Дело № 5-1659/2022
УИД: 39RS0001-01-2022-007176-46
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 декабря 2022 года г. Калининград
Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кузовлева И.С., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ООО «ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ» (ООО «ПЭК») (ИНН №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>) по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Калининградская областная таможня направила в суд материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении ООО «ПЭК».
Как следует из представленных материалов, 22.09.2022 в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни прибыло транспортное средство – седельный тягач марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, с полуприцепом марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак № под управлением водителя-экспедитора ООО «Авто-ПЭК Юг» ФИО6 с товаром Евразийского экономического союза (далее - Союз): «сборный груз по спецификации к CMR № 19 от 19.09.2022» на 6 поддонах, 816 мест общим весом брутто 15310 кг.
Отправитель товара – ООО «ПЭК» (г. Москва), получатель товара – ООО «ПЭК» (г. Калининград), перевозчик товара – ООО «Авто-ПЭК Юг» (г. Москва).
Согласно представленным водителем-экспедитором ФИО5 товаросопроводительным документам (далее - ТСД): транзитной декларации (далее ТД) № 10013210/190922/0002770, состоящей из международной товарно-транспортной накладной (CMR) № 19 от 19.09.2022, спецификации к CMR № 19 от 19.09.2022, таможенным постом Кубинка Московской областной таможни указанный товар помещен под таможенную процедуру таможенного транзита согласно ТД № 10013210/190922/0002770. Декларантом (принципалом) таможенной процедуры таможенного транзита выступало ООО «ПЭК» (отправитель товара).
При проведении таможенного осмотра с применением мобильного инспекционно-досмотрового комплекса (МИДК) было установлено, что предположительно в грузовом отсеке транспортного средства находился товар, не заявленный в товаросопроводительных документах (акт таможенного осмотра № 10012160/220922/100340).
В ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра (акт таможенного досмотра № 10012160/230922/100341) установлено, что находящийся в транспортном средстве основной товар по наименованию соответствует заявленному в товаросопроводительных документах, по весу брутто и количеству грузовых мест не превышает заявленное в товаросопроводительных документах, при этом фактически товар расположен на 33 поддонах, из которых 27 не указаны в товаросопроводительных документах.
Указанный товар не был задекларирован ООО «ПЭК» в установленном порядке.
Исходя из объяснений водителя-экспедитора ФИО3 от 26.09.2022, при погрузке товара он присутствовал, товар был размещен на 33 паллетах, грузовые места водитель не считал, взвешивание товара не производилось. Товаросопроводительные документы на груз готовил отправитель, на основании них была подана транзитная декларация.
Товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъят по протоколу изъятия вещей и документов от 26.09.2022 и помещен в камеру хранения вещественных доказательств таможенного поста МАПП Чернышевское по адресу: Калининградская область, Нестеровский район, пос. Чернышевское, ул. Калининградская, д. 1.
Согласно заключению эксперта ЭКС – регионального филиала ЦЭКТУ г. Калининград от 24.10.2022 № 12401004/0022370 рыночная стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения, по состоянию на 19.09.2022 на территории Российской Федерации составляла 3564 рубля.
04.10.2022 таможенным органом по данному факту в отношении ООО «ПЭК» было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, по окончании административного расследования 26.10.2022 составлен протокол об административном правонарушении и материалы дела переданы на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.
Законный представитель ООО «ПЭК» в суд не явился, защитника не направил, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещен надлежаще.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно подп. 45 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу, являются товаром.
Положениями п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС определено, что товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
На основании п. 1 ст. 104 ТК ЕЭАС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем (п. 2 ст. 104 ТК ЕАЭС). Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме (п.3 ст. 104 ТК ЕАЭС).
Для перевозки (транспортировки) с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, товаров Союза применяется таможенная процедура таможенного транзита (пп. 2 п. 2 ст. 142 ТК ЕАЭС).
На основании п. 3 ст. 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита используется транзитная декларация.
Пунктом 6 ст. 105 ТК ЕАЭС установлено, что в качестве декларации на товары и транзитной декларации допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров, в случаях и порядке, определяемых настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией. При использовании в качестве декларации на товары и транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, таможенное декларирование осуществляется в письменной форме, если иное не определено Комиссией и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Перечень сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, установлен п. 1 ст. 107 ТК ЕАЭС, в том числе: о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами; о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков; о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; о количестве грузовых мест.
В силу ч. 4 ст. 107 ТК ЕАЭС перечисленные сведения также заявляются и в транзитной декларации в отношении товаров Союза, перевозимых через территорию государств, не являющегося членом Союза.
На основании п. 2 ст. 83 ТК ЕАЭС декларантом товаров, помещаемых под таможенные процедуры, может выступать лицо государства-члена, являющееся стороной сделки, заключенной между лицами одного государства-члена, на основании которой товары вывозятся с таможенной территории Союза.
На основании пп. 7 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Декларантом выступало ООО «ПЭК».
При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем (п. 1 ст. 84 ТК ЕАЭС).
В соответствии с п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан:
1) произвести таможенное декларирование товаров;
2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации;
3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;
4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС; 5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры;
6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.1995 № 1084 «О присоединении Российской Федерации к Таможенной Конвенцией о временном ввозе от 26.06.1990 г. с применением ряда приложений» Российская Федерация является участницей Конвенции о временном ввозе, заключенной в г. Стамбуле 26.06.1990 г. (далее Конвенция).
Согласно приложению В. 3 к Конвенции, поддон – это устройство, на настиле которого можно разместить вместе некоторое количество товаров с тем, чтобы образовать транспортный пакет с целью его перевозки, погрузки-выгрузки или штабелирования с помощью механических аппаратов.
В соответствии с пояснениями, к товарной позиции 441520 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 21), поддон – это погрузочная плита, состоящая из двух щитов, раздельных опорами, или одного щита, опирающегося на стойки, предназначенная преимущественно для перемещения с использованием грузовых тележек или автопогрузчиков с вилочным захватом.
Согласно Рекомендациям Европейской экономической комиссии ООН (Рекомендация №21/Rev.l «Коды для видов груза, упаковки и материалов упаковки», Женева, август 1994 года), «грузовое место» - конечный продукт «очной операции в том виде, в каком он подготовлен для транспортировки и состоит из собственно упаковки (резервуар, контейнер) и находящегося в ней груза. Термин «грузовое место» включает все применяемые для упаковки приспособления, и в частности держатели, используемые в качестве внешней или внутренней оболочки товаров, держатели, с помощью которых товары накручиваются, наматываются или связываются (в отличие от тех, что делены в международных конвенциях), и резервуары. Данный термин исключает средства транспортировки и транспортное оборудование, как-то оны и контейнеры;
- «Упаковка»: Материалы и компоненты, используемые при любых упаковочных операциях для упаковки, хранения и защиты готовых изделий или материалов во время транспортировки.
- «Вид упаковки»: Форма или конфигурация грузового места в том виде, в каком оно представлено для транспортировки.
В соответствии со статьей 2 Технического регламента Таможенного союза безопасности упаковки», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 г. № 769, транспортная упаковка - упаковка, назначенная для хранения и транспортирования продукции с целью защиты ее от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу.
Таким образом, паллеты (поддоны) не входят в грузовое место и не являются упаковкой, необходимой для обеспечения неизменности состояния товара до поступления в оборот, имеют самостоятельный код по ТН ВЭД ЕАЭС - 441520, являются товаром и подлежат таможенному декларированию.
На основании ч. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, ООО «ПЭК» должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных для данного вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, поэтому обязано было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «ПЭК» обязанностей, предусмотренных действующим таможенным законодательством. Общество имело правовую и реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако не предприняло необходимых и достаточных мер для соблюдения закона, что повлекло совершение административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Факт совершения ООО «ПЭК» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, подтверждается следующими материалами дела об административном правонарушении:
- товаросопроводительными документами;
- актом таможенного осмотра от 22.09.2022;
- актом таможенного досмотра от 23.09.2022;
- объяснением ФИО4. от 26.09.2022;
- протоколом изъятия вещей и документов от 26.09.2022;
- заключением эксперта от 24.10.2022 № 12401004/0022370;
- протоколом об административном правонарушении от 26.10.2022, а также другими материалами дела об административном правонарушении.
Прихожу к выводу, что виновность ООО «ПЭК» в совершении административного правонарушения подтверждена вышеизложенными, согласующимися между собой доказательствами, и квалифицирую его деяние по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, как недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Смягчающих административную ответственность обстоятельств не усматриваю. Отягчающим административную ответственность обстоятельством является повторное совершение однородного правонарушения.
Оснований для освобождения ООО «ПЭК» от административной ответственности не имеется, с учетом конкретных обстоятельств дела совершенное им административное правонарушение не может быть признано судьей малозначительным.
Давая оценку характеру совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, а также с учетом отягчающих ответственность ООО «ПЭК» обстоятельств, считаю необходимым назначить ему наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения. Применение более мягкого административного наказания не будет отвечать целям административного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО «ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ» (ООО «ПЭК») виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения, изъятого протоколом изъятия вещей и документов от 26.09.2022 года и находящегося на хранении в камере хранения вещественных доказательств таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни по адресу: Калининградская область, Нестеровский район, пос. Чернышевское, ул. Калининградская 1.
Издержки по делу об административном правонарушении за перевод документов с литовского языка на русский язык в сумме 762 рубля отнести на счет федерального бюджета.
Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: И.С. Кузовлева