Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 18 декабря 2023 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2444/2023 по административному исковому заявлению Болдина ФИО6 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском о восстановлении пропущенного срока и об установлении архивной кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 353,7 кв.м, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 в размере 5 558 369 рублей; об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 353,7 кв.м, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 с учетом уточнений в размере 7 805 500 рублей, определив начало периода применения для целей налогообложения - 01.01.2022.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.01.2021 составляла 9 139 572 рубля 63 коп., дата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости 06.06.2011, дата внесения стоимости 15.04.2012. С результатами определения кадастровой стоимости административный истец не согласен, так как затрагивает его права и обязанности превышение рыночной стоимости объекта, которая согласно отчету об оценке составляет 5 558 369 рублей. В январе 2022 года в результате очередной государственной кадастровой оценки в ЕГРН внесены сведения о новой кадастровой стоимости объектов, оспариваемая кадастровая стоимость стала архивной.
В настоящее время кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № составляет 10 944 846 рублей 82 коп., дата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - 01.01.2021, дата внесения стоимости – 03.01.2022. С результатами определения кадастровой стоимости административный истец не согласен, так как затрагивает его права и обязанности превышение рыночной стоимости объекта, которая составляет 7 805 500 рублей по отчетам об оценке.
В судебное заседание административный истец, административные ответчики Правительство Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», администрация г.о. Новокуйбышевск, извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
В письменном ходатайстве представитель административного истца Кушко К.Л., действующая на основании доверенности, просила рассмотреть настоящее дело в свое отсутствие.
В письменных отзывах на иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» отозвало ране заявленное ходатайство о назначении судебной экспертизы, разрешение административного иска оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость спорного объекта, определенная в отчетах об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемый объект.
Учитывая требования статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что административный истец на праве собственности с 25.05.2011 имеет объект недвижимого имущества – помещение с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, площадью 353,7 кв.м, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение.
Согласно выпискам из ЕГРН в отношении объекта недвижимого имущества – помещение с кадастровым номером № утверждена кадастровая стоимость:
- в размере 9 139 572, 63 рублей постановлением Правительства Самарской области № 118 от 14.03.2012 по состоянию на 06.06.2011, о чем сведения внесены в ЕГРН 15.04.2012,
- в размере 10 944 846, 82 рублей приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2451 от 25.11.2021 по состоянию на 01.01.2021, о чем сведения в ЕГРН внесены 03.01.2022.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
По делу установлено, что сведения об оспариваемой архивной кадастровой стоимости каждого нежилого помещения внесены в ЕГРН 15.04.2012, иск подан в суд 02.11.2023, то есть административным истцом пропущен пятилетний срок на обращение с иском в суд.
В силу части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии с абзацем 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В силу п. 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Принимая во внимание, что расчет налога на спорное нежилое помещение за период до 01.01.2022 осуществляется исходя из оспариваемой архивной кадастровой стоимости, суд приходит к выводу, что прежние результаты определения его кадастровой стоимости продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем, учитывая об отсутствии иного способа защиты права, полагает возможным восстановить срок на обращение в суд.
Исходя из представленных материалов, суд полагает, что права и законные интересы административного истца затрагиваются действительной и архивной кадастровой стоимостью объекта недвижимого имущества, как плательщика налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта. Установление кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налогов.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и 02.11.2023 обратился с настоящим административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении архивной и действительной кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной его стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлены отчеты об оценке № 2023.10-02/01 от 17.10.2023, № 2023.10-04/02 от 17.10.2023, № 2023.10-04/2/1 от 28.11.2023 ООО «Бюро оценочных технологий» об определении рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 в размере 5 558 369 рублей и по состоянию на 01.01.2021 в размере 7 805 500 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости на каждую дату, содержащих сведения об иной рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», являясь уполномоченным учреждением по расчету кадастровой оценки, замечаний, нарушений в представленном уточненном отчете об оценке не выявлено, ранее заявленное ходатайство о назначении судебной экспертизы отозвано.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчетах об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости объекта недвижимого имущества на даты кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта равной его рыночной стоимости на каждую дату кадастровой оценки, определенной в отчетах об оценке.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 02.11.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.
Судом не усматривается оснований для указания в резолютивной части на дату применения устанавливаемой кадастровой стоимости для целей налогообложения, поскольку является административным действием уполномоченных органов в порядке исполнения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Болдина ФИО7 удовлетворить.
Восстановить Болдину Виктору Владимировичу срок на обращение в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения.
Установить архивную кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>:
- равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 в размере 5 558 369 рублей,
- равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 7 805 500 рублей.
Датой подачи заявления в суд считать 02.11.2023.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 29.12.2023.
Судья И.А. Щетинкина