РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Навроцкой Н.А.
при помощнике судьи Филатовой К.П.
с участием: прокурора Пижамовой О.И.
представителя административного истца Кияйкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-1213/2021 по административному исковому заявлению Вишняковой Елены Владимировны к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части,
УСТАНОВИЛ:
Вишнякова Е.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части, указав, что ей на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 109,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Нежилое помещение включено в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201, под пунктом 25704; в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, под пунктом 23752. Считает, что указанный объект включен в Перечни необоснованно, поскольку не обладает признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 378.2 Налогового Кодекса РФ, поскольку не предусматривает размещение в нем административно-деловых и торговых центров, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Нежилое помещение расположено в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером №, на земельном участке с кадастровым номером №, вид разрешенного использования – под строительство жилого дома со встроенными помещениями (2 очередь строительства), фактически не использовалось и не используется. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает ее права и законные интересы. Просит признать недействующими с момента принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом 25704 нежилого помещения с кадастровым номером №;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом 23752 нежилого помещения с кадастровым номером №;
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кияйкин А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, В письменных возражениях на административный иск указал, что министерством в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 № 402, по заявлению административного истца 28.01.2019 был произведен осмотр и определен вид фактического использования спорного объекта недвижимого имущества, как объекта бытового обслуживания (салон красоты «Cherry»), о чем принято соответствующее решение от 18.02.2019 № 12/1818. Спорное нежилое помещение включено в оспариваемые Перечни исходя из ранее определенного вида его использования. Считает, требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 названного кодекса).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса,
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости. Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного кодекса.
Виды объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пункт 4 ст.378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям ЕГРН и документам технического учета должны быть безусловными, бесспорными.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 07 октября 2019 года N 2201, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) 23.10.2019 г.
-от 19 октября 2020 года N 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, «Волжская коммуна», № 171(30955), 21.10.2020.
Нежилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 109,8 кв.м., цокольный этаж № 1, расположенное по адресу: <адрес>, включено под пунктом 25704 Перечня на 2020 год, под пунктом 23752 Перечня на 2021 год.
Оспариваемые приказы изданы в установленном законом порядке и форме уполномоченным органом. По мотивам соблюдения министерством имущественных отношений Самарской области порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к его форме, процедуре принятия, правил введения в действие, порядка опубликования и вступления в силу не оспаривается.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Вишнякова Е.В. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 109,8 кв.м., цокольный этаж № 1, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 11.09.2020 г. № 63/116/714/2020-167, а также свидетельством о государственной регистрации права от 19.07.2012 года, договором купли-продажи от 10.07.2012 года.
Указанное нежилое помещение находится в здании с кадастровым номером №, наименование: многоквартирный жилой дом, назначение: многоквартирный жилой дом, площадью 2 983,1 кв.м., расположенном по адресу: Российская Федерация, <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11.09.2020 г. № 63/116/714/2020-168.
Согласно уведомлению от 07.07.2021 года № КУВИ-002/2021-482294631 Росреестра, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.
Из экспликации площади помещения технического паспорта, составленного ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 28.08.2008 г., нежилое помещение номер н-1, Литера А3, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 109,8 кв.м, состоит из помещений, коридора, умывальной, санузла.
Таким образом, по сведениям ЕГРН и документам технического учета наименование и назначение спорного нежилого помещения не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и п. 5 ст. 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В связи с вышеизложенным, для включения спорного помещения в Перечни требовалось установление его фактического использования.
Вместе с тем, осмотр нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечней министерством имущественных отношений Самарской области не проводился, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Из акта осмотра объекта недвижимого имущества от 28.01.2019 года, составленного ГБУ СО «ЦРР», а также фотоматериалов к нему следует, что нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, цокольный этаж № 1, - фактически используется как централизованное приемное помещение, площадью 14,7 кв.м, как салон красоты, площадью 46,9 кв.м, как солярий, площадью 2,2 кв.м, как комната приема пищи, площадью 5,5 кв.м, как душевая, площадью 7,7 кв.м, как коридоры, тамбуры, площадью 19 кв.м, как сан.узел, площадью 4,1 кв.м.
На прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Оказание услуг в объекте неограниченному кругу лиц возможно.
Согласно пояснениям представителя административного истца, в период 2020-2021 гг спорное нежилое помещение в аренду не сдавалось и не сдается по настоящее время, помещение в 2020 году в полном объеме не использовалось, в 2021 г. не используется выставлено на продажу.
Из акта осмотра от 30.11.2020 года, составленного Обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», следует, что нежилое помещение с кадастровым номером № фактически пустует и не используется, торговые и офисные помещения, а также помещения по оказанию бытовых услуг и услуг общественного питания отсутствуют. Фактически пустое помещение/помещение для размещения мебели составляет 105,7 кв.м, или 96,27 % от общей площади, санузел – 4,1 кв.м, или 3,73 % от общей площади.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 № 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Однако, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения в целях установления фактического использования на момент формирования и утверждения Перечня на 2020-2021 годы до начала налоговых периодов (п.7 ст. 378.2 НК РФ) административным ответчиком не проводилось. Доказательств фактического использования указанного объекта недвижимости в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов бытового обслуживания и общественного питания также не представлено.
Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, технические характеристики помещения, здания, вид разрешенного использования земельного участка, отсутствие осмотра на предмет фактического использования помещения на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у Вишняковой Е.В. критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечни спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорного объекта в Перечни произведено в целях налогообложения на 2020 - 2021 г.г., обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативных актов, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Волжская коммуна».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 208-215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Вишняковой Елены Владимировны - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 г. № 2201, в части включения в него под пунктом 25704 нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 г. № 2014, в части включения в него под пунктом 23752 нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.08.2021
Судья: Н.А. Навроцкая