Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-1289/2024 ~ М-963/2024 от 23.04.2024

Дело *****

УИД: 26RS0*****-43

                             РЕШЕНИЕ

    ИФИО1

<адрес>                                                                                           07 июня 2024 года

Ессентукский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Аветисовой Е.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО7,

с участием процессуального истца помощника прокурора <адрес> ФИО10,

представителя ответчика Управления ЖКХ администрации <адрес> по доверенности ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску                    прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> о взыскании компенсации морального вреда,

                                                      УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО2 обратился в Ессентукский городской суд <адрес> с исковым заявление к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> о взыскании компенсации морального вреда, указывая, что в прокуратуре города проведена проверка исполнения должностными лицами администрации городского округа город-курорт <адрес> требований законодательства об ответственном обращении с животными, по результатам которой выявлены нарушения. В соответствии с преамбулой Федерального закона от <дата> А 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ) указанный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно положениям ст. 1 Закона № 52-ФЗ безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека. Гарантированные ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду предполагают необходимость осуществления комплекса мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических заболеваний. В силу ч. 2 ст. 2 Закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (п. 1 ст. 29 Закона № 52-ФЗ).В соответствии с п. 2 ст. 230 Гражданского кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных. Безнадзорные животные при определенных условиях, указанных в п. 1 ст. 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, переходят в муниципальную собственность. Статьей 2 Федерального закона от <дата> № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Нормативно-правовое регулирование организации и проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных осуществляется в соответствии с <адрес> от <дата> *****-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации на территории <адрес> мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от <дата> *****-<адрес> ст. 1 Закона *****-кз организация и проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края. Постановлением администрации <адрес> ***** от <дата> утверждено Положение об организации на территории <адрес> работы по осуществлению отдельных государственных полномочий <адрес> по организации на территории <адрес> мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - Положение). Согласно п. 2 Положения Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> является органом, уполномоченным осуществлять деятельность по обращению с животными без владельцев на территории <адрес> в части отдельных переданных государственных полномочий <адрес>. Пунктом 5 раздела II Положения установлено, что МБУ «Комбинат благоустройства <адрес>» действует на основании муниципального задания и по поручению начальника Управления ЖКХ администрации <адрес>. Средства местного бюджета могут использоваться в случаях недостаточности планируемой потребности на осуществление переданных государственных полномочий объему финансовых средств, предоставленных в виде субвенций из бюджета <адрес> муниципальному образованию городскому округу город-курорт Ессентуки на текущий финансовый год (п. 7 Положения).В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда. Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен оральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.Как разъяснено в абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> ***** «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свобода распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасность гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охра здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (часть 2 статьи 1064 Гражданского кодекса).Согласно п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> ***** «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда. Прокуратурой города на постоянной основе осуществляется анализ состояния законности при обращении с животными, в ходе которого установлено, что в 2023 году в ГБУЗ СК «Ессентукская городская детская больница» обратилось 121 лицо с укусами собак без владельцев, из них несовершеннолетних-38, за <дата>-18, из них несовершеннолетних 2. Проверкой установлено, что <дата> несовершеннолетний ФИО2, <дата> года рождения, обратился за медицинской помощью в указанное учреждение, где ему установлен диагноз: «укушенная рана левой голени». Согласно пояснениям самого несовершеннолетнего и его законного представителя данная рана получена <дата> в результате нападения собаки без хозяина в раойне въезда на автостоянку по <адрес> (между <адрес> и пер. Кирова). Несовершеннолетний ФИО9 прошел амбулаторное лечение. Данный факт свидетельствует о неисполнении ответственными должностными лицами возложенных на них обязанностей, что повлекло негативные последствия в виде причинения вреда здоровью несовершеннолетнему. Размер компенсации морального вреда законным представителем несовершеннолетнему оценивается в 50 000 рублей. При таких обстоятельствах вред, причиненный ребенку укусами животного, подлежит возмещению ответчиком, поскольку он при осуществлении содержания животных без хозяев на территории <адрес> не предпринял всех необходимых мер для обеспечения безопасности граждан от возможных вредоносных и бесконтрольных действий животных. Таким образом, фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что принятые Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> меры по отлову животных без владельцев недостаточны и неэффективны. Поскольку деятельность по обращению с животными без владельцев должным образом не осуществляется, не обеспечивается оперативное реагирование на поступающие сигналы о скоплении животных без владельцев, то причинно-следственная связь между бездействием структурного подразделения органа местного самоуправления и нападением безнадзорной собаки на несовершеннолетнего ФИО2 имеется. С учетом обстоятельств получения физических и нравственных страданий, характера и степени наступивших последствий, а также требований разумности и справедливости, полагает, что несовершеннолетний ФИО9 имеет право на компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей. На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от <дата> ***** «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском в интересах несовершеннолетнего послужили материалы проверки и объяснение его законного представителя, в котором выражена просьба о защите прав ребенка в связи с причинением вреда здоровью. В силу действующего законодательства право прокурора на обращение в суд в интересах несовершеннолетнего гражданина не зависит от наличия либо отсутствия у ребенка законного представителя, обладающего правом на такое обращение.

Просит взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город-курорт Ессентуки (ИНН 2626030460 ОГРН 102260122665) компенсацию морального вреда в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей в пользу несовершеннолетнего ФИО3, <дата> года рождения, на счет получателя (законного представителя ФИО4).

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора <адрес> ФИО10 поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила заявленные исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика – Управления ЖКХ администрации <адрес> по доверенности ФИО8. исковые требования не признала.

Законный представитель несовершеннолетнего ФИО2- ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просит иск удовлетворить.

Лицо, в интересах которого подано заявление – ФИО2, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации <адрес>, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд, с учетом мнения участников судебного разбирательства, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также значимости для правильного рассмотрения дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть3статьи11ГПКРФ).

        Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

        В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

       На основании ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

        В соответствие со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

         Из ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, во взаимосвязи со ст.ст. 17, 18, 19 и 120 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, следует, что участники судопроизводства имеют право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Реализация права на судебную защиту предполагает правильное и своевременное рассмотрение дела, на что указывается и в ст. 2 ГПК РФ, закрепляющей задачи и цели гражданского судопроизводства.

         В условиях состязательности процесса (ст. 123, ч. 3 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч.1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

В соответствии с положениями статей 2 и 7, части 1 статьи 20, статьи 41 Конституции РФ право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; ФИО1 является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.

Статьей 2 Федерального закона от <дата> № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Нормативно-правовое регулирование организации и проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных осуществляется в соответствии с <адрес> от <дата> *****-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации на территории <адрес> мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от <дата> *****-п.

Согласно ст. 1 Закона *****-кз организация и проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.

Из материалов дела следует, Прокуратурой города на постоянной основе осуществляется анализ состояния законности при обращении с животными, в ходе которого установлено, что в 2023 году в ГБУЗ СК «Ессентукская городская детская больница» обратилось 121 лицо с укусами собак без владельцев, из них несовершеннолетних-38, за <дата>-18, из них несовершеннолетних 2.

Проверкой установлено, что <дата> несовершеннолетний ФИО2, <дата> года рождения, обратился за медицинской помощью в указанное учреждение, где ему установлен диагноз: «укушенная рана левой голени». Согласно пояснениям самого несовершеннолетнего и его законного представителя данная рана получена <дата> в результате нападения собаки без хозяина в раойне въезда на автостоянку по <адрес> (между <адрес> и пер. Кирова). Несовершеннолетний ФИО2 прошел амбулаторное лечение.

Ссылаясь на то, что в результате ненадлежащего исполнения Управлением ЖКХ <адрес> обязанностей по содержанию животных без хозяев на территории <адрес>, не принятия необходимых мер для обеспечения безопасности граждан от возможных вредоносных и бесконтрольных действий животных, несовершеннолетнему ФИО2 причинен моральный вред, прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Оценивая доводы истца, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших; прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу статьи 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Из указанных положений закона следует, что прокурор вправе обратиться в суд с иском в интересах несовершеннолетнего ребенка, независимо от возможности родителей осуществить защиту нарушенного права ребенка, в случае нарушения основополагающих гарантированных нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, а также Федеральными законами Российской Федерации и другими нормативными актами общепризнанных прав ребенка. В свою очередь, реализация прокурором полномочий, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ, в части предъявления заявлений в интересах несовершеннолетних, служит гарантией защиты прав ребенка и свидетельствует о заботе и охране его интересов со стороны государства.

Как следует из ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем компенсации морального вреда.

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения, и являются неотчуждаемыми.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Статьей 1099 ГК РФ установлено, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от <дата> ***** «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).

Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред. (п.2 ст.1064 ГК РФ). (п.12)

Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции). Отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда (пункт 14).

В соответствии с п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> ***** «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 ГК РФ). При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

В рассматриваемом случае установлено, Прокуратурой города на постоянной основе осуществляется анализ состояния законности при обращении с животными, в ходе которого установлено, что в 2023 году в ГБУЗ СК «Ессентукская городская детская больница» обратилось 121 лицо с укусами собак без владельцев, из них несовершеннолетних-38, за <дата>-18, из них несовершеннолетних 2.

Проверкой установлено, что <дата> несовершеннолетний ФИО2, <дата> года рождения, обратился за медицинской помощью в указанное учреждение, где ему установлен диагноз: «укушенная рана левой голени».

Согласно пояснениям самого несовершеннолетнего и его законного представителя данная рана получена <дата> в результате нападения собаки без хозяина в раойне въезда на автостоянку по <адрес> (между <адрес> и пер. Кирова). Несовершеннолетний ФИО11 прошел амбулаторное лечение.

При указанных обстоятельствах, суд считает установленным, что несовершеннолетнего ФИО2 укусила именно безнадзорная собака, поскольку у данной собаки отсутствовал ошейник, собака находилась на улице без хозяина. Данных о том, что травма была получена при иных обстоятельствах, материалы дела не содержат. Доказательств, свидетельствующих о том, что собака, укусившая несовершеннолетнего, имела хозяина, ответчиком не представлено.

В рассматриваемом случае, суд считает установленным и доказанным, что в результате укуса безнадзорной собаки несовершеннолетнему                             ФИО2 причинен моральный вред, который заключается в нравственных страданиях, вызванных физической болью от полученной травмы, перенесенным стрессом, страхом повторения данной ситуации, что вызывает нервное напряжение и дискомфорт.

Определяя лицо, ответственное за причинение морального вреда, суд отмечает, что в соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме, лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. (пункт 1) Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. (пункт 2)

Таким образом, гражданским законодательством установлена презумпция вины правонарушителя (причинителя вреда), поскольку именно он должен доказать отсутствие своей вины в правонарушении (п. 2 ст. 401, п. 2 ст. 1064 ГК РФ), т.е. принятие мер по его предотвращению. Поскольку нарушитель предполагается виновным, потерпевший от правонарушения не обязан доказывать вину нарушителя, а последний для освобождения от ответственности должен сам доказать ее отсутствие.

Федеральным законом от <дата> № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом; животное без владельца определено как животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен (статья 3).

Согласно ст. 17 Закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

На основании ч. 3 ст. 7 Закона № 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 8 Закона № 498-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.

Постановлением администрации <адрес> ***** от <дата> утверждено Положение об организации на территории <адрес> работы по осуществлению отдельных государственных полномочий <адрес> по организации на территории <адрес> мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. (далее - Положение)

Согласно п. 2 Положения, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> является органом, уполномоченным осуществлять деятельность по обращению с животными без владельцев на территории <адрес> в части отдельных переданных государственных полномочий <адрес>.

Средства местного бюджета могут использоваться в случаях недостаточности планируемой потребности на осуществление переданных государственных полномочий объему финансовых средств, предоставленных в виде субвенций из бюджета <адрес> муниципальному образованию городскому округу город-курорт Ессентуки на текущий финансовый год (п. 7 Положения).

Согласно пунктам 26.5 и 26.6 Правил благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки, утвержденных решением Совета <адрес> от <дата> N 45, отлов собак и кошек, независимо от породы и назначения /в том числе и имеющие ошейник с номерным знаком/, находящиеся на улицах или в иных общественных местах без сопровождающего лица производить систематически; отлов бродячих животных осуществляется специализированными организациями на основании договоров /контрактов/, заключенных управлением ЖКХ администрации <адрес> в пределах средств, предусмотренных в бюджете <адрес> на эти цели.

В рассматриваемом случае, суд считает установленным, что государственные функции по отлову, учету и регистрации, содержанию безнадзорных животных возложены именно на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>, в связи с чем, именно Управление является надлежащим ответчиком по данному делу.

Соответственно, на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> возлагается обязанность возместить причиненный ФИО2 вред.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание характер причиненных ФИО2 физических и нравственных страданий, индивидуальные особенности его личности и возраст, степень вины причинителя вреда, обстоятельства, при которых был причинен моральный вред. Суд отмечает, что ФИО2 причинены нравственные страдания не только в результате физической боли от укуса животного, необходимости проведения вакцинации и болезненности проводимых медицинских процедур. В данном случае нарушено психологическое благополучие ребенка, испытывающего чувство страха перед животными, беспокойство, тревожность.

В силу ст. 7 Федерального закона от <дата> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от <дата> № 124-ФЗ              «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В рассматриваемом случае, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части и считает возможным взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> в пользу ФИО2 в лице его законного представителя ФИО4 компенсацию морального вреда в размере 35 000 руб.

Суд полагает, что с учетом обстоятельств дела, указанный размер компенсации согласуется с принципами конституционной ценности жизни, здоровья и достоинства личности (статьи 21 и 53 Конституции Российской Федерации), а также с принципами разумности и справедливости, позволяющими, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой - не допустить неосновательного обогащения потерпевшего и не поставить в чрезмерно тяжелое имущественное положение лицо, ответственное за возмещение вреда.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, в соответствии со ст. ст. 103 ГПК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в доход бюджета <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей в доход государства.

Суд, при вынесении решения, оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, обе стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями ст.ст.12,35,56,57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> о взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить в части.

Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> в пользу несовершеннолетнего ФИО2, в лице его законного представителя ФИО4 компенсацию морального вреда в размере 35 000 руб.

В удовлетворении остальной части отказать.

Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> в доход бюджета муниципального образования город-курорт Ессентуки государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Ессентукский городской суд.

Мотивированное решение суда изготовлено <дата>.

Судья:                                               Е.А. Аветисова

2-1289/2024 ~ М-963/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г. Ессентуки
законный представитель н/л Гупалова Кристина Николаевна
Ответчики
Управление ЖКХ администрации г. Ессентуки
Другие
Администрация г. Ессентуки
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Аветисова Елизавета Арутюновна
Дело на сайте суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
23.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2024Передача материалов судье
24.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2024Подготовка дела (собеседование)
21.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2024Судебное заседание
10.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее