06.2019 года), предоставленное распоряжение СГГА № 319-р от 15.02.2010 не является основанием для осуществления кадастрового учета, не устанавливает и не подтверждает ранее возникшее право на земельный участок ДСК «Санбриз», площадью 5,1 га, так и на земельный участок истцов. Истцы полагают, что распоряжение Севастопольской городской государственной организации №319-р от 15.02.2010 года, в том числе с последующим внесением в него изменений 21.10.2013 Распоряжением СГГА №462-ОД, были изданы в установленном законом порядке Главным управлением Госкомзема в городе Севастополе, то есть, являются документами, прямо предусмотренный и поименованный в части 1 статьи 6.1 Закона Севастополя №46-ЗС и подтверждают ранее возникшее право истцов на земельный участок. Кроме этого, законность возникновения права собственности на земельный участок в составе земель ОК ДСК «Санбриз», подтверждается, в том числе вступившими в законную силу судебными решениями по ранее рассмотренным делам. Таким образом, в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя для государственной регистрации права и постановке на государственный кадастровый учет были поданы все необходимые документы, предусмотренные ч. 1 ст. 6.1. Закона города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС, ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которые отвечали требованиям ст. 21 указанного Закона, поэтому за истцами подлежит признание право собственности на земельные участки и внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них, как о ранее учтенных.
Истцы в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, воспользовались правом веденя дела через представителя. Представитель истцов Беляев А.А., действующий на основании доверенности, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Ответчики Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя и третьи лица Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя, Дачно-строительный кооператив «Санбриз» своего представителя для участия в судебном заседании не направили, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, письменных возражений не направили.
В силу ч. 1 ст.115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Информация о движении дела размещена на сайте суда.
Материалами дела подтверждается, что судом в полной мере выполнены предусмотренные ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требования по направлению ответчику судебных извещений.
При таком положении суд находит, что ответчики о месте, времени рассмотрения дела был извещены надлежащим образом и заблаговременно, доказательств уважительности причин неявки не представили.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 34 ГПК РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
В силу требований ст. 167 ГПК РФ, обязанность уведомления о наличии уважительных причин отсутствия в судебном заседании и подтверждение причины отсутствия возлагается на не явившееся лицо в судебное заседание.
На основании ч. 1 и 2 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
В связи с изложенным, суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся истцов, представителей, ответчиков, третьих лиц и изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично, исходя из следующего.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что распоряжением №810 от 22.10.2009 «Об утверждении материалов отбора места расположения земельного участка и предоставления согласия обслуживающему кооперативу ДСК «Санбриз» на разработку градостроительного обоснования и проекта землеустройства по отведению земельного участка в районе мыса Толстый (Северная сторона)», ОК ДСК «Санбриз» были утверждены материалы выбора земельного участка ориентировочной площадью 5,1 га в районе мыса Толстый (Северная сторона) для строительства и обслуживания дачных строений с элементами берегоукрепления и было дано согласие на разработку в установленном порядке градостроительного обоснования и проекта землеустройства по отведению земельного участка ориентировочной площадью 5,1 га, в соответствии с заявлениями граждан-членов кооператива (список которых прилагался) в районе мыса Толстый (Северная сторона) для строительства и обслуживания дачных строений с элементами берегоукрепления.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации №319-p от 15.02.2010 утвержден проект землеустройства по отведению земельного участка с установлением его границ в натуре (на местности), расположенного в районе мыса Толстый (Северная сторона), для строительства и обслуживания дачных строений с элементами берегоукрепления (п. 1 распоряжения).
Указанный земельный участок площадью 5,1 га передан в собственность ОК ДСК «Санбриз» с указанием - согласно списков членов, для строительства и обслуживания дачных строений с элементами берегоукрепления, с отнесением этого земельного участка по основному целевому назначению к категории «земли жилой и общественной настройки» (п. 2 распоряжения).
На ОК ДСК «Санбриз» и граждан-членов кооператива возложена обязанность в течении месяца со дня издания настоящего распоряжения выполнить через Севастопольский городской филиал ГП «Центр государственного земельного кадастра» работы по оформлению государственных актов на право частной собственности на земельные участки (п. 3 распоряжения).
Пунктом 4 указанного распоряжения на Главное управление Госкомзема Украины в г. Севастополе была возложена обязанности обеспечить оформление и государственную регистрацию государственных актов на право частной собственности на земельный участок площадью 5,1 га в установленном законом порядке.
Согласно приложению к указанному Распоряжению, Мочаловой ФИО10., Голубеву ФИО10., Жилиной ФИО10., Хицюк ФИО10., как членам ОК ДСК «Санбриз» предоставлены в собственность земельные участки № соответственно, <адрес> площадью 0,0884 га (884 кв.м.) каждому. В дальнейшем, распоряжением Севастопольской городской государственной администрации №462-ОД от 21.10.2013 внесены изменения в распоряжение №319-p от 15.02.2010, Хицюк ФИО10. исключен из списка граждан-членов ОК «ДСК «Санбриз» с принятием Литовка ФИО10, которому предоставлен земельный участок №7/37 в собственность соответственно.
Постановлением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 28 марта 2012 года, первому заместителю прокурора Нахимовского района г. Севастополя отказано в иске о признании недействительным распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №810-p от 22.10.2009 «Об утверждении материалов выбора места расположения земельного участка и предоставления согласия обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «Санбриз» и распоряжения государственной администрации №319-p от 15.02.2010 «О предоставление в собственность обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооперативу «Санбриз» земельного участка площадью 5,1 га, расположенного в районе н. Толстый (северная сторона), для строительства и обслуживания дачных строений с элементами берегоукрепления».
В частности, суд установил и пришел к выводу, что распоряжение СГГА №319-р от 15.02.2010 издано без превышения предоставленных законом полномочий. Предоставление земельного участка гражданам-членам ОК «ДСК «Санбриз» в собственность согласно распоряжению №319-р для строительства с отнесением земель к категории жилой и общественной застройки происходило с учетом выводов градостроительного обоснования, имеющегося в материалах проекта землеустройства ОК «ДСК «Санбриз», с учетом необходимости выполнения берегоукрепительных работ с указанием на предложения по берегоукреплению. Кроме того, градостроительное обоснование составлено в соответствии с законом Украины «О планировке и застройке территории», а также ДБН Украины «Состав, содержание, порядок, разработки согласования и утверждения градостроительного обоснования (ДБН Б.1.1-4-2002).
Постановлением Окружного Административного суда города Севастополя от 12.12.2012 года по делу №2а-2795/12/2770, оставленным без изменения определением Севастопольского городского суда от 12.03.2013 года, установлено, что согласно п.4 Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №319-р от 15.02.2010 года регистрирующий орган - Главное управление Госземагенства Украины в г. Севастополе обязано выдать государственные акта на право собственности на принадлежащие на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №319-р спорные земельные участки, поскольку признан незаконным отказ органа государственной власти в регистрации права собственности на земельный участок со ссылкой на нахождение земельных участков в 100-метровой зоне от уреза Черного моря. Данным постановлением признаны противоправными действия Главного управления Госземагенства в г. Севастополе по отказу членам ОК «ДСК Санбриз» в выдаче государственных актов на право собственности на земельные участки, расположенные в границах ОК «ДСК «Санбриз».
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 26.12.2017 по делу №2-2509/2017, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 16.04.2018, отказано в иске Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к Мочаловой ФИО10. о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, площадью 884 кв.м., по адресу: г. <адрес>, признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок, истребовании земельного участка из незаконного владения, исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 21.12.2017 по делу №2-2515/2017, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 02.04.2018, отказано в иске Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к Голубеву ФИО10. о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, площадью 884 кв.м., по адресу: г. <адрес>, признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок, истребовании земельного участка из незаконного владения, исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 05.12.2017 по делу №2-2586/2017, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 12.04.2018, отказано в иске Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к Литовка ФИО10 о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, площадью 884 кв.м., по адресу: г. <адрес>, признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок, истребовании земельного участка из незаконного владения, исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 04.12.2017 по делу №2-2526/2017, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 09.04.2018, отказано в иске Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к Жилиной ФИО10. о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, площадью 884 кв.м., по адресу: г. <адрес>, признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок, истребовании земельного участка из незаконного владения, исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка.
Указанными решениями Нахимовского районного суда г. Севастополя установлено, что Распоряжением №810 от 22.10.2009 «Об утверждение материалов выбора места расположения земельного участка и предоставления согласия обслуживающему кооперативу «ДСК «Санбриз» на разработку разрешения на разработку градостроительного обоснования и проекта землеустройства по отведению земельного участка в районе м. Толстый (Северная сторона), утверждены ОК ДСК «Санбриз» материалы выбора земельного участка ориентировочной площадью 5,1 га в районе м. Толстый (Северная сторона) для строительства и обслуживания дачных строений с элементами берегоукрепления.
Данными решениями также установлено, что утверждение материалов выбора земельного участка ориентировочной площадью 5.1 га в районе мыса Толстый (Северная сторона) для строительства и обслуживания дачных строений с элементами берегоукрепления, дача согласия на разработку, произведены в установленном законом порядке, градостроительное обоснование и утверждения проекта землеустройства по отведению земельного участка с определением границ в натуре (на местности) названного земельного участка и передачи их членам кооператива выполнены на основании распоряжений СГГА №810-p от 22.10.2009 и №319-p от 15.02.2010.
Судом также установлено, что земельные участки Мочаловой ФИО10., Голубева ФИО10., Жилиной ФИО10., Литовка ФИО10 предоставлены им в собственность, как членам ОК «ДСК «Санбриз» в установленном законом порядке.
При этом, судом апелляционной инстанции Севастопольского городского суда установлено, что Мочаловой ФИО10., Голубевым ФИО10., Жилиной ФИО10., Литовка ФИО10 была подготовлена техническая и землеустроительная документация на земельный участок по <адрес>; право собственности на спорный земельный участок за ними не регистрировалось, в то же время такая регистрация возможна по заявлению ответчика; от реализации права на приобретение земельного участка в собственность ответчики не отказывались, пресекательный срок для такой регистрации законодательно не установлен.
То есть, законность вышеуказанных распоряжений Севастопольской городской государственной администрации была предметом исследования судебными органами Украины и Российской Федерации, которыми установлена правомерность возникновения у членов ОК «ДСК «Санбриз», в том числе истцов, права собственности на земельные участки.
В силу требований ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановление являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно ч. 3 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что вышеуказанные распоряжения №810-р от 22.10.2009, №319-р от 15.02.2010 и №462-ОД от 21.10.2013 являются документами, подтверждающими ранее возникшее право истцов на земельные участки, расположенные по адресу: г. Севастополь, ул. Бельбекская, 7/15, 7/51, 7/3, 7/37 площадью 884 кв.м., а материалы дела и судебные постановления по ранее рассмотренным делам, подтверждают, что предоставление земельного участка гражданам-членам ОК ДСК «Санбриз» в собственность согласно Распоряжения №319-p для строительства с отнесением земель к категории жилой и общественной застройки происходило с учетом выводов градостроительного обоснования, имеющихся в материалах проекта землеустройства ОК ДСК «Санбриз», с учетом необходимости выполнения берегоукрепительных работ с указанием на предложения по берегоукреплению. Кроме того, градостроительное обоснование составлено в соответствии с законом Украины «О планировке и застройке территории», а также ДБН Украины «Состав, содержание, порядок, разработки согласования и утверждения градостроительного обоснования (ДБН Б.1.1-4-2002).
То есть, техническая документация землеустройства по установлению границ земельного участка, площадью 5,1 га, расположенного в районе мыса Толстый (северная сторона) в натуре (на местности), была составлена без нарушения действующего на тот момент законодательства Украины и право собственности истцов на земельные участки возникло на законных основаниях.
Относительно, ссылки Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя на п. 2 ст. 6.1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-3С (в редакции от 11.06.2019) «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», суд отмечает, что согласно ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введение его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Принимая во внимание, что на момент возникновения спорных правоотношений на территории города Севастополя действовало законодательство Украины, указанные Севреестром основания отказа в постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности следует оценивать, в том числе, с учетом действовавшего законодательства Украины.
Так, частями 1-3 статьи 116 и частью 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины (2001 года) установлено, что граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка.
В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.
В силу прямого предписания статьи 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Федеральным законом определено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя нормативными правовыми актами названных субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, могут быть установлены особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 1.1 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ).
Правовым актом, устанавливающим указанные особенности правового регулирования в городе Севастополе, является Закон города Севастополя от 25.07.2014 г. №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».
Частью 1 статьи 6.1 указанного Закона, введенной Законом города Севастополя от 11.06.2019 г. № 512-ЗС предусмотрено, что документом, подтверждающим наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, является, помимо прочих, изданный (выданный, оформленный) в установленном порядке, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Согласно части 2 этой же статьи акты Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданные после 1 января 2002 года и не связанные с заменых сертификатов на право на земельную долю (пай), а также иные документы, выданные (оформленные) на основании таких актов, не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации.
Как следует из предоставленных суду документов, право собственности истцов на спорные земельные участки возникло на основании акта государственного органа Украины (распоряжение Севастопольской городской государственной организации от 15.02.2010 №319-р), а у Литовка ФИО10 в том числе на основании внесенных в него изменений 21.10.2013 года распоряжением СГГА №462-ОД, о включении в список граждан-членов обслуживающего кооператива ДСК «Санбриз» Литовка ФИО10, с указанием адреса расположения земельного участка.
То есть, вышеуказанные распоряжения были изданы в установленном законом порядке Главным управлением Госкомзема в городе Севастополе, то есть, являются документами, прямо предусмотренными и поименованный в части 1 статьи 6.1 Закона Севастополя №46-ЗС.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Кроме этого, распоряжение Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении в собственность земельного участка является удостоверяющим документом о наличии самого права, и такое наличие не может быть преодолено посредством издания субъектом Российской Федерации более поздней правовой нормы, не признающей ранее возникшее право на основании правовых актов, действовавших в месте их издания, учитывая, что федеральное законодательство такие документы и возникшее на их основании право признает.
Таким образом, положения части 2 статьи 6.1 Закона города Севастополя №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», регулирующие, в том числе, компетенцию официальных органов Украины - Севастопольской городской государственной администрации и Севастопольского городского Совета - относительно государственных земель Украины сам по себе не может являться основанием для прекращения права собственности истца, возникшего на Украины до вхождения города Севастополя в состав Российской Федерации, и соответственно создавать препятствия в регистрации права в рамках российского законодательства.
Истцы обратились в суд с указанными требованиями в связи с тем, что имеются обстоятельства, свидетельствующие о невозможности для них зарегистрировать право собственности на земельный участок и поставить его на государственный кадастровый учет в связи с непризнанием регистрирующим органом раннее возникшего права, то есть в данном деле существует спор о праве.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права.
Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем совместном Постановлении Пленумов от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (п. п. 58, 59) разъяснили, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, даже если право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
На основании изложенного и учитывая тот факт, что законность возникновения права собственности истца в составе земель ОК ДСК «Санбриз», подтверждена вступившими в законную силу судебными постановлениями, суд находит требования истца о признании права собственности на земельный участок, как на ранее учтенный обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и учитывая тот факт, что право истцов на спорные земельные участки возникло на основании акта государственного органа Украины (распоряжение Севастопольской городской государственной организации от 15 февраля 2010 года №319-р) в том числе с последующим внесением в него изменений 21.10.2013 года распоряжением СГГА №462-ОД, о включении в список граждан-членов обслуживающего кооператива ДСК «Санбриз» Литовка А.Г; законность распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 15 февраля 2010 года №319-р была предметом исследования судебными органами как Российской Федерации, так и Украины, в том числе была установлена правомерность возникновения у членов ОК «ДСК «Санбриз» права собственности на земельные участки, предоставленные им в соответствии с указанными распоряжениями, суд находит требования исцов о признании права собственности на земельные участки, как на ранее учтенные обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В то же время суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в части возложении на Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя обязанности совершения определенных действий – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о спорном земельном участке и регистрации права собственности.
Руководствуяст ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░10, ░░░░░░░░ ░░░10, ░░░░░░░ ░░░10, ░░░░░░░ ░░░10 - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 884 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░ 884 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░10. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 884 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░ 884 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░10. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 884 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░ 884 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░10 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 884 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░ 884 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░10. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░