Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2022 года <адрес>
Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего Ярыгина Л.И.,
при секретаре судебного заседания ФИО3, и помощнике судьи ФИО4, с участием представителя администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО5, действующей на основании доверенности, представителя ответчика ФИО6, действующей на основании доверенности, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «<адрес>» к ФИО2 о признании недействительным постановления администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № и признании отсутствующим право собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «<адрес>» обратилась в суд с иском к ФИО2 о признании недействительным постановления администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № в части выделение ФИО2 земельного участок, и признании отсутствующим право собственности на земельный участок.
В обоснование требований указано, что постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении однократно бесплатно в собственность граждан МО «<адрес>» земельных участков для индивидуального жилищного строительства» ФИО2 был выделен однократно бесплатно в собственность земельный участок из категории - земли населенных пунктов общей площадью 600 кв. м. для индивидуального жилищного строительства, по адресу: РИ, <адрес>. В ходе проверки законности выделения ответчику земельного участка были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, свидетельствующие о недействительности постановления администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, а также нарушения при регистрации прав на земельный участок. На основании изложенного просит: признать недействительным постановление администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № в части выделения ФИО2 земельного участка расположенного по адресу: РИ, <адрес>; признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок, расположенный по адресу: РИ, <адрес>, с кадастровым номером 06:02:0100006:1347, общей площадью 600 кв.м., а также аннулировать запись государственной регистрации прав в ЕГРН.
В судебном заседании представитель истца – администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО5 исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ФИО2 извещенная надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, направила в суд своего представителя ФИО6, которая исковые требования не признала, представила суду письменные возражения на иск, из которых следует, что истцом пропущен срок исковой давности, а именно ссылается на то, что орган местного самоуправления должен был узнать о нарушении своих прав не позднее момента проведения межевания земельного участка и постановки его на кадастровый учет, а именно ДД.ММ.ГГГГ пояснила суду, что её доверительница обращалась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учёт и предоставлении земельного участка бесплатно под ИЖС.
На судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Росреестр по <адрес>, не явились, будучи надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, направили в суд ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Судом установлено, что постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении однократно бесплатно в собственность граждан МО «<адрес>» земельных участков для индивидуального жилищного строительства» ФИО2 был выделен однократно бесплатно в собственность земельный участок из категории - земли населенных пунктов общей площадью 600 кв. м. для индивидуального жилищного строительства, по адресу: РИ, <адрес>.
Так, в ходе проверки законности выделения ответчице земельного участка были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, свидетельствующие о недействительности постановления администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, а также нарушения при регистрации прав на земельный участок.
Выявленные нарушения законодательства Российской Федерации заключаются в нарушении установленного порядка предоставления земельного участка в собственность однократно бесплатно.
Согласно п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Земельный кодекс РФ наделяет законодателя субъекта РФ полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в пп.пп. 6 и 7 ст. 39.5 ЗК РФ, порядок и основания снятия граждан с данного учета.
Так, Законом Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О регулировании земельных отношений» (с изменениями и дополнениями от: ДД.ММ.ГГГГ, 29 мая, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 1 июня, ДД.ММ.ГГГГ, 4 мая, 1 июня, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Закон №-РЗ) установлен перечень категорий граждан, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно и без проведения торгов (ч. 4 ст. 23 Закона №-РЗ). В их числе поименованы в числе прочих малоимущие граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. 52 ЖК РФ, в случае отсутствия у них другого земельного участка.
Также судом установлено, что во исполнение вышеуказанной нормы Закона №-РЗ решением Городского совета депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства однократно бесплатно в собственность и предоставления им данных земельных участков на территории муниципального образования «<адрес>» (далее - Положение о порядке предоставления земельных участков).
Согласно п. 6 Положения о порядке предоставления земельных участков право приобретение в собственность однократно бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с настоящим Положением имеют отдельные категории граждан, определенные Земельным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О регулировании земельных отношений», постоянно проживающие на территории городского округа.
В соответствии с п. 9 Положения о порядке предоставления земельных участков для постановки на учет и предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно заявители, указанные в пункте 6 настоящего Положения, подают в общий отдел заявления по форме, согласно Приложения к настоящему Положению и пакет документов, подтверждающий право гражданина на получение земельного участка бесплатно, в том числе и справку о том, что заявитель стоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, выданную не ранее чем за десять дней на дату подачи заявления.
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Принятие на учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр (ч.4 ст. 52 ЖК РФ)
Согласно ст. 21 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О регулировании жилищных отношений в Республике Ингушетия» признание граждан малоимущими, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с Главой 3 настоящего Закона.
Главой 3 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О регулировании жилищных отношений в <адрес>» установлен порядок признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет.
В соответствии с пунктом «а» части 7 статьи 8 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О регулировании жилищных отношений в <адрес>» при отнесении граждан к малоимущим учитываются доходы от реализации недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств.
Так судом установлено, что согласно служебной записки начальника отдела социальной политики администрации МО «<адрес>» ФИО7, адресованной главе администрации МО «<адрес>», ФИО2 с 2017 года и по настоящее время не состоит на учете по программам малоимущих и нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий.
В удовлетворении ходатайства представителя ФИО6, с привлечением специалиста администрации «<адрес>» ФИО8 и использованием технических средств суда, была просмотрено электронная система документооборота «ingset» в которой зафиксированы обращения граждан с 2016 года. При просмотре установлено, что ФИО2 обращалась с заявлением о постановке на учете по программам малоимущих и нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий, однако принятого решения по указанному заявлению представлено не было на учет по программам малоимущих и нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий постановлена не была. В ходе просмотра по ходатайству представителя истца из указанной выше операционной системы выгружено и распечатано два заявления по обращению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, вход. № ау-73 и от ДД.ММ.ГГГГ, вход. № ау-5467 с просьбой о включении её семьи в список малоимущих и малообеспеченных семей и выдачи акта жилищно-бытовых условий, что в свою очередь являются обстоятельствами доказывающих факт того, что ФИО2, не состояла на учете по программам малоимущих и нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий.
Из пояснений специалиста ФИО8, данных ею в судебном заседании следует, что в электронной системе документооборота «ingset» зафиксированы обращения граждан с 2016 года, в случае подачи гражданином заявления это заявление обязательно фиксируется в данной системе, в последующем заявление передается главе. За время работы случаи упущения заявления без фиксации в данной системе документооборота не было.
Согласно п. 2.1 Положения о порядке признания граждан малоимущими в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма и организации учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании «<адрес>», утверждённого решением Городского совета депутатов муниципального образования «<адрес>» от «1» июня 2017 г. № З-вн/2-1, органом, принимающим на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и устанавливающим учетную норму, является администрация городского округа Сунжа, а именно отдел социальной политики.
Вместе с тем, ответчица не состояла на учете в качестве малоимущих и нуждающихся в улучшении жилищных условий, с заявлением о постановке на учет обращалась ДД.ММ.ГГГГ, однако не была поставлена на учет по программам малоимущих и нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий.
Представителем ответчика была представлена справка с администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, №, о том, что семья ФИО2 из 6-ти человек, состоит на учете в списках администрации как малоимущая и малообеспеченная.
При этом, из приобщённого к материалам дела по ходатайству представителем администрации МО «<адрес>» копии книги учета исходящих документов следует что, справка от ДД.ММ.ГГГГ, № выдавалась ФИО9, следовательно суд не может отнестись к данной справке как к доказательству позиции ответчика.
Из выписки из ЕГРН следует, что ФИО2, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 06:02:0100006:1347, расположенный по адресу: РИ, <адрес>, общей площадью 600 кв.м.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законами.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В п.52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» № от ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает права истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими; по смыслу указанных разъяснений, применение такого способа защиты как признание права собственности отсутствующим, возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация и установленного факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
Фактом, на основании которого можно оспорить зарегистрированное право, является недействительность правоустанавливающих документов, послуживших основанием к такой регистрации.
В связи с чем, суд усматривает неоспоримые основания признания недействительным постановления администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № в части выделения ФИО2, земельного участка расположенного по адресу: РИ, <адрес>.
С учетом изложенного, запись в Едином государственном реестре недвижимости о праве собственности ФИО2, на земельный участок с кадастровым номером 06:02:0100006:1347, расположенный по адресу: РИ, <адрес>, общей площадью 600 кв.м., не может быть признана законной и подлежит погашению как несоответствующая требованию закона, а используемый ответчиком земельный участок, изъятию.
При этом, исковые требования об исключении из ЕГРН записи о государственной регистрации права собственности ФИО2, на спорный объект недвижимого имущества также подлежат удовлетворению, так как записи в Едином государственном реестре прав о праве собственности ФИО2, на спорный земельный участок была произведена в нарушение действующего законодательства.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по вышеизложенным основаниям.
Относительно доводов представителя ответчика о пропуске истцом сроков исковой давности, суд пришёл к следующему.
Статьей 196 Гражданского кодекса РФ устанавливается общий срок исковой давности в три года.
Пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно положениям статьи 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Постановлением Администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, был выделен однократно бесплатно в собственность земельный участок из категории - земли населенных пунктов общей площадью 600 кв. м. для индивидуального жилищного строительства, по адресу: РИ, <адрес>. Суд относит дату вынесения вышеуказанного постановления датой, когда истец узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким образом, трехлетний срок исковой давности истекает только ДД.ММ.ГГГГ, а Администрация обратилась в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ.
На основании чего, суд приходит к выводу, что срок исковой давности истцом не пропущен, довод представителя ответчика, что срок исковой давности следует считать с момента проведения межевания земельного участка и постановки его на кадастровый учет, является ошибочным, не основанным на законе, так как согласно представленным по запросу суда сведениям межевание земельного участка и постановка его на кадастровый учет проводилась до предоставления и не в целях выделения ФИО1 данного земельного участка, иных доказательств в обоснование заявленного ходатайства, бесспорно свидетельствующих, что истцом пропущен срок исковой давности, ответчиком суду представлено не было, в связи, с чем оснований для удовлетворения ходатайства о пропуске срока исковой давности, не имеется.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче иска в суд истец администрация <адрес> РИ в силу закона была освобождена от уплаты государственной пошлины. Поскольку исковые требования удовлетворены, в силу ст. 103 ГПК РФ, ст. 61.1. БК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации муниципального образования «<адрес>» к ФИО2 о признании недействительным постановления администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № в части выделение ФИО1 земельного участка и признании отсутствующим право собственности на земельный участок - удовлетворить.
Признать недействительным постановление администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № « О выделении однократно бесплатно в собственность граждан МО «<адрес>» земельных участков для индивидуального жилищного строительства» в части выделения ФИО2 земельного участка по адресу: <адрес>.
Признать отсутствующим право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 06:02:0100006:1347, общей площадью 600 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> погасить запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 06:02:0100006:1347, общей площадью 600 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия через суд его, принявший в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна:
Судья
Сунженского районного суда РИ Л.И. Ярыгин
Поступило | ДД.ММ.ГГГГ |
Оставлено без движения | ДД.ММ.ГГГГ |
Принято к производству | ДД.ММ.ГГГГ |
Назначено | ДД.ММ.ГГГГ |
Начато рассмотрение | ДД.ММ.ГГГГ |
Рассмотрено | ДД.ММ.ГГГГ |
Срок рассмотрения | 5 месяцев 10 дней |
Строка | 209 |